Чумиков Максим Сергеевич
Чумиков М. С.Подписчиков: 5
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг56

Семейный бизнес в России и в мире: разбираемся в нюансах.

413 просмотров
139 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 12,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Перед началом освещения данного вопроса я хотел бы выдвинуть тезис: семейного бизнеса в России, как правовой категории, не существует.

Чтобы детальнее разобраться и аргументировать мою точку зрения, необходимо понять, что подразумевается под словом «семья». Согласно Закону «О прожиточном минимуме», семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. При этом Семейный кодекс относит к членам семьи супругов (родителей) и детей. Понятия же семейного предпринимательства в российском законодательстве на данный момент не существует. Примерно год назад, в октябре 2018 г. глава Минпромторга РФ заявил, что власть готова рассматривать инициативу введения в законодательство понятия семейного бизнеса. Однако в настоящее время дефиниция этой категории официально не введена, что осложняет понимание того, что можно считать семейным бизнесом в России.

Если говорить об общепринятых формах организации семейного бизнеса, то эти формы можно разделить на две группы: к первой относятся компании, которые состоят исключительно из членов одной семьи (при их личном трудовом участии), ко второй - компании, которыми руководят представители одной семьи (зачастую управление этими организациями переходит по наследству).

Хотелось бы более подробно разобрать первую группу. Подобный подход к организации семейного бизнеса близок к «восточному (азиатскому) подходу менеджмента». Это так называемый фактор гуан-си, что в буквальном переводе означает «большая семья». Данному подходу характерна разнородная, но достаточно единая система деловых взаимоотношений и связей. При этом, понятие «большая семья» гораздо шире, чем российское законодательное определение: сюда входят и дальние родственники и даже друзья, которые выступают потенциальными или реальными участниками бизнеса. Одним из главных отличий азиатского стиля ведения семейного бизнеса является его цель. Целью в данном случае является не только зарабатывание денег, но и польза, которую приносит деятельность компании конкретной семье и обществу в целом. Данный подход к менеджменту по своей сути является антиподом западного подхода.

Что касается второй группы семейного бизнеса, то такой подход к его организации характерен для западных крупных корпораций (например, Samsung, Volkswagen, Nike). Данными компаниями из поколения в поколение владеют члены одной семьи, что позволяет сохранять единую линию развития и преемственность в политике организаций. Очевидно, что ключевым отличием западного подхода к семейному бизнесу от восточного является отсутствие эксплуатации личного труда членов семьи.

В современной России не выработано единого подхода к ведению семейного бизнеса. Проведя анализ действующего законодательства, можно сделать вывод, что основной организационно-правовой формой семейной предпринимательской деятельности является крестьянско-фермерское хозяйство.

Раскрывая суть данного вида семейного бизнеса, я хотел бы обратиться к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно данному нормативно-правовому акту, крестьянское (фермерское) хозяйство – объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную деятельность. При этом уточняется, что под хозяйственной деятельностью понимается производство, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции. Камнем преткновения здесь является сельскохозяйственная продукция, которая ограничивает семейное предпринимательство в РФ исключительно аграрным сектором. Это свидетельствует не столько о неразвитости института семейного бизнеса в России, сколько о его практически полном отсутствии.

Отсутствие правового регулирования семейного бизнеса порождает ряд проблем. Главной из них является проблема, связанная с «дроблением бизнеса» крупными и средними предпринимателями.

В настоящее время Федеральная налоговая служба продолжает вести активную борьбу с компаниями, которые используют схемы дробления бизнеса для ухода от налогов. По заявлению представителей службы, ликвидация подобной практики позволит вернуть в бюджетную систему крупные суммы платежей, которые сейчас в нее не поступают, сделать рынок более конкурентным и обеспечить защиту прав потребителей.

Схемой "дробления" бизнеса пользуются крупные и средние предприятия. Таким образом, они стараются избежать нежелательных проверок со стороны контролирующих органов, а главное, получить положенные небольшому бизнесу преференции в виде возможности снизить налоговую нагрузку.

Смысл в том, что малый бизнес использует специальные режимы налогообложения: упрощенную систему налогообложения (УСН) либо единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Налоговая нагрузка у них меньше, чем у более крупных предприятий, работающих по общей системе налогообложения.

Уяснив суть данной схемы, можно увидеть проблему, с которой сталкиваются семейные предприниматели. Как известно, к семейному бизнесу, в основном, относят малые и средние предприятия. Следовательно, в процессе борьбы ФНС РФ с предпринимателями, которые занимаются дроблением бизнеса, проблемы возникают и у семейных предпринимателей, которые добросовестно платят налоги. Таким образом, в настоящее время существует проблема, которая является своеобразной стеной на пути развития семейного предпринимательства в нашей стране.

В связи с вышесказанным, я хотел бы заострить внимание на том, что семейный бизнес в России нуждается в помощи. Прежде всего, эта помощь должна исходить от государства, которое может с помощью экономических регуляторов создать самодостаточный институт семейного предпринимательства.

На практике значение семейного предпринимательства гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, по сравнению с малым и средним бизнесом, оно отличается большей эффективностью, так как уровень доверия между участниками и согласованности их действий гораздо выше. Во-вторых, развитие института семейного бизнеса позволит ощутимо снизить уровень безработицы в стране, так как многие безработные смогут участвовать в развитии семейного дела.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к выводу, что для развития семейного предпринимательства в России необходимо как правовое, так и экономическое воздействие на него со стороны государства. Однако я считаю неправильным перекладывать всю ответственность за развитие бизнеса на власть, ведь важной частью становления предпринимательства (не только семейного) является предприимчивость самих граждан, их готовность идти на риск, для того чтобы продвигать собственное дело. И в случае семейного бизнеса, необходимо, чтобы граждане были заинтересованы в создании семейного дела, а государство, в свою очередь, должно всячески способствовать поддержанию этого интереса.

Понравилась публикация?
2 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, студент Чумиков Максим Сергеевич
Serega
Подписчиков 320
29.11.2023, 07:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг79.5к
Подробнее
Неинтересно
00:31
Поделитесь этим видео
0
15
Олег
Подписчиков 198
сегодня, 18:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг141.4к
Заза Джанашия (нападающий)-1996-2001.Командные достижения: серебряный (3) и бронзовый призер чемпионата России,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Назарова Евгения Александровна
Подписчиков 20099
сегодня, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.6М
ВступлениеДобрый день, мои уважаемые читатели. Сегодня хочу с вами поговорить о жизни, но не о моей,...
Подробнее
Неинтересно
-1
42