Спросить юриста  бесплатно

Ликвидация юридического лица

Советы юристов:

Конкурсное производство Кредитного кооператива было прекращено в декабре 2018 года. Кооператив остался без руководства, без печати, оказался недействующим юридическим лицом с единственно "живым" расчетным счетом в банке, на который продолжали поступать взыскания по исполнительным листам. 12 августа т.г. налоговой инспекцией данный кооператив будет ликвидирован и исключен из реестра юридических лиц. Вопросы: а) будут ли накопившиеся денежные средства с расчетного счета возвращены банком отправителям - судебным приставам; б) могут ли остаток средств с расчетного счета получить учредители (участники) данного кооператива?

Денежные средства, поступившие по исполнительным производствам на расчётный счет кооператива, являлись собственностью кооператива. Право на их получение имеют конкурсные кредиторы кооператива-банкрота. При отсутствии таких - участники кооператива.

Все по закону должно быть.

Перечислите все возможные варианты ликвидации юрлица, в том числе альтернативные варианты, которые прямо не указаны в законодательстве. Опишите все этапы ликвидации юрлица, какие плюсы и минусы, возможные риски для руководителя и собственников юрлица, размер госпошлин по ООО и АО.

Ликвидация юрлица рассматривается в ситуации, когда собственники юрлица принимают решение о прекращении хозяйственной деятельности.

Екатерина, здравствуйте!
Существует два вида ликвидации (или две процедуры):
1. Добровольная ликвидация организации проводится по решению о ликвидации, которое принимают учредители (участники) или орган юрлица.
2. Принудительная ликвидация осуществляется по решению о ликвидации, которое принимает суд (как правило, по требованию госоргана). Принудительно ликвидировать юрлицо можно только по основаниям, предусмотренным законом (п. п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ). В остальном процессы добровольной и принудительной ликвидации практически одинаковы.

Для того чтобы ликвидировать юрлицо:
1) примите решение о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об определении порядка и сроков ликвидации (п. п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ);
2) сообщите регистрирующему органу о принятом решении (п. 1 ст. 61 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
3) внесите в ЕФРСФДЮЛ уведомление о ликвидации (пп. "н.5" п. 7, п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
4) уведомьте кредиторов о ликвидации юрлица после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ);
5) составьте и утвердите промежуточный ликвидационный баланс (п. п. 1, 2 ст. 63 ГК РФ);
6) подайте в территориальный орган ПФР и налоговый орган сведения о своих работниках, предусмотренные пп. 1 - 8 п. 2, п. 2.1 ст. 6, п. п. 2 - 2.4 ст. 11 Закона о персонифицированном учете и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ (п. 2 ст. 9, п. п. 1, 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете);
7) рассчитайтесь с кредиторами, а если останется имущество, то передайте его учредителям (участникам) (п. п. 5, 8 ст. 63 ГК РФ);
8) составьте и утвердите ликвидационный баланс (п. п. 7, 8 ст. 63 ГК)
9) зарегистрируйте ликвидацию юрлица - после этого она считается завершенной, а юрлицо - прекратившим существование (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Госпошлина - 800 р, если направляете электронно через ФНС или госуслуги, то платит госпошлину не нужно.

Удачи!

Оставьте пожалуйста положительный отзыв с оценкой. Благодарю!

Кто осуществляет выплаты инвалиду после ликвидации юридического лица. Выплаты осуществляются по решению суда.

Если у юридического лица имеется правопреемник то он, а если не имеется то исполнительное производство будет прекращено.

Юридическое лицо в связи с банкротством влечёт за собой ликвидацию.

Ликвидация и банкротство две принципиально разные вещи. Ликвидация делается в течение полугода, когда у организации нет долгов. Банкротство же может затянуться на многие годы с уплатой ежемесячных 30 тыс. руб. арбитражному управляющему. Это если коротко.

Интересует ликвидация юридического лица. Г. Санкт-Петербург.

Вам ее провести нужно? Или в чем вопрос?

Оксана

Назовите пожалуйста этапы ликвидации юридического лица.

Вначале на общем собрании выносится решение о ликвидации (или по решению суда). Далее, уведомляется регистрирующий орган о том, что юр. лицо находится в процессе ликвидации в трехдневный срок и формируется ликвидационная комиссия, которая осуществляет следующее:

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для регистрации ликвидации юр. лица нужно предоставить следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины.

Юлия

Какие документы необходимы при ликвидации юридического лица.

Юрист Хорошев А.А.

