9. Я военнослужащий и живу в служебном жилье по договору соц найма. Сложилось так, что развёлся. После развода прописал бывшую жену и ребёнка в своей личной квартире в другом городе. После возвращения в воинскую часть представил все документы в управляющую компанию о разводе, но из за ошибки МФЦ не приходил документ (выписной лист) об прописке по новому месту жительства бывшей жены и ребёнка. Позже выписной лист пришёл по почте, но только на сына. Взяв это и приложив копию паспорта с (с регистрацией по новому м.ж.) и свидетельство о разводе. Управляющая компания отказывается делать перерасчёт за период с момента прописки бывшей жены и сына по новому месту жительства и до настоящего времени. Я плочу за них в служебном жилье, а они платят за себя по другому адресу. Подскажите пожалуйста, что мне делать!
9.2. Здравствуйте, ответ на свой вопрос Вы найдете из нижеприведенноного судебного акта.
Решение № 2-13/2019 2-13/2019 (2-645/2018;)~М-637/2018 2-645/2018 М-637/2018 от 6 февраля 2019 г. по делу № 2-13/2019
Комсомольский районный суд (Хабаровский край) - Гражданские и административные
Дело № 2-13/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2019 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе: председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,
при секретаре - Артазей Т.В.,
с участием помощника военного прокурора - Гудыма Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, к Министерству обороны Российской Федерации, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (далее по тексту ФГБУ « ЦЖКУ », ответчик) требований жилищно-коммунального законодательства. В ходе проверки установлено, что МО РФ было создано ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ, а также филиал ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ по ВВО, которые согласно Уставу и положению о филиале ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ по ВВО, оказывают услуги в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий МО РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Восточного военного округа. Между МО РФ и ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ 26.09.2017 г. был заключен договор управления жилищным фондом (далее по тексту Договор), закрепленным за ВС РФ, в соответствии с которым ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ приняло на себя обязательство по управлению жилыми домами МО РФ, в том числе, домами №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 расположенными по ул. Звездная в с. Большая Картель Комсомольского района Хабаровского края. Согласно п. 3.1.3 Договора ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ обязалось предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества нанимателям и проживающим вместе с ними лицами. В соответствии с п. 12, 13 ст. 13 ФЗ РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организации, осуществляющие снабжение коммунальными ресурсами, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют. Однако ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ до настоящего времени не принято мер по установке общедомовых приборов учета горячей и холодной воды в указанных жилых домах, что противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает интересы РФ, а также прав граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Граждане, проживающие в указанных домах, ежемесячно осуществляют оплату коммунальных услуг, в связи с чем являются потребителями. Размер платы за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия общедомовых приборов учета горячей и холодной воды. Просит обязать ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ организовать установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета горячей и холодной воды в перечисленных жилых домах.
Определением суда от 03 декабря 2018 г. к участию в деле, в качестве соответчика, было привлечено Министерство обороны Российской Федерации, поскольку установлено, что соответчик является собственником перечисленного жилищного фонда.
В ходе производства по делу Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре уточнил исковые требования, просил обязать ответчиков организовать установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной воды и общедомовых приборов учета тепловой энергии в жилых домах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 по адресу: Комсомольский район, п. Большая Картель, ул. Звездная, в срок до 60 суток со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре Гудыма Е.Н. на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, просил возложить на ответчика Министерство обороны РФ обязанность, в срок до 60 суток со дня вступления решения суда в законную силу, организовать установку и ввод в эксплуатацию в перечисленных жилых домах общедомовых приборов учета холодной воды и общедомовых приборов учета тепловой энергии, а на ответчика ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ возложить обязанность обеспечить дальнейшую эксплуатацию приборов учета.
Представитель ответчика - ФГБУ « ЦЖКУ » Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивает на ранее представленных возражениях.
В своих возражениях на иск представитель ответчика указал, что на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации № З-УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2018 г., заключенного между МО РФ (Государственный заказчик) и ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ (Управляющая организация) Учреждение с 01 ноября 2017 г. приступило к деятельности по управлению жилищным фондом МО РФ. Пунктом 2.1 Договора установлено, что Управляющая организация обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений. Пунктом 2.4 Договора установлено, что в отношении передаваемого жилищного фонда Управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации. В соответствии с приложением № 6 к Договору управляющая организация осуществляет содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов. Согласно п. 4.1 и п. 4.2 Договора Учреждение взимает плату за оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и текущему ремонту специализированного жилищного фонда. Согласно п. 4.3 Договора деятельность Управляющей организации финансируется из платежей, осуществляемых нанимателями, проживающими в жилищном фонде. Указанным договором на Учреждение не возложена обязанность по проведению капитального ремонта специализированного жилищного фонда, соответственно денежные средства, предусмотренные для целей капитального ремонта, в ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ отсутствуют. Функции капитального ремонта осуществляет иная организация, подведомственная МО РФ.
Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны в обязательном порядке устанавливаться в многоквартирных домах, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» (ФЗ-261), собственники жилых домов, собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу ФЗ-261, обязаны обеспечить оснащение МКД приборами учета используемых ресурсами.
В соответствии со ст.11 п.9 ФЗ-261 собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие МКД установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
На основании ст.12 п.4 ФЗ-261 лицо, ответственное за содержание МКД, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников МКД. Собственники помещений в МКД обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
На основании разъяснений Минстроя России от 11.09.2015 г. № 29445-ЛГ/04, от 03.11.2016 г. № 36505-ОД/04 обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложен на собственников помещений в МКД.
Решение об установке в МКД приборов учета коммунальных ресурсов отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, так как ОДПУ включается в состав общего имущества (ч.1 ст. 36, ст.44 ЖК РФ).
