17.4. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ГОСУСЛУГАМ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1.1. Нормативное регулирование лицензирования образовательной деятельности >>>
1.2. Случаи, в которых необходимо получить лицензию на осуществление образовательной деятельности >>>
1.3. Лица, которые могут получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, лицензирующий орган и срок действия лицензии >>>
1.4. Последствия осуществления образовательной деятельности без лицензии >>>
1.1. Нормативное регулирование лицензирования образовательной деятельности
Лицензирование образовательной деятельности регулируется:
- Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании);
- ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании);
- Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966) (далее - Положение);
- Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (утв. Приказом Минобрнауки России от 25.11.2014 N 1517; далее - Регламент Рособрнадзора);
- Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 244; далее - Регламент лицензирующих органов субъектов РФ);
- Приказом Рособрнадзора от 12.03.2015 N 279 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности".
1.2. Случаи, в которых необходимо получить лицензию на осуществление образовательной деятельности
Осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 91 Закона об образовании).
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), подвидам дополнительного образования (ч. 1 ст. 91 Закона об образовании).
Дополнительная информация о видах образования, уровнях образования, подвидах дополнительного образования и их содержании
1. Образование подразделяется на следующие виды (ч. 2 ст. 10 Закона об образовании):
а) общее образование направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п. 11 ст. 2 Закона об образовании);
б) профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Закона об образовании);
в) профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2 Закона об образовании);
г) дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Закона об образовании).
2. Общее и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням (п. 3 ст. 10 Закона об образовании).
Уровни общего образования, закрепленные в Законе об образовании (ч. 4 ст. 10 данного Закона):
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Уровни профессионального образования, закрепленные в Законе об образовании (ч. 5 ст. 10 данного Закона):
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование - бакалавриат;
- высшее образование - специалитет, магистратура;
- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
3. Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:
- дополнительное образование детей и взрослых;
- дополнительное профессиональное образование.
Виды образовательных услуг
Образовательная деятельность включает в себя оказание услуг по реализации образовательных программ согласно перечню, прилагаемому к Положению (п. 3 Положения). В него входят следующие программы (Приложение к Положению):
1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования;
2) основные общеобразовательные программы начального общего образования;
3) основные общеобразовательные программы основного общего образования;
См. продолжение перечня
4) основные общеобразовательные программы среднего общего образования;
5) основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
6) основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена;
7) основные профессиональные образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата;
8) основные профессиональные образовательные программы высшего образования - программы специалитета;
9) основные профессиональные образовательные программы высшего образования - программы магистратуры;
10) основные профессиональные образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
11) основные профессиональные образовательные программы высшего образования - программы ординатуры;
12) основные профессиональные образовательные программы высшего образования - программы ассистентуры-стажировки;
13) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
14) основные программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих;
15) основные программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих;
16) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы;
17) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные предпрофессиональные программы (перечень таких программ в области искусств утвержден Приказом Минкультуры России от 16.07.2013 N 998);
18) дополнительные профессиональные программы повышения квалификации;
19) дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки;
20) образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций.
Реализация основных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием присваиваемой квалификации. Так, Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования утверждены Приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования - Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, - Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1060.
Не требуется получение лицензии
Не лицензируется:
- образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими без привлечения педагогических работников (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании, абз. 1 п. 1 Положения);
- образовательная деятельность, которую ведут частные образовательные организации на территории инновационного центра "Сколково" (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон N 244-ФЗ), абз. 2 п. 1 Положения). Данная деятельность осуществляется на основании разрешений, выдаваемых управляющей компанией (ч. 3 ст. 17 Закона N 244-ФЗ);
- образовательная деятельность организаций, осуществляемая ими на территории инновационного научно-технологического центра, если это предусмотрено правилами проекта (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", абз. 3 п. 1 Положения);
- деятельность, осуществляемая путем проведения семинаров, консультаций и разовых лекций. Исчерпывающий перечень услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, приведен в Приложении к Положению. Услуги по проведению семинаров, консультаций и разовых лекций в нем не названы. Таким образом, указанная деятельность не подлежит лицензированию;
- обучение пожарно-техническому минимуму. Как разъяснил Рособрнадзор, такое обучение не является реализацией образовательной программы и не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности (Письмо от 25.04.2014 N 01-52-716/06-1730).
