Все мультяшки охраняются авторским правом и правом на товарный знак. Те, кто решит шить одежду, печь торты, делать игрушки с изображениями мультгероев, должны заключить договор с правообладателем. Если такого договора нет, товар становится контрафактным (ст. 1515 ГК РФ).
За продажу контрафакта наказывают как производителя, так и продавца. Продавца накажут, даже если он не знал о том, что товар контрафактный (ст. 14.10 КоАП РФ, ст. 1250 ГК РФ).
Если правообладатель обнаруживает, что купленный товар нелицензионный, он отправляет бизнесмену претензию. Это письмо, в котором правообладатель просит убрать с полок нелицензионный товар и выплатить компенсацию. А если бизнесмен не согласится — угрожает подать на него в суд (ст. 1252 ГК РФ).
По закону правообладатель может потребовать от предпринимателя компенсацию (ст. 1515 ГК РФ):
от 10 000 до 5 000 000 ₽;
в двукратном размере стоимости товара;
в двукратном размере стоимости права на товарный знак.
Что делать, если пришла претензия
Уточните требования и убедитесь, что они адресованы вам. Для этого позвоните по указанным в претензии номерам телефонов.
Проверьте адресанта. Убедитесь, что он является представителем правообладателя. Погуглите название компании или фамилию человека, который прислал вам документ. В интернете полно информации об официальных представителях мультяшек.
Проверьте банковские реквизиты. Если в претензии указаны банковские реквизиты представителя, посмотрите в доверенности, есть ли у него полномочия принимать деньги для компании. Если нет, пишите заявление в полицию о мошенничестве (ст. 182 ГК РФ).
Проверьте товарный знак в базе.
Проверьте правила использования товарного знака. В описании к товарному знаку указано, на каких товарах он может быть использован. Посмотрите, есть ли ваш товар в этом списке. Если нет — это аргумент в вашу пользу.
Ответьте на претензию. Компенсации, которые требует правообладатель или его представитель, обычно завышены — не соглашайтесь на первоначальные условия. Сформулируйте ответ на претензию. Ответить нужно в течение указанного в ней срока.
Уберите проблемный товар с полок. Такое требование указано в претензии — выполните его.
Как реагировать на претензию
Когда бизнесмен проверил все документы и убедился, что претензия адресована ему, у него есть несколько вариантов.
1.Заключить досудебное соглашение.
2.Судиться
суд может назначить компенсацию ниже минимального размера, если (постановление Конституционного суда РФ):
предприниматель впервые продаёт нелицензионный товар;
контрафакт не был основным в его линейке товаров;
убытки правообладателя меньше минимальной возможной компенсации: 10 000 ₽, двукратного размера стоимости товара или двукратной стоимости использования товарного знака. Но это придётся доказать (определение Верховного суда РФ)
Я нашел только одно судебное дело, где правообладатель проиграл