Статья 61 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим законодательством.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
В соответствии со ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
На основании ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Судья ликвидировало юридическое лицо по иску постороннего физического лица. Возможно ли такое.

Уфа!
Данное решение суда является НЕ законным, поэтому рекомендую вам оспорить его в апелляционном порядке.

Удачи вам Владимир Николаевич
г. Уфа 03.04.2018 г.

Того о чем вы спрашиваете быть в принципе не должно Здесь два объяснения:
! Либо вы не совсем в курсе ситуации
2,Либо у вас в Башкирии такие судьи.

Никто Вам точно ничего не скажет. Нужно видеть решение суда для начала, чтобы Вам ответить

Желаю Вам удачи и всех благ!

Кому переходит право собственности на доменное имя в случае ликвидации юридического лица или смерти физического лица?

Учредителям юридического лица или наследникам физического лица.
Надеюсь, что мой ответ на ваш вопрос, полностью вас удовлетворил.
В случае повторного обращения указывайте номер вашего вопроса.
С уважением. Сергей Чесноков. Юрист. Москва – Мытищи.
Юридические услуги оказываем на территории всей России.

Андрей
День добрый! Какие документы необходимо подготовить для ликвидации юридического лица?
(помимо формы Р 16001)

1. ликвидационный баланс;
2. документ об уплате
3. документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений (страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата рождения; место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности; гражданство; и др.).
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется дополнительно определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Какова процедура ликвидации юридического лица?

Смотрите ст.63 ГК РФ Порядок ликвидации юридического лица.

Какие отчеты в налоговую при ликвидации юридического лица.
Адвокат Суюнчалиев Р.Т.

Уточните, пожалуйста, что Вы подразумеваете под отчетами и какова стадия ликвидации ЮЛ? Если процесс ликвидации вступил в действие, то отчеты в налоговую, ПФ и ФСС подаются в общем порядке в установленные сроки.
Однако, если Вас интересует сам процесс ликвидации ЮЛ с первоначальной стадии, то необходимо подготовить и предоставить следующий пакет документов:
- уведомление по форме Р 15001;
- решение о ликвидации ЮЛ;
- уведомление о ликвидации, которое в обязательном порядке подлежит публикации.
Сам процесс ликвидации ЮЛ требует значительных временных затрат, поскольку необходимо соблюдать установленные законом сроки между этапами.
По вопросу составления необходимого пакета документов и сопровождения процедуры ликвидации ЮЛ в налоговом органе Вы можете обратиться ко мне по указанному в анкете телефону.

Завершилась добровольная ликвидация ООО. Внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Появились кредиторы, которые получали уведомления о ликвидации, но не предъявили требований в течении 2-х месяцев. Будет ли какая нибудь имущественная ответственность у директора и учредителей.

Андрей
В описанной Вами ситуации кредиторы не смогут привлечь к ответственности директора/учредителей. Однако они могут обратиться в суд с требованием о признании ликвидации незаконной, поскольку закон обязывает ликвидационную комиссию выявлять и уведомлять о ликвидации кредиторов.
Судебная практика исходит из того, что сам факт публикации сведений о предстоящей ликвидации юридического лица не освобождает ликвидатора от предусмотренной ст. 63 Гражданского кодекса РФ обязанности по выявлению и письменному уведомлению кредиторов.
Если же кредиторы получали уведомления о ликвидации должника, то шансы оспорить процедуру существенно снижаются.
Если ответ показался вам квалифицированным, просим вас оставить свой отзыв.
За дополнительной консультацией вы можете обратиться по телефонам, указанным ниже.
С уважением,
юрист компании "Стандарт", Куренкова Лариса.

Правомерны ли претензии налоговой службы после ликвидации юридического лица?

Арина!
Уточните какие уведомления Вам пришли от налоговой? Искренне желаю Вам решение Вашего вопроса.

Если ООО ликвидировано, и внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации, могут ли быть предъявлены какие нибудь требования гос. органами по несданной отчетности и т.п.? Могут ли они как нибудь обратить ликвидацию ООО?

Да, есть риски от контролирующих органов.

У нашей организации имеется должник - юридическое лицо, которое находится в стадии ликвидации. Срок на предъявление требований (2 месяца) прошел, поскольку должник о своей ликвидации нас не известил. Вынесено решение арбитражного суда в пользу нас, о взыскании с ООО определенной суммы. Но ликвидатора мы не находим, письма возвращаются с отметкой адресата нет дома. Прошу подсказать какие действия нужно предпринять нам, для взыскания долга?