1.3. Лица, которые могут получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, лицензирующий орган и срок действия лицензии
Лица, которые могут получить лицензию
Получить лицензию на образовательную деятельность могут (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании, абз. 1 п. 1 Положения):
а) образовательные организации - некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности и в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы (п. 18 ст. 2 Закона об образовании).
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Данные организационно-правовые формы предусмотрены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Духовные образовательные организации создаются в порядке, определенном Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ч. 2 ст. 22 Закона об образовании).
Образовательные организации могут быть (ч. 4 - 7 ст. 22 Закона об образовании):
- государственными (создаваемыми РФ или субъектом РФ);
- муниципальными (создаваемыми муниципальными образованиями);
- частными (создаваемыми в соответствии с законодательством РФ физическими и (или) юридическими лицами и их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций).
Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (ч. 1 ст. 23 Закона об образовании);
Дополнительная информация по типам образовательных организаций
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (ч. 2 ст. 23 Закона об образовании):
1) дошкольная образовательная организация. Она осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми и, кроме того, может осуществлять деятельность по дополнительным общеразвивающим программам (п. 1 ч. 4 ст. 23 Закона об образовании);
2) общеобразовательная организация - по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Она также вправе реализовывать образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы и программы профессионального обучения (п. 2 ч. 4 ст. 23 Закона об образовании);
3) профессиональная образовательная организация - по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) программам профессионального обучения. Такая организация вправе осуществлять образовательную деятельность по любым программам, кроме образовательных программ высшего образования (п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 4 ст. 23 Закона об образовании);
4) образовательная организация высшего образования - по образовательным программам высшего образования и научную деятельность. Данная организация вправе осуществлять деятельность по реализации любых образовательных программ (п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 23 Закона об образовании).
Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы, подразделяются на следующие типы (ч. 3 ст. 23 Закона об образовании):
1) организация дополнительного образования. Она осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, а также может реализовывать образовательные программы дошкольного образования и профессионального обучения (п. 5 ч. 4 ст. 23 Закона об образовании);
2) организация дополнительного профессионального образования - по дополнительным профессиональным программам. Кроме того, она вправе осуществлять деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (п. 6 ч. 4 ст. 23 Закона об образовании).
б) организации, осуществляющие обучение, - юридические лица, которые на основании лицензии осуществляют наряду с основной образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Закона об образовании). В соответствии со ст. 31 Закона об образовании к ним относятся:
- научные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Такие организации вправе реализовывать программы магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы (ч. 2 ст. 31 Закона об образовании);
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 1 ст. 31 Закона об образовании). Законодатель не указал, по каким видам образовательных программ данные организации вправе осуществлять образовательную деятельность;
- организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, и организации, осуществляющие социальное обслуживание. Эти организации могут осуществлять деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 31 Закона об образовании);
- загранучреждения МИД России. Они могут осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам (ч. 4 ст. 31 Закона об образовании);
- иные юридические лица. Данные лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам (ч. 5 ст. 31 Закона об образовании).
Для осуществления указанной деятельности в организации, осуществляющей обучение, создается специализированное структурное образовательное подразделение. Его деятельность регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым данной организацией (ч. 6 ст. 31 Закона об образовании);
в) индивидуальные предприниматели, за исключением тех, кто осуществляет образовательную деятельность непосредственно.
Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании).
Необходимо отметить, что физические лица, указанные в ч. 2
ст. 331 ТК РФ, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании).
Названные организации и индивидуальные предприниматели вправе получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в случае их соответствия лицензионным требованиям (п. 4 Положения).