6 советов о том, как правильно составить любую жалобу

Доброго времени суток, дорогие читатели!
В наше время подача жалобы – довольно распространенная практика. Это и радует (граждане стали более внимательными к защите своих прав), и не обнадеживает (видимо, поводов до невозможности много).
Одни люди довольно часто подают жалобы и имеют хорошее представление о процессе, другие обнаруживают себя в крайне затруднительном положении при необходимости пожаловаться. Встает много вопросов: как она выглядит? Чем отличается от других документов? Что там нужно писать? Как писать так, чтобы добиться своего?

Чем отличается жалоба от других документов
Жалоба – это письменная просьба лица, содержащая требование к уполномоченным органам и лицам предпринять конкретные действия и имеющая целью восстановить нарушенные права.
Поэтому от всех иных актов – обращений, заявлений, претензий – жалоба отличается следующими чертами:
1. Вы являетесь обладателем определенных прав на основании закона.
2. Ваши законные права нарушены.
3. Вы перечисляете конкретные действия, которые ожидаете от органа или лица.
На каком основании вы имеете право подать любую жалобу по любым нарушенным правам? Это право закреплено в федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ. Он носит универсальный характер.
Как правильно составить жалобу: 6 нюансов
1. Структура
Ваша жалоба не должна выглядеть сплошным текстом. В ней должна быть соблюдена структура, чтобы зрительно было удобнее ориентироваться.
Жалоба состоит из следующих элементов:
- "шапка": к кому обращена ваша жалоба и кем вы сами являетесь;
- название документа – "Жалоба" по центру;
- описание вашей ситуации;
- само требование (!), начинающееся со слов "Прошу Вас" (оно должно быть выделено отдельно, чтобы его можно было заметить);
- перечисление прилагаемых к жалобе приложений с доказательствами вашей позиции;
- дата и подпись.
Образец жалобы