Здесь многое зависит от того насколько "живой" должник. Если у ликвидирующегося должника есть имущество, т.е. смысл перейти к более активным действиям.
Если нет, то по минимуму можно написать в ИФНСМ по месту их регистрации о том, что имеется долг, приложить копии документов и заявить о том, что Вы категорически против снятия их с регистрационного учета, так как ликвидатор нарушает закон. Законом такие письма в налоговую не предусмотрены, но они часто действительно препятствуют такому ликвидатору в снятии с учета предприятия, так как по закону такой должник (если он действительно не может рассчитаться может быть ликвидирован только в банкнотной процедуре.

Если же у должника была хозяйственная деятельность и имущество или имущество есть в настоящее время, необходимо действовать более активно, подав в отношении него заявление о банкротстве с ходатайством о запрете на совершение регистрационных действий по ликвидации в порядке обеспечения.

А вообще об этом можно написать трехтомное собрание сочинений. Но вы определить лучше сначала с экономическим вопросом, так как это требует участия профессионала.

Может ли подать ходатайство о приостановлении внесения записи в ЕГРЮЛ (о ликвидации (основание определение АС о завершении конкурсного производства) лицо, не участвовавшее по делу о конкурсном производстве. Так как лицо, которое Банкрот является Ответчиком по другому делу, хотим подавать заявление по вновь открывшимся обстоятельствам (дело о признании права собственности). Заранее благодарю.

В рамках конкретного дела - может подать.

В ЕГРЮЛ уже внесена запись.. в стадии ликвидации.. и указаны ФИО Ликвидатора. Все сотрудники уволены.
Участники ООО приняли решение сохранить предприятие. Можно ли вернуть все назад - получить запись в ЕГРЮЛ - действующее.
Адвокат Остромухов Л. Б.

Да, но надо знакомиться со всеми документами.

Что означает Сведения о начале процесса ликвидации юридических лиц на сайте налоговой инспекции?

Это значит, что организация намерена ликвидироваться, о чем подала заявление в налоговую инспекцию.