Согласно постановлению Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, установка ОДПУ является капитальным ремонтом общего имущества. Следовательно, установка ОДПУ может быть проведена исключительно за счет взносов на капитальный ремонт МКД.
Решение единоличного собственника об оснащении перечисленных в иске домов, общедомовыми приборами учета холодной воды до настоящего времени не принято собственником. Кроме того, горячее водоснабжение в указанных многоквартирных домах отсутствует, так как системы горячего водоснабжения в домах не обустроены изначально.
Учреждение не осуществляет сбор денежных средств на капитальный ремонт общего имущества, а функции распоряжения такими денежными средствами возложены собственником на иную организацию, подведомственную МО РФ.
Ответчик - Министерство обороны РФ, своего представителя в судебное заседание не направил, представив возражения относительно иска, согласно которым, на основании договора от 26 сентября 2017 г. № З-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ приняло на себя обязательство по управлению жилыми домами МО РФ. Цель договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде. Пунктом 3.1.1. договора предусмотрена обязанность управляющей организации осуществлять управление жилищным фондом в соответствии с условиями Договора и законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Кроме того, ссылаясь на положения ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), указывает, что именно Управляющая компания обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Выслушав помощника военного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирном домом, обязуется по заданию другой стороны, в течение согласованного срока, за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Частью 1 ст. 209 ГК РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 июля 2012 года, собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч.9 ст.13 ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ, организации, которые осуществляют снабжение водой, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Подпунктом «с» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Пунктом 81 названных Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником помещения.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации (в том числе жилые помещения, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу ч. 4 ст. 214 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждения во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 294).
В соответствии с подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В силу п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации», с 01 апреля 2017 г. создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 данного приказа, основной деятельностью Учреждения является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.09.2017 г. между МО РФ (заказчик) и ФГБУ « ЦЖКУ » (управляющая компания) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ № 3-УЖФ/ВВО-1, по условиям которого заказчик передал в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилого фонда, управляющей компании, а последняя, принимая жилищный фонд, приняла обязательство оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилого фонда.
Жилые дома 1, 2, 3, 4, 5, 6 по ул. Звездная в с. Большая Картель Комсомольского района, Хабаровского края, входят в указанный Перечень.
Пунктом 2.1 Договора установлено, что Управляющая организация обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений.
Пунктом 2.4 Договора установлено, что в отношении передаваемого жилищного фонда Управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации.
Согласно п. 4.1 и п. 4.2 Договора Учреждение взимает плату за оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и текущему ремонту специализированного жилищного фонда.
Согласно п. 4.3 Договора деятельность Управляющей организации финансируется из платежей, осуществляемых нанимателями, проживающими в жилищном фонде.
Из анализа договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ № 3-УЖФ/ВВО-1, следует, что на управляющую компанию - ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ не возложена обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета.
В судебном заседании достоверно установлено, и доказательств обратного ответчиком МО РФ не представлено, что ответчик ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ, являясь управляющей компанией, должен выполнять услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме.
Представленными материалами подтверждается, что ответчик ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ обращался в подведомственные МО РФ организации со сведениями о многоквартирных домах, в которых общедомовые приборы учета не установлены и просил решить вопрос об оборудовании жилых домов как общедомовыми, так и индивидуальными приборами учета.
Однако, собственником жилищного фонда - МО РФ не принято соответствующего решения об установке и вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета либо о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание жилого помещения.
Согласно постановлению Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, установка ОДПУ является капитальным ремонтом общего имущества.
Следовательно, установка ОДПУ может быть проведена исключительно за счет взносов на капитальный ремонт МКД.
Сведений о том, что Управляющая компания получает и распоряжается денежными средствами, предусмотренными на капитальный ремонт жилищного фонда МО РФ, суду не представлено.
Анализируя приведенные нормы материального права и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что установка и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета должны быть обеспечены собственником жилищного фонда на основании его решения, в связи с чем у ответчика ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ отсутствуют предусмотренные законом основания для установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что в перечисленных жилых домах отсутствует система горячего водоснабжения, в связи с чем требование о возложении на ответчика обязанности установить общедомовые приборы горячего водоснабжения было заявлено безосновательно и не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что собственником жилых домов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 расположенных по адресу: Комсомольский район, п. Большая Картель, ул. Звездная является Министерство обороны РФ, а ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ в отношении указанного жилищного фонда является только управляющей компанией, суд приходит к выводу о том, что требования истца об организации установки общедомовых приборов учета холодной воды и тепловой энергии и ввод указанных приборов в эксплуатацию, подлежат удовлетворению за счет ответчика - Министерство обороны РФ, являющегося собственником указанного жилищного фонда а требования к ответчику - ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ по указанным основаниям удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования прокурора о возложении на ответчика ФГБУ « ЦЖКУ » МО РФ обязанности обеспечить дальнейшую эксплуатацию приборов учета, суд приходит к выводу, что указанные требования заявлены истцом преждевременно и удовлетворены быть не могут, поскольку собственник жилищного фонда ещё не установил и не ввел в эксплуатацию общедомовые приборы учета горячей воды и тепловой энергии; предметом спора не является ненадлежащая их эксплуатация Управляющей компанией, либо уклонение Управляющей компании от эксплуатации приборов учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменка, д.19 3, ОГРН 1037700255284, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 27.02.2003 г., ИНН/КПП 7704252261/770401001) обязанность, в течение 60 дней со дня вступления в законную силу данного решения суда, установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета холодной воды и общедомовые приборы учета тепловой энергии в жилых домах №№ 1 (один), 2 (два) 3 (три), 4 (четыре), 5 (пять), 6 (шесть), расположенных по улице Звездная в п. Большая Картель, Комсомольского района, Хабаровского края.
В удовлетворении остальной части исковых требований-отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме-11 февраля 2019 г.