Типовой образец

2. Не нужно рассказывать обо всех тяготах жизни
Не пишите жалобу на три листа. Любую ситуацию можно уместить в один или два листа. Даже если очень многое хочется сказать, помните о том, что ваша просьба будет рассмотрена тогда, когда она не отнимет много времени для чтения.
В жалобе должны быть приведены только сухие факты по делу, вы рассматриваете свои обстоятельства с точки зрения стороннего беспристрастного наблюдателя. Представьте, что вам поручили составить задачу для учебника по математике.
3. Обилие ссылок на нормативные акты
А вот на что не нужно скупиться при изложении проблемы, так это перечисление норм, защищающих ваши права и обосновывающих дальнейшие требования.
Здесь можете начать прямо с положений Конституции (ст. 33 – право на обращение, глава 2 – все права человека и гражданина). Главное, это должно быть уместно и относиться к делу.
Тем самым вы, во-первых, надежно обоснуете позицию, а во-вторых, покажете, что вы грамотный и образованный человек. Нередко это является решающим фактором при принятии решений по жалобам.
Пример обоснованной позиции в жалобе на поликлинику
"В соответствии со ст. 6 Закона "Об основах охраны здоровья граждан РФ" приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе, с учетом рационального использования его времени. В соответствии со ст. 10 Закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации".
4. Уделите особое внимание требованию
Чаще всего граждане в этом абзаце скромно указывают одно предложение, в худшем случае "Прошу Вас принять соответствующие меры". Что в этом плохого?
Во-первых, органы и должные лица увидят, что вы просто просите "хоть как-то отреагировать" и, возможно, даже не знаете, какого определенного результата вы ожидаете.
Во-вторых, краткой формой требования вы предоставляете адресату широчайшие возможности для выбора того, как именно отреагировать. Это можно сделать, просто сообщив нижестоящему должностному лицу о "необходимости что-то предпринять". Тоже же реакция? Как вы поняли, таким способом ваша проблема может не решиться никогда.
Что необходимо сделать?
1) Посмотрите должностную инструкцию и должностной регламент, на основании которых указанный вами адресат выполняет свои служебные обязанности. Типовые варианты вы можете найти в интернет-поисковике. Из списка обязанностей и правомочий выберете те, реализации которых вы ждете. В жалобе можете указать ссылку на это правомочие, сформулировав его под вашу ситуацию (в зависимости от того, в чем проблема и что должны делать).
2) Добавьте в свое требование фразу о том, что вы ожидаете ответа в письменной виде. Конечно, закон предоставляет право адресату отвечать вам и в устной форме, но это гораздо хуже. Письменный ответ – это документ, который в дальнейшем будет служить вам опорой и неопровержимым доказательством.
5. Внесите элемент угрозы
Речь не идет об угрозах "встретить в темном переулке".
В действительности вам нужно просто поставить адресата в известность о вашем намерении обратиться к вышестоящим должностным лицам и вышестоящие органы.
Например: "Если я не получу письменного ответа на поданную мною жалобу и указанные в ней меры не будут предприняты, все материалы дела и прилагаемые у ним доказательства я передаю в... (отдел, комиссию и т.д.)".
Лишних слов наподобие "я буду вынужден", "я намерен", "мне придется" писать не нужно. Так как свои действия вы указываете как факт, описывайте их в форме настоящего времени.
6. Отправляйте жалобы повторно и регулярно
К сожалению, именно так работает система рассмотрения жалоб: чем они чаще поступают, тем больше внимания им стоит уделить. Примите как факт, что огромное количество жалоб может запросто поглотить вашу. Обижаться не нужно, лучше делайте все возможное, чтобы вас заметили.
Периодичность отправки жалобы зависит от ваших возможностей и желания. Можно отправлять 1 раз в неделю или две. Стандартный срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней. Не бойтесь показаться назойливым: это означает лишь то, что вы действительно нуждаетесь в содействии органов власти.
Вывод
Если вы действительно заинтересованы в решении вашего вопроса, серьезно отнеситесь к составлению жалобы. Ваша задача – представить себя не беспомощным и утопающим человеком, молящим о помощь, а компетентным осведомленным гражданином, четко знающим: свои права; на чем они основаны; в чем состоит их нарушение и какие факты это подтверждают; что обязаны делать должностные лица и органы, чтобы обеспечить реализацию этих прав; какие меры они обязаны предпринять в случае нарушения этих прав; что нужно требовать от них, исходя из их компетенции.
Несмотря на говорящее за себя название "жалоба", а также требование в форме "Прошу Вас", держите в голове мысль о том, что вы не просто жалуетесь и кого-то о чем-то просите или умоляете. Вы требуете немедленного восстановления нарушенных прав, которыми вы наделены законом.
Надеюсь, статья помогла вам разобраться в основных моментах, о которых нужно знать при составлении жалобы. От них зависит ее дальнейшая судьба, будет ли она рассмотрена или отложена с остальными в долгий ящик.
Обязательно расскажите о своем опыте подачи жалобы – какие трудности были, что непонятно и хотелось бы узнать поподробнее, принимались ли они либо были оставлены без рассмотрения. Всем хорошего дня!

Приходилось ли вам писать жалобу?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
К сожалению, следственные органы и прокуроры практикуют подмену жалобы в порядке ст. 123,124 УПК РФ на административную в порядке ФЗ № 59 от 02.05.06.
При этом, вместо постановления выдают ответы с абстрактными формулировками не по сути требований в жалобе в порядке ст. 124 УПК РФ, а по ФЗ № 59 от 02.05.06. с целью прекращения переписки, т. к. в уголовном судопроизводстве прекращение переписки недопустимо. Поэтому, количество жалоб в порядке ст. 123,124 УПК РФ растет в геометрической прогрессии, а прокуроры, которые обязаны надзирать за исполнением законов, сами их нарушают.
Тут дело в следующем. Согласно ч. 1 ст. 123 УПК право на обжалование действий должностных лиц и органам принадлежит участникам уголовного процесса, а также иным лицам, чьи права и интересы были затронуты в ходе проведения уголовно-процессуальных действий. То есть в этом случае четко определены критерии категорий лиц, которые подают жалобу в рамках УПК.
Проблемы здесь возникают, в основном, только с третьими лицами, так как должностным лицам можно отбить их жалобы нехитрыми приемами доказывания того факта, что ничьи процессуальные права затронуты не были. Но что касается непосредственных участников - такие номера не проходят, смена уголовного порядка рассмотрения жалобы на административный - это слишком заметное нарушение.
К сожалению, в отдаленных российских регионах происходит страшный беспредел, где представители власти даже не стесняются открыто игнорировать правовые нормы. Но это вопрос уже далеко не юридический, а уходит корнями в политику!
Спасибо, Анастасия! Как лицо, косвенно связанное с юриспруденцией (я суд. эксперт), часто приходится работать на общественность "сам себе юристом" по составлению жалоб. Много читала об этом, и Ваша статья тоже большое подспорье. Особенно при объяснении жалобщикам, что само письмо - не волшебная палочка, и "завтра" ответа не будет. Что нужно долбиться, как дятел, в одну точку, чтобы чего-то "выдолбить". Что нужно соблюдать определённый этикет и стиль изложения... да много чего! Народ, в основном, юридически неграмотен, а самое печальное, не хочет учиться...
Да, совершенно так! А бывает, что гражданин вроде и хорошо знает, как составлять документ и куда его направлять, но, к сожалению, этого бывает недостаточно. Опять же в силу значительных расхождений между юридической картиной мира и реальной практикой. И зачастую человек не понимает, почему он все делает в соответствии с правилами, а результата не добивается.
Типичный пример - это как раз общие требования к оформлению жалобы, закрепленные в федеральном законе. Если опираться только на них, то далеко уехать не получится
Приходится часто писать жалобы. Не потому, что нечем заняться, а потому, что пока "пинка"сверху не дадут, никто не чешется. Потом начинают звонить и просить в следующий раз обращаться напрямую к руководителю. И что все вопросы будут решаться сразу. Срабатывает. Так что-пишите жалобы. К сожалению, по-другому наши чиновники работать не умеют.
Это хорошо, когда жалобы действительно оказывают положительный эффект, это очень радует! Иногда бывает, что нижестоящие руководители нарочно тормозят процесс продвижения жалобы, вступают в споры с обратившимися гражданами. А когда те с большим трудом добиваются того, что жалоба все-таки доходит до головной инстанции, руководитель этого уровня с недоумением возмущается, выражает глубокое уважение, восклицает: "Как же вы раньше всё терпели и не жаловались сразу? Кау такое могло произойти?"
Потом оказывается, что он же и препятствовал ходу дела.
Спасибо за помощь) Мы за 1 г. 5 мес. переписки заставили Администрацию выполнить ремонт дороги))) Но прочитав Вашу статью, нашла в своих жалобах недочеты)
Все приходит с опытом, рада, что разобрались!
Спасибо, Анастасия! А вот ранее в подобной статье было сказано, что не нужно указывать номера статей законодательных актов. Т.к.чиновник отлично знает свои обязанности и ваши права и без этого. Указание ст. ФЗ и кодексов уместно при подаче иска в суд. Хотя я стараюсь, все-таки, давать ссылочки на ФЗ. Это, думаю, как-то сильнее убеждает чиновника в вашей уверенности в свое право.
Обязательно нужно указывать! Это необходимо, как минимум, по двум причинам: во-первых, обязательным элементом жалобы является обоснование и аргументация своего требования (а как обосновывать без ссылок на нормы?). А во-вторых, лицу, рассматривающему вашу жалобу, будет намного удобнее сориентироваться и понять, о каких правах вы говорите. Тем самым вы облегчите ему задачу дать ответ в письменном виде, так как он обязательно должен опираться на законодательную базу. Конечно, по закону никто не должен лениться, органы обязаны дать ответ на все обращения. Но реальность отличается от идеальной картины, и нужно исходить из этого
Да, согласна! Предыдущий автор как-то смутил меня своим советом.
Благодарю! Очень интересная статья!