Ольга, здравствуйте! Надеюсь, Вам это должно помочь.
Добровольная ликвидация юридических лиц.
Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.
Ликвидация осуществляется в несколько этапов:
• Принятие решения о ликвидации юридического лица, порядке его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.
• Извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами.
• Выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса.
• Расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.
О принятии решений о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов уведомляется регистрирующий орган – налоговая инспекция. В Новосибирске вопросы регистрации ликвидации юридических лиц отнесены к компетенции Инспекции ФНС России № 16.
Рассмотрим подробно каждый из этапов ликвидации и его документальное оформление.
Первым шагом является принятие решения о ликвидации юридического лица. Такое решение может быть принято по любым основаниям – в связи с тем, что юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указный в учредительных документах, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).
В обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается всеми учредителями единогласно, при этом нельзя предусмотреть в уставе, что для принятия решения о ликвидации учитывается меньшее количество голосов – например, 85% от количества участников.
В акционерных обществах по общему правилу достаточно принятия такого решения квалифицированным большинством акционеров, то есть проголосовать за ликвидацию должно 3/4 от общего числа акционеров, принявших участие в общем собрании. Уставом или иными внутренними документами акционерного общества может быть установлено большее количество голосов, необходимое для принятия такого решения.
Производственные и потребительские кооперативы ликвидируются по решению их членов. Унитарные предприятия ликвидируются по решению собственника их имущества.
Единственное исключение составляют фонды – решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц; добровольная ликвидация для фондов не предусмотрена.
Какой-либо унифицированной формы решения о ликвидации законодательством не установлено, поэтому решение изготавливается в свободной форме. В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации об этом должна быть уведомлена налоговая инспекция.
Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию по истечении трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 50 МРОТ (часть 3 статьи 14.25 КоАП РФ).
Обращаю Ваше внимание на то, что ни уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, ни другие уведомления, которые будет необходимо в дальнейшем предоставлять в налоговую инспекцию, не предполагают оформления расписки в их получении – поэтому лучше всего направлять их по почте либо предоставлять в налоговую инспекцию с копией, на которую можно будет поставить штамп о принятии.
На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ИГРУ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Таким образом, при заключении сделок необходимо запрашивать как можно более новую выписку, чтобы в том числе иметь информацию – не находится ли Ваш контрагент в процессе ликвидации.
С момента внесения в ИГРУЛ записи о начале процедуры ликвидации не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица и его реорганизации. Так же ликвидируемое юридическое лицо не может выступать учредителем других юридических лиц.
Следующим важным решением в процессе ликвидации является создание ликвидатора или ликвидационной комиссии. Согласно статье 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
Кандидатура лица, которое впоследствии будет осуществлять ликвидацию юридического лица, очень важна, поскольку именно он будет являться представителем юридического лица с этого момента, к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Закон не запрещает назначать на должность ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии любого дееспособного гражданина, в том числе являющегося генеральным директором ликвидируемого юридического лица.
Решение о назначении ликвидатора либо комиссии и установление иных процедурных вопросов ликвидации юридического лица могут быть отражены в первоначальном решении о ликвидации.
О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р 15002.
После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает Свидетельство о внесении записи в ИГРУЛ по форме Р 50003 и выписку из ИГРУЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность «ликвидатор» или «председатель ликвидационной комиссии» и их фамилия, имя, отчество.
После того как назначен ликвидатор либо ликвидационная комиссия, необходимо уведомить всех контрагентов юридического лица о начале процедуры ликвидации, чтобы выявить размер кредиторской задолженности. Поскольку контрагентов может быть очень много и их достаточно сложно уведомить каждого в отдельности, а также во избежание злоупотреблений со стороны ликвидируемого юридического лица, закон предусматривает публикацию информации в средствах массовой информации. При этом можно дополнительно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.
Сообщение о ликвидации юридического лица размещается в еженедельном журнале «Вестник государственной регистрации» (с условиями размещения публикаций можно ознакомиться по адресу http://www.vestnik-gosreg.ru), третья часть которого с февраля 2007 года полностью посвящена публикациям юридических лиц. В публикации указываются:
• полное наименование юридического лица;
• ОГРН;
• ИНН/КПП;
• адрес (место нахождения) юридического лица;
• сведения о приятом решении о ликвидации (для общественных объединений – решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;
• порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационный комиссией (адрес, телефон)).
Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.
Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица, в течение 2-х месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.
Два месяца со дня опубликования – это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации можно предусмотреть другой срок – сколь угодно длительный, главное чтобы он составлял не менее двух месяцев.
Одновременно с выявлением кредиторской задолженности, ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения состава имущества, находящегося в собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую задолженность. Необходимо понимать, что закон не обязывает предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно собственной добросовестностью.
По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:
• сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
• перечень предъявленных кредиторами требований;
• результаты их рассмотрения.
Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса, поэтому он составляется в свободной простой письменной форме и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по соответствующей форме.
После внесения в ИГРУЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс для проведения контрольных мероприятий в следующие отделы:
• взыскания задолженности;
• выездных проверок;
• камеральных проверок;
• юридический отдел.
Так же на этом этапе может быть назначена камеральная или выездная налоговая проверка за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые инспекции стараются назначать проверку ликвидируемого юридического лица, поскольку после ликвидации будет невозможно взыскать налоги и штрафные санкции.
После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.
Утвердив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в очередности, установленной законом. В настоящее время гражданское законодательство предусматривает 4 очереди кредиторов (необходимо отметить, что до 2006 года очередей кредиторов было 5, и после изменений в ГК РФ не во все подзаконные акты, в том числе многочисленные разъяснения налоговых органов, были внесены изменения – таким образом, в актах до 2006 года читая «кредиторы пятой очереди» надо заменять на «кредиторы четвертой очереди»).
Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения требований:
I очередь: удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда.
II очередь: удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
III очередь: удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды
IV очередь: требования прочих кредиторов.
Расчеты производятся в порядке очередности и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имуществ окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.
Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Расчеты с кредиторами четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае, если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, если кредиторы после этого не возражают. Если же имущества оказалось недостаточно и кредиторы не согласны с тем, в каком объеме удовлетворены их требования, то они вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.
После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками, собственниками) юридического лица. Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ИГРУЛ записи о ликвидации юридического лица.
На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.
Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Вместе с тем анализ положений статьи 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.
Окончательный ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица (в настоящее время ее размер составляет 400 рублей), а также заявление по форме Р 16001 предоставляются в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке.
Необходимо отметить, что в заявлении по форме Р 16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.
Этих документов достаточно для регистрации ликвидации юридического лица, никаких дополнительных документов регистрирующий орган требовать не вправе, в том числе и каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме Р 15001 и выписку из ИГРУЛ по месту нахождения юридического лица.
Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:
• Представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;
• Документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;
• В налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);
• При обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.
Одним из наиболее важных вопросов при добровольной ликвидации юридического лица является срок, в течение которого ликвидация может быть осуществлена таким образом, чтобы не нарушать действующее законодательство.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» говорит о том, что «ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати … публикации о ликвидации юридического лица» (часть 2 статьи 22) и в случае, если документы о завершении процедуры ликвидации (окончательный ликвидационный баланс) будут представлены ранее этого срока, то в регистрации будет отказано.
Однако при этом надо учитывать, что Гражданский кодекс говорит о том, что расчеты с кредиторами третьей и четвертой очереди должны быть начаты только по истечении 1 месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса и окончания расчетов с кредиторами первой и второй очереди – таким образом, минимальный определенный законодательством срок составляет 3 месяца, при этом надо учитывать, что физически необходимо время на то, чтобы подать заявление о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, подать заявку на публикацию в «Вестник государственной регистрации», получить свидетельство о ликвидации юридического лица.
Таким образом, максимально короткий срок ликвидации юридического лица при соблюдении требований законодательства не может составить менее трех с половиной месяцев. Рекламные объявления компаний, предлагающих помощь в ликвидации, о том, что ликвидация будет проведена за два месяца, предполагают, что такая ликвидация будет проводится с нарушением законодательства.
Документы представляются в регистрирующий орган по истечении установленного законом срока.
Необходимо так же рассмотреть такой вопрос – что делать в случае, если решение о ликвидации уже принято, налоговый орган извещен, но собственники (учредители, акционеры) по каким-либо причинам изменили свое решение и больше не имеют намерения ликвидировать юридическое лицо. Действующее законодательство не предусматривает подобную ситуацию, но и не запрещает ее.
Если было принято только решение, но о нем еще не уведомлены ни регистрирующий орган, ни контрагенты юридического лица, то ответ очевиден – просто не уведомлять об этом заинтересованных лиц и принять решение, отменяющее решение о ликвидации.
Но что делать, если уже уведомлена налоговая инспекция и контрагенты, назначена ликвидационная комиссия и составлен промежуточный ликвидационный баланс? Согласно разъяснениям налоговых органов в такой ситуации в регистрирующий орган предоставляется заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица и заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
После предоставления этих документов в ИГРУЛ будет внесена запись об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а заявителю будет выдано на руки или направлено на почту Свидетельство о внесении записи в ИГРУЛ. С этого момента юридическое лицо может вести свою деятельность в обычном режиме, без каких-либо ограничений.
Если же в ИГРУЛ уже внесена запись о том, что юридическое лицо ликвидировано, то отмена решения о его ликвидации возможна только судом.
После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между учредителями юридического лица пропорционально их вкладам.
Возникнут вопросы, обращайтесь. Тел.+7 953 792 47 57

Rushat
Как долго может идти процесс ликвидации предприятия после внесении ЕГРЮЛ Сведений о начале процесса ликвидации юридических лиц.

Если честно, все зависит от действий ликвидационной комиссии, наличия или отсутствия имущества, задолженности. В основном процесс ликвидации занимает от 4-х до 12 месяцев, но может никогда и не закончится.

Что нужно сделать если департамент имущества расторг договор с прежним арендодателем в связи с его ликвидацией юридическое лицо.

Сначала поясните, какое Вы имеете отношение к арендованному имуществу.

40. При ликвидации организации учредители юридического лица всегда отвечают по обязательствам: а) за акционерное общество; б) за товарищество на вере; в) за общество с ограниченной ответственностью; г) за потребительские кооперативы.

Мне кажется б) за товарищество на вере;

Что относится к спорам связанным с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица? Нам необходимо составить образцы таких исковых заявлений Если есть пришлите пожалуйста на электронный адрес или укажите ссылку. Заранее благодарны.

г.Степногорск!

Ваш вопрос требует конкретики, поэтому рекомендую вам обратиться на месте к квалифицированному юристу.

С уважением Владимир Николаевич
г.Уфа 04.12.2012 г
10:29 моск.

Юрист Гладышев Е.Г.

Таких споров может быть неограниченное количество: незаконный отказ в регистрации, - как пример.

Может ли налоговая после ликвидации предприятия вносить запись в егрюл. После ликвидации предприятия по решению налоговой ст.21.1 129-ФЗ, через неделю была внесена запись о регистрации юр. лица в качестве страхователя. Подскажите как нам поступить, юр.лицо действующее или ликвидированное.

Не может этого делать. Организация ликвидирована.

Как мне получить выписку из егрюл о ликвидации предприятия, для оформления льготной пенсии. Проживаю в Украине.

По этой ссылке получите вытяг

Подробнее >>>

Возможно ли товарищество садоводов без образования юридического лица?
Юрист Комарских М. Н.

Нет, такое действующим законодательством не предусмотрено.

По моей организации 04.09.20 налоговая внесла запись в ЕГРЮЛ о недостоверности юр. адреса. Мне, как ген. директору, выписали штраф 5 т. р., я его оплатил, после этого юр. адрес не менял.

В июле запустил процедуру добровольной ликвидации общества с помощью юридической компании. Сейчас, когда прошло 2 месяца с момента размещения известия о ликвидации в вестнике и пришло время подавать документы о ликвидации, юристы вдруг сообщили, что с наличием записи о недостоверном юр. адресе налоговая однозначно откажет в ликвидации.

Что можно предпринять в данной ситуации, чтобы не оплачивать аренду помещения под юр адрес только для ликвидации?

Указание фиктивных сведений об адресе в реестре затрагивает интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению государственного контроля. Место нахождения юридического лица имеет существенное правовое значение, им определяется место исполнения обязательств (статья 316 Гражданского кодекса Российской Федерации), место уплаты налогов, подсудность споров. Кроме того, нарушаются права всех лиц, имеющих отношения с недобросовестным ООО (государственных органов, партнеров, кредиторов, работников и т.д.), так как фактически невозможно осуществлять связь с юридическим лицом.
В рассматриваемой ситуации, Вам необходимо принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе (исключить из ЕГРЮЛ записи о недостоверности) на период ликвидации ООО. Можно рассмотреть вариант не аренды офиса, а адрес зарегистрировать по месту жительства участника.

Дмитрий

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам согласно ст.61 ГК

В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция) юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке по инициативе налогового органа.

Такая административная ликвидация производится при наличии одновременно двух непременных условий:
непредставление непрерывно в течение 12 месяцев, предшествующих моменту ликвидации, юридическим лицом налоговой отчетности;
отсутствие операции хотя бы по одному банковскому счету
Вам действительно проще ничего не делать т.к.если никакие действия не предпринимаются, по истечении 6 месяцев, то ваша компания исключается из реестра по решению ФНС.
Но при этом у вас не должно быть долгов

Письмо Федеральной налоговой службы от 9 июля 2018 г. № ГД-4-14/13083 Об обзоре судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов.

Наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, в течение более шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для применения предусмотренного ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)
Следует отметить, что законодательство о государственной регистрации не исключает возможности представления в регистрирующий орган документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, в отношении которых уже содержится запись о недостоверности.
Юридическое лицо, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, в том числе в связи с наличием в государственном реестре сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, а также кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, вправе направить в регистрирующий орган мотивированное заявление способами, указанными в п. 6 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении юридического лица из государственного реестра не принимается.
Вам стоит проверить на сайте Налоговой, может Вас уже исключили из реестра, а если еще нет, то в принципе если не предоставите достоверные данные, они сами исключат Вас т.е. ООО.
Берегите себя и всего Вам хорошего!

Дмитрий, здравствуйте!
Представление в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения об адресе юридического лица, означает непредставление необходимых документов, определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. В силу с 19.10.2020)
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление в налоговый орган недостоверных сведений об адресе, будет являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. В силу с 19.10.2020)

Возможна ли ликвидация и исключение из ЕГРЮЛ (основание: п.2 ст. 21.1 129-ФЗ) юридического лица, имеющего кредиторскую задолженность в районный бюджет?

Да,возможна. Статьей 419 ГК РФ установлено, что обязательства по выплате долга ликвидированного юридического лица прекращаются ликвидацией юридического лица, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.

В выписке из ЕГРЮЛ написано, что юр лицо находится в стадии ликвидации. Срок ликвидации юр лица истек.
Ликвидация не завершена. Как убрать данные о ликвидации из выписки ЕГРЮЛ?

Согласно приложению N 4 к Постановлению N 439 в заявлении формы Р 14001 в разделе 2 указывается причина внесения изменений: изменение сведений о юридическом лице, не связанное с внесением изменений в учредительные документы (пункт 2.1); принятие решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (пункт 2.2); изменение сведений о юридическом лице в случае ошибок, допущенных заявителем в ранее представленных документах для государственной регистрации юридического лица (пункт 2.3).

Исключение юр лица из реестра егрюл это ликвидация? Ли нет?

Необходимо обратить внимание на основание, по которому произошло исключение ю.л. из ЕГРЮЛ.
А так, согласно ч. 9 ст. 63 ГК РФ - Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Соответственно, и правоспособность ю.л. прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских