Получение жилищной субсидии военнослужащим

Советы юристов:

1. Получение жилищной субсидии военнослужащему, квартиры от МО:
- срок службы 21 календарный год;
- 5 членов семьи;
- в собственности 2 квартиры общей площадью 104 кв.м., одна из них куплена по программе Молодая семья в 2012 году;
- старшему 16 лет, младшему 1,5 года.

1.1. При получении жилья все члены семьи должны быть учтены.

Вам помог ответ? Да Нет
2. Может ли жена военнослужащего быть включена на получение жилищной субсидии военнослужащим, учитывая, что муж стоял в очереди на получение квартиры (или жилищной субсидии) до заключения брака, на момент заключения брака жена не имеет в собственности никакой недвижимости и до заключения брака жена оформляла дарственную на родственника. Существуют какие либо сроки давности?

2.1. Если прошло более 5 лет с момента ухудшения жилищных условий, то жена военнослужащего может быть включена на получение жилищной субсидии военнослужащим.

Вам помог ответ? Да Нет
3. Вопрос относительно получения жилищной субсидии военнослужащему и его семье на приобретение жилого помещения. Получили предварительное решение, в котором отказано в предоставлении денежной суммы субсидии на жену и дочь, в связи с тем, что у них была регистрация в квартире матери жены, но они там не проживали. Собственниками квартиры они не являются и никогда в собственности жилых помещений не имели. На момент подачи документов на субсидию регистрация была изменена, жена и дочь прописаны на данный момент при воинской части, в которой служит военнослужащий. Считаем частичный отказ незаконным, хотим оспорить в суде. Какие доводы, либо документы, помогут в суде, подскажите пожалуйста?

3.1. Отказ правомерен. Шансов нет в суде.
Ст. 15 ФЗ О статусе военнослужащих
...Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Ст. 51 ЖК РФ -
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Действия по перерегистрации перед подачей документов - ст. 153 ЖК РФ
...Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Вам помог ответ? Да Нет

3.2. В суде вам необходимо доказывать, что жена и дочь фактически проживали с вами. О том, что у вас нет шансов, говорить нельзя, шансы всегда есть. Для определения перечня документов и подготовки позиции в суде - необходимо более тщательно ознакомиться с вашей ситуацией (имеющимися документами).

Вам помог ответ? Да Нет
4. Военнослужащий в разводе с женой. Он, бывшая жена и сын прописаны по одному адресу. Стоит в очереди на получение жилищной субсидии. Когда подойдёт очередь, размер субсидии он получит с учётом кв. метров на сына или только на себя?

4.1. В данном случае будет иметь значение, проживает ли сын совместно с военнослужащим на момент получения субсидии.

Вам помог ответ? Да Нет

4.2. если сын фактически будет проживать вместе с отцом, то военнослужащий будет обеспечен жилищной субсидией с учётом сына.

Вам помог ответ? Да Нет

4.3. Сын вписан в личное дело, а потому получит с учетом члена семьи-сына.
Место проживания фактическое значения не будет иметь.

Вам помог ответ? Да Нет
5. Военнослужащий, живёт с девушкой (официально не расписаны) в её квартире общей площадью 64 кв.м. (оформлено право собственности на девушку). В ней никто не прописан. Она прописана в коммунальной квартире (её собственность-7 кв.метров). Родился у них общий ребёнок, помимо свидетельства о рождении ребенка есть ещё и свидетельство о признании отцовства. Военнослужащий признан нуждающимся в жилье и состоит на учёте на получение жилищной субсидии (один). Ребёнка прописал при воинской части, включил его в состав семьи военнослужащего. Можно ли рассчитывать военнослужащему-отца ребенка на признание сына нуждающимся в жилье и включение на получение жилищной субсидии? Или как правильно поступить в такой ситуации?

5.1. Конечно, так как ребенок является членом семьи военнослужащего и собственным жильем не обеспечен (право собственности отсутствует), он должен быть также признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Таким образом, семье военнослужащего должно полагаться большее число квадратных метров.

Вам помог ответ? Да Нет

5.2. В данном случае имеет значение совместное проживания ребёнка с Вами и своей матерью, и место такого проживания. В случае если проживаете в квартире, право собственности на которое принадлежит материи ребёнка, ребёнок жилищный учёт не может быть принят.

Вам помог ответ? Да Нет
6. Военнослужащий, контракт 1995 год. Признан нуждающимся в жилье в 2012 году. Написал в этом году рапорт в жилищную комиссию на получение жилищной субсидии. Отказано в соответствии с п. 19 ст. 15, а именно т.к. мне не предлагалось жилье, а также не изъявил желание изменить ранее избранное место жительство на другой регион.
Законно ли это?

6.1. Отказано в соответствии с п. 19 ст. 15, а именно т.к. мне не предлагалось жилье, а также не изъявил желание изменить ранее избранное место жительство на другой регион.

Отказ незаконный. В пункте 19 ст. 15 всё наоборот: если военнослужащий отказался от предложенного жилья, или изъявил желание изменить ранее выбранное при увольнении место жительства - тогда вместо жилого помещения в натуре военнослужащий обеспечивается жилищной субсидией. Вы однозначно имеете право на жилищную субсидию, подробности можно посмотреть здесь: voen-subsidiya.ru

Решение Северрегионжильё об отказе необходимо обжаловать в военном суде - не пропустите 3 месячный срок на обжалование!
Если нужна будет помощь - обращайтесь, адрес сайта "военный адвокат" указан в моей подписи под этим ответом серым шрифтом.

Вам помог ответ? Да Нет

6.2. Выбор способа обеспечения жильем - это право военнослужащего. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не содержит каких-либо условий ограничивающих право на обеспечение жильем посредством предоставления жилищной субсидии. Вы вправе обжаловать отказ жилищной комиссии в судебном порядке. Срок на обжалование - 3 месяца с того момента, как вы узнали об отказе. В вашем случае достаточно ограничиться грамотно составленным административным исковым заявлением.

Вам помог ответ? Да Нет
7. Военнослужащий после получения жилищной субсидии приобрел жилье в другом регионе (2000 км от места службы). Правомочны ли жилищные органы предлагать мне освободить служебную квартиру? До конца контракта меньше года.

7.1. Как следует из судебной практики, при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.

Вам помог ответ? Да Нет
8. Военнослужащий имею выслугу более 20 лет. Через 3 года буду увольняться по предельному возрасту. Хочу реализовать своё право на получение жилья по избранному месту путём получения жилищной субсидии. Когда я имею право подавать документы на признание меня нуждающимся? В части в жилищной комиссии утверждают, что документы я смогу подать только за год до увольнения.

8.1. Нет, они не правы. Вы можете уже сейчас написать заявление о постановке Вас на учет в качестве нуждающегося, поскольку Вы уже имеете право на обеспечение Вас и членов Вашей семьи жилым помещением (или субсидией на строительство или приобретение жилья). С уважением.

Вам помог ответ? Да Нет
9. Военнослужащим, имеющим ребёнка-инвалида, положена дополнительная площадь при получении жилищной субсидии от МО РФ.

9.1. Ребенок включен в личное дело военнослужащего, справка МСЭ по какому заболеванию? Есть перечень заболеваний, согласно Постановления правительства о праве на дополнительную площадь.

Вам помог ответ? Да Нет

10. Военнослужащий, выслуга 28 календарных лет, нахожусь в распоряжении, состою на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий. Вопрос: В случае назначения меня на воинскую должность, возможно ли получение жилищной субсидии?

10.1. Судя по тексту - да, явно на службу до 1998 г. поступили.

Вам помог ответ? Да Нет
11. Жилищная субсидия военнослужащему.
Я написал рапорт в жилищную комиссию части на получение субсидии для строительства жилья. Включи в него себя и супругу. Но у меня также есть взрослы сын, который сам военнослужащий и с нами на данный момент не проживает, ему 25 лет. Возможно ли и его включить в состав семьи на получение субсидии?

11.1. Возможно ли и его включить в состав семьи на получение субсидии?
---НЕТ КОНЕЧНО НЕ ВКЛЮЧИТЕ.

Вам помог ответ? Да Нет
12. Жилищный вопрос военнослужащего. Прохожу службу в г. Обь. До этого служил в г. Екатеринбурге. Там на учёт в департамент жилищного обеспечения не вставал. И поэтому справку о сдаче жилья по прежнему месту службы туда не сдал. Перевелся в г. Обь. Здесь на учёт в ДЖО меня поставили, с пометкой, что справку не сдал. Снимаю квартиру. Получаю поднаем. Вопрос 1: будут ли у меня проблемы в будущем, в связи с этим, при получении жилищной субсидии на приобретения жилья. Вопрос 2: Существует ли возможность заказать данную справку из ДЖО Екатеринбурга? Заранее спасибо.

12.1. Исходя из содержания приложения №1 к приказу МО РФ 2012 г. №1280 справка требуется когда военнослужащий получает жилое помещение по договору социального найма или жилищную субсидию, и при этом если военнослужащий проживал в служебном жилом помещении или общежитии. Если не проживал то и справка не требуется. Но лишним не будет направьте запрос в территориальное подразделение ДЖО по предыдущему месту военной службы, о том что служебным жилым помещением не обеспечивались. Обязаны ответить в течение 30 дней приказ МО РФ 2014 г. №555.

Вам помог ответ? Да Нет
13. Я являюсь военнослужащим, 20 лет выслуги, проживаю в служебном жилом помещении (52 кв. м.) с женой и двумя детьми, признан нуждающимся для получения жилищной субсидии. Служебное жильё планируют передавать муниципальным властям. Могут ли передать квартиру без моего согласия? Останется ли в случае передачи за мной право на получение жилищной субсидии?

13.1. Да, могут передать служебное помещение местным властям без Вашего согласия.

ЖК РФ Статья 102. Прекращение договора найма специализированного жилого помещения

1. Договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
2. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

Вам помог ответ? Да Нет

13.2. Александр
При предоставлении субсидии на приобретение жилья
размер которой определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, вы сдаете служебное жилье согласно инструкции приказа 1280 МО по приложению 10.
Без вашего ведома сдать ваше жилье без предоставления субсидии не могут

Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.

19. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О статусе военнослужащих"

Статья 15. Право на жилище

1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

Вам помог ответ? Да Нет

13.3. Без вашего согласия и предоставления вам другого жилья не могут передать муниципалитету, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О статусе военнослужащих", ст.15.
Право на получение жилищной субсидии за вами сохраняется, так как вы не имеете своего жилья и признаны нуждающимися в получении жилищной субсидии.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства
Всего доброго разрешить вам ваш вопрос!
Желаю Вам здоровья! Сейчас оно для всех имеет особую ценность. Пусть любые неприятности обойдут Вас стороной. Пусть близкие тоже будут здоровы, а у Вас все складывается благополучно.

Используйте возможности сайта 9111, чтобы упростить себе жизнь, получить поддержку, найти нужную информацию, сэкономить время и деньги. Он работает специально для этого.

Пусть в Вашей жизни будет больше хороших новостей и приятных событий.

Берегите себя и тех, кто Вам дорог!

Вам помог ответ? Да Нет

13.4. Александр!
Давайте по порядку.
Постараюсь ответить на Ваш вопрос понятно и без портянок из закона.
Во-первых, ваше согласие на передачу служебного жилья муниципалитету не требуется. Т.к. оно у Вас не в собственности.
В данном случае собственник сам решает как передавать и кому (ст. 209 ГК РФ)
Во-вторых, право на получение жилищной субсидии за Вами конечно же останется. Т.к. от того что квартиру передали в муниципалитет оно никак не прекращается.
Ст. 15 ФЗ О статусе военнослужащих.

Вам помог ответ? Да Нет

13.5. Без Вашего согласия передать служебное жилье в муниципалитет не могут. С Вами должен быть расторгнут договор найма служебного жилья. Что касается Вашего права на получение субсидии на жилье, то оно безусловно останется, учитывая Вашу выслугу.Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О статусе военнослужащих", ст.15.

Вам помог ответ? Да Нет

13.6. Если с Вами будет заключён договор социального найма жилого помещения после передачи специализированного жилого фонда в муниципалитет, то претендовать на ЖС Вы вправе при условии дачи обязательства о сдаче занимаемого жилья (см. ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих").
Собственник жилого фонда, то есть МО РФ в лице соответствующих органов вправе распорядиться закреплённым за ним недвижимым имуществом по собственному усмотрению, для этого Ваше согласие не требуется.

Вам помог ответ? Да Нет

13.7. Александр!

Предоставление жилищной субсидии военнослужащим никоим образом не связано с передачей служебной квартиры муниципальным властям, так как в соответствии со ст.93. Назначение служебных жилых помещений ЖК РФ

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы
Вы, при передаче жилья на основании ст.102. Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
2. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

останетесь в статусе нуждающегося в получении жилищной субсидии, так как служебное жилье не является Вашей собственностью
Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденный Приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" в пункте 5. Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях после получения:

Ст. 103 Выселение граждан из специализированных жилых помещений ЖК РФ очерчивает круг лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления им альтернативы, это, в том числе
члены семей военнослужащих, сотрудников внутренних дел и других сотрудников государственных органов, погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей
Правовая оценка этого положения позволяет делать вывод, что выселение Вас из служебного жилья без Вашего согласия не возможно

Вам помог ответ? Да Нет

13.8. ---Здравствуйте уважаемый посетитель, Пока вы жильё не сдадите, другое не получите. Это первое, и второе, распоряжаться жильём которое находится в собственности муниципалитета, он имеет полное право, УВЫ, но это именно так и есть. Придётся вам сдать служебное жильё, в противном случае при его наличии у вас, вам другое жильё-не положено! Таков закон, выбирайте. Нормы предоставления жилья военнослужащим регулирует Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – закон № 76-ФЗ).
По закону (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») служебные квартиры получают на весь срок службы. Вы её закончили.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Вам помог ответ? Да Нет
Консультация по Вашему вопросу
8 800 505-91-11
звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России
14. Я военнослужащий офицер, календарная выслуга 23 года, проживаю в закрытом военном городке, оформил документы на получение жилищной субсидии в 2018 году на общих основаниях, решением ВВК признан ограниченно годным кат."В", хочу уволиться по состоянию здоровья, имею ли я право на внеочередное получение денежной субсидии? Иными словами могут ли меня уволить по этой статье без получения субсидии?

14.1. Здравствуйте, права на внеочередное обеспечение жилищной субсидией Вы не имеете.
Если Вы по месту службы имеете жилое помещение, то не обеспечение Вас жилищной субсидией не является препятствием для увольнения с военной службы.


См. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 сентября 2016 г. N ВКАПИ 16-44

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего Крупнова И.В., судей Воронова А.В., Сокерина С.Г.,

при секретаре Ж.,

с участием административного истца С.Е., ее представителя С.А., представителей Президента Российской Федерации Чарыева М.Р. и Потапова С.Е., военного прокурора отдела 4 управления Главной военной прокуратуры Дворцова С.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца С.Е. - С.А. о признании недействующим абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 2), в части, позволяющей увольнять военнослужащих, обеспеченных по месту службы служебным жилым помещением, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, изъявивших желание реализовать свои жилищные права путем получения жилищной субсидии, с военной службы до реализации их жилищных прав в зависимости от избранного ими постоянного места жительства,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (далее - Положение).

Первоначальный текст данного нормативного правового акта опубликован в изданиях "Собрание законодательства Российской Федерации" 20 сентября 1999 г., N 38, ст. 4534, и "Российская газета" 28 сентября 1999 г., N 191 (до ст. 18 включительно), 29 сентября 1999 г., N 192 (до конца).

Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 2 "О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237" в абзац первый пункта 17 статьи 34 Положения внесены изменения.

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 января 2016 г. и в издании "Собрание законодательства Российской Федерации" 4 января 2016 г., N 1 (часть II), ст. 216.



В абзаце первом пункта 17 статьи 34 Положения в действующей редакции установлено, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представитель административного истца С.Е. - С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 2) в части, позволяющей увольнять военнослужащих, обеспеченных по месту службы служебным жилым помещением, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, изъявивших желание реализовать свои жилищные права путем получения жилищной субсидии, с военной службы до реализации их жилищных прав в зависимости от избранного ими постоянного места жительства. В обоснование своего требования представитель административного истца указывает, что оспариваемая им норма Положения в интерпретации, которая дана ей в судебных актах в отношении С.Е., нарушает право административного истца проходить военную службу до реализации ее жилищного права, что предусмотрено абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Это право не может быть ограничено в отношении той категории военнослужащих, которые обеспечены служебным жильем и выразили желание получить жилищную субсидию, в зависимости от избранного ими места жительства, так как перемена места жительства в данном случае не несет дополнительной финансовой нагрузки для государства. Представитель при этом ссылается на Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, согласно которым размер жилищной субсидии не зависит от избранного военнослужащим после увольнения места жительства.



Кроме того, представитель полагает, что в абзаце третьем пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", введенном Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ, установлен исчерпывающий перечень случаев, когда закон допускает увольнение военнослужащих без их согласия по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. Увольнение указанных военнослужащих, к категории которых относится административный истец, в случаях, не подпадающих под данный перечень, в том числе изъявивших желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, как предусмотрено оспариваемой нормой Положения, не соответствует закону.

В подтверждение того, что административный истец С.Е. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, к административному исковому заявлению приложены копии решения 35 гарнизонного военного суда от 4 июня 2015 г., апелляционного определения Тихоокеанского флотского военного суда от 25 августа 2015 г., иных судебных актов по делу об оспаривании С.Е. действий должностных лиц, связанных с увольнением административного истца с военной службы. Согласно указанным судебным актам С.Е. отказано в удовлетворении ее требований, в том числе на основании абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения.

Административный истец С.Е. и ее представитель С.А. в судебном заседании поддержали свои требования.

Представители Президента Российской Федерации Чарыев М.Р. и Потапова С.Е. требования представителя административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Президентом Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав истца.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Дворцова С.В., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление представителя административного истца С.Е. - С.А. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующей, не имеется. К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.



В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения военной службы.

Во исполнение закона Президентом Российской Федерации издан Указ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", которым утверждено Положение о порядке прохождения военной службы.

Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 2 "О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237" в абзац первый пункта 17 статьи 34 Положения внесены изменения.

Данные нормативные правовые акты официально опубликованы в установленном действующим законодательством порядке. Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 в действующей редакции издан должностным лицом - Президентом Российской Федерации в соответствии с его полномочиями. Согласно требованиям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации он официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам, изложенным в административном исковом заявлении, оснований для вывода о противоречии абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения в современной редакции действующему законодательству и о нарушении вследствие этого прав военнослужащих, в том числе административного истца, не имеется.

Законодательством предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категорий военнослужащих и выбора ими конкретного способа реализации жилищных прав. Такое правовое регулирование не является нарушением их конституционных прав при условии соблюдения права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации. Указанная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1046-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.Е. на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы" и в ряде других определений (от 25 сентября 2014 г. N 2271-О, от 27 октября 2015 г. N 2527-О и других).



Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим названного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого федерального закона.

Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.

Такое толкование закона согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, высказанной в постановлении по делу "Сладков против России" от 18 декабря 2008 г. (жалоба N 13979/03), который констатировал, что данная норма защищает военнослужащих от бездомности тем самым, что связывает возможность их увольнения с предоставлением жилья. Закон не запрещает военнослужащим покинуть службу, если они согласны выйти в отставку, не получив жилого помещения.

Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного статьей 27 Конституции Российской Федерации.

При этом в пункте 3 статье 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В целях обеспечения возможности осуществления данного права законодатель, как указано выше, в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установил, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.

Согласно абзацам третьему и двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном в пункте 14 статьи 15 названного закона, равнозначной по правовым последствиям иным способам предоставления жилых помещений - в виде жилых помещений в натуре в собственность или по договору социального найма.

Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания.

Такое толкование закона основано на указании в абзаце первом пункта 14 статьи 15 названного закона на то, что обеспечение жильем в данном порядке осуществляется "при перемене места жительства". В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно абзацу восьмому статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции от 2 июня 2016 г.) местом жительства являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения, поскольку данная группа, по смыслу закона, выделена в отдельную категорию граждан в целях реализации их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением возможности реализовать это право путем предоставления жилых помещений в избранном месте жительства взамен сдаваемых по последнему месту службы.

Таким военнослужащим предоставлены иные гарантии реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации - запрет на выселение из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в соответствии с пунктом 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, или выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (в редакции от 18 сентября 2015 г.), в том числе в случаях, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, в котором ими избрано место жительства, до получения там жилого помещения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемая административным истцом норма Положения не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - Федеральному закону "О статусе военнослужащих", не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Президента Российской Федерации, в силу чего административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Довод представителя административного истца о том, что размер жилищной субсидии не зависит от избранного военнослужащим после увольнения места жительства, не влияет на оценку законности оспариваемой им нормы Положения, поскольку законом установлено различие в предоставляемых гарантиях реализации военнослужащими права на жилище в зависимости не от формы предоставления жилого помещения, а от избранного ими порядка его получения.

Мнение административного истца о том, что в абзаце третьем пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", введенном Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ, установлен исчерпывающий перечень случаев, когда закон допускает увольнение военнослужащих без их согласия по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, является ошибочным. В данной норме приведены случаи злоупотребления лицами, указанными в первом предложении абзаца второго пункта 1 названной статьи закона своим правом на жилище, когда законодатель признал допустимым лишение их социальной гарантии в виде запрета на увольнения без предоставления жилого помещения. Однако это положение закона не означает распространение данной гарантии на военнослужащих, выразивших желание получить жилые помещения по избранному месту жительства, которое отличается от последнего места службы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 227 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца С.Е. - С.А. о признании недействующим абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 2), в части, позволяющей увольнять военнослужащих, обеспеченных по месту службы служебным жилым помещением, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, изъявивших желание реализовать свои жилищные права путем получения жилищной субсидии, с военной службы до реализации их жилищных прав в зависимости от избранного ими постоянного места жительства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

И.В.КРУПНОВ.

Вам помог ответ? Да Нет
15. Я жена военнослужащего, стоим в очереди на получение жилищной субсидии, умерла моя бабушка и мне завещала дом, я обратилась к нотариусу объяснила ситуацию она мне сказала что можно написать заявление о принятии наследства и ждать получения жилья с супругом от МО, а после получения оформить право на наследство. Можно ли так сделать? Или это все равно повлияет на получение субсидии с супругом?

15.1. Вообще совет нотариуса выход. Но незаконный. В случае, если будет выявлено, что Вы получили субсидию с Вас ее могут взыскать обратно, поскольку наследственное жилье также учитывается при расчете нуждаемости. Если жилплощадь превышает учетную норму, то Вас должны снять с очереди на субсидию. Если Вы схитрите и получите субсидию, то это грозит в дальнейшем взысканием этой субсидии с Вас. Ведь в силу ст. 1152 ГК РФ наследство принадлежит наследнику с момента смерти наследодателя независимо от го. регистрации права собственности.

Вам помог ответ? Да Нет

15.2. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства.
​Процедура открытия наследства происходит с момента смерти гражданина. Объявление гражданина умершим в этом смысле приравнивается к смерти гражданина. Открытие наследства осуществляет нотариус. Заявить о правах на наследство можно в течение полугода с момента смерти гражданина.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ, наследование происходит в результате универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Поэтому, если вы напишите заявление на последних днях полугода, с момента смерти, то сможете получить жилищную субсидию если очередь подойдёт до написания заявления нотариусу. Но вступать вам с момента смерти. Поэтому шатко это все. По лезвию бритвы. Может наследство и его вступление повлиять на получение субсидии.

Вам помог ответ? Да Нет

15.3. Поступайте, как советует нотариус.

Вам помог ответ? Да Нет
16. Пенсионер военнослужащий. Проживаю в жилищном помещении по договору соц. найма. Состою в органе на учете по получении жилищной субсидии 3 года. По решению суда обязан освободить жилое помещение, так как договор соц. найма распространялся на время службы. ЖК 103 п 2 правомерен по отношению ко мне.

16.1. Евгений Анатольевич

Не правомерно ваше выселение без предоставления вам иного жилья. Следует обжаловать решение суда. В порядке статей 320-330 ГПК РФ
В соответствии с п.2 ст.103 ЖК
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
(в ред. Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения

Вам помог ответ? Да Нет

16.2. Значит Вас был не социальный найм, а специализированный раз по решению суда постановлено Вас выселить, так как Вы сами говорите, что возможно применение п.2 ст.103 ЖК РФ
ЖК РФ Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
(в ред. Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 488-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Социальный найм и найм специализированного жилого фонда - разные вещи!
Либо тогда у Вас социальный найм и решение незаконно постановлено и тогда ст.103 ЖК РФ не применима. А так вы вкучу всё указали.
Нужно изучить решение суда, и обжаловать его если срок не истек, и если Вы с ним не согласны, так как Вы говорите, что стоите на очереди, нужно и смотреть принял во внимание это суд или нет!

Вам помог ответ? Да Нет

16.3. Да,пункт 2 статьи 103 жилищного кодекса к вам применим. Если вас выселяю т к/или не предоставляют другое жилое помещение, вам эти действия необходимо обжаловать в судебном порядке, суд будет на вашей стороне, практика есть.

Отношения по найму служебного жилого помещения носят договорной характер, а значит, к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности

На практике это означает следующее: если с момента утраты военнослужащим права пользования жилым помещением (например, при увольнении военнослужащего) прошло более трёх лет, то срок исковой давности для предъявления иска о выселении истек.

Если граждане числились на учете по улучшению условий жительства или являлись претендентами до этого периода, то их не могут выгонять из квартиры без предоставления другой площади. Такое положение прописано в статье №13 ФЗ №189 от 29.12.04 г.

Вам помог ответ? Да Нет

16.4. Не путайте договор социального найма и договор специализированного найма.
У Вас именно второй вариант, если суд принял решение о выселении.
Жилье по договору спец. Найма предоставляется только на время службы. ст. 100 ЖК РФ.

Вам помог ответ? Да Нет

16.5. Евгений Анатольевич, здравствуйте.

Очевидно речь идет не о договоре социального найма, а о договоре найма специализированного жилого помещения (обычно его называют еще служебным жильем).

Да, статья 103 ЖК РФ для вас актуальна, так как после увольнения вы должны освободить данное жилье.

На гражданке вы вправе снимать жилье, а не продолжать жить в служебной, при этом вам должна выплачиваться через военкомат компенсация за найм (поднаем) жилья (см. Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы..., утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909).

Впрочем, если вы очень не ходите выселяться, то можете затянуть данный процесс. Выселить вас могут только через суд, а жилищные органы не очень расторопны. Пока это состоится, возможно вы уже к этому времени получите жилищную субсидию. Удачи!

Вам помог ответ? Да Нет

16.6. Здравствуйте, если у Вас возникло право на постоянное жилье в связи с достижением Вашей продолжительности военной службы 20 лет или не менее 10 лет в случае увольнения с военной службы по льготным основаниям, что усматривается из текста Вашего вопроса, то до реализации Вами права на жилище в форме жилищной субсидии Вы не можете быть выселены или из занимаемого жилом помещении (см. Аппеляционное определение Верховного Суда РФ от 08.12.2016 N АПЛ 16-513, решения Верховного Суда РФ от 14.09.2016 N ВКАПИ 16-44).
Военнослужащим Вашей категории предоставлены иные гарантии реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, в частности запрет на выселение из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства.
Данный вывод подтверждается в том числе пунктом 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, согласно которому жилищный договор расторгается в случае досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Таким образом, Вам следует оспорить решение суда, поскольку оно незаконно и необосновано, более того, последнее не соответствуюет указанной выше правовой позиции ВС РФ.

Вам помог ответ? Да Нет

16.7. уважаемый Евгений Анатольевич! Если Вы военный пенсионер, то вышли на пенсию не по старости, а скорее всего в более ранний период, что делает неприменимым положения пункта 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ. И если уже есть вступившее в законную силу решение суда (ст.13 ГПК РФ), которым суд подтвердил корректность данного предположения, то придется освободить жилое помещение. В случае несогласия Вы вправе были или еще вправе оспорить решение суда в апелляционном порядке, а если срок пропущен, то приложить заявление о восстановлении пропущенного срока (ст.321, 112 ГПК РФ). Согласно п.2 ст.103 Жилищного кодекса РФ:

Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Я военнослужащий, выслуги лет составляет в календарного исчислении-26 лет, в льготном-36. Увольняюсь по окончании срока контракта. Состою в очереди на получение жилищной субсидии. Подскажите пожалуйста, могут ли меня уволить, если я не обеспечен жилищной площадью согласно норм, даже имея служебное жилье, которое не соответствует нормам по площади на трех человек.

17.1. Увольнение без жилья невозможно в силу ст. 15 закона «О статусе военнослужащего» и ст. 50 закона N 53-ФЗ «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ» .В рапорте пишите:"Жилой площадью по месту службы по установленным нормам не обеспечен, прошу уволить после обеспечения жильем согласно нормам".

Вам помог ответ? Да Нет

17.2. Вам необходимо будет возражать против увольнения, в этом случае Вам будет положена выплата жилищной субсидии с поправочным коэффициентом Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 (ред. от 29.12.2016) "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (вместе с "Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", "Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно")
11. Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.

Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Вам помог ответ? Да Нет

17.3. Да, могут уволить.
Ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" позволяет, поскольку Вы выбрали субсидию и увольняют по окончанию контракта.
Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Из служебного жилья выселяют в данном случае.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Вам помог ответ? Да Нет

17.4. В статье 15 нижеуказанного федерального закона указано что военнослужащим предоставляется либо жилищная субсидия или жилое помещение
Вы сделали свой выбор в пользу жилищной субсидии, поэтому к сожалению вас имеют право уволить А в очереди на субсидию будете стоять уже на гражданке Из служебного жилья вас также выселят Потом на гражданке вам придется снимать жилье по договору и предоставлять в военкомат договор для выплаты вам компенсации за съем жилья Такова суровая российская действительность и таковы ваши перспективы
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О статусе военнослужащих"
Консультант Плюс: примечание.
По вопросу, касающемуся предоставления жилья во внеочередном порядке членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), см. Постановление Правительства РФ от 21.06.2002 N 451.
""Статья 15. Право на жилище
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная "субсидия" или "жилые помещения",

Вам помог ответ? Да Нет

17.5. Вы подлежите увольнению.
Однако Вас не выселят из служебного жилья. Кроме того, Вы имеете право на улучшение жилищных условий по служебному жилью (при постановке на учет) до обеспечения жилищной субсидией.

Закон "О статусе военнослужащих". Статья 15. Право на жилище.

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Вам помог ответ? Да Нет

17.6. Гарантия, связанная с не увольнением до обеспечения жильем распространяется только на военнослужащих, увольняемых по предельному возрасту, состоянию здоровья, ошм. Увольнение по окончанию срока контракта к льготным основаниям не относится, в связи с чем Ваше увольнение будет законным.
Абз.2 п.1 ст.23 ФЗ "О статусе военнослужащих"
Выбор способа обеспечения жильем в виде жилищной субсидии, ни коим образом не свидетельствует о законности увольнения военнослужащего по льготным основаниям (на что неверно указывают юристы, отвечающие на Ваш вопрос).
В отношении Вас будет действовать гарантия, предусмотренная п.13 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой Вы не можете быть сняты с учета нуждающихся без Вашего согласия.
Также, согласно Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 № 487, до обеспечения Вас жилищной субсидией, в отношении Вас не может быть прекращено действие договора служебного найма.

Вам помог ответ? Да Нет

17.7. Военнослужащий, не обеспеченный жильем, не может без его согласия быть уволен с военной службы, если общая продолжительность его военной службы составляет 10 лет и более и он подлежит увольнению в связи с достижением предельного возраста, ОШМ или по состоянию здоровья. Из этого следует, что по окончанию контракта военнослужащий может быть уволен с военной службы без его согласия даже в том случае, если он не обеспечен жильем для постоянного проживания. Альтернатива в данном случае заключение нового контракта. При этом даже после увольнения с военной службы у Вас сохраняется право на получение жилищной субсидии, коль скоро Вы признаны нуждающимся в жилье для постоянного проживания и состоите на соответствующем учете. Кроме того, с Вашей выслугой Вы имеете право на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства и реализация этого права не зависит от оснований Вашего увольнения с военной службы. По этой причине Вас не смогут выселить из занимаемого Вами служебного жилого помещения до тех пор, пока Родина не выполнит перед Вами свои обязательства по жилищному обеспечению, т.е. в течение 4-х месяцев после получения Вами жилищной субсидии. Когда будет принято соответствующее решение Вам и всем совершеннолетним членам вашей семьи, на которых будет выплачиваться субсидия, предложат подписать соответствующее обязательство, в случае нарушения которого Вы будете выселены из "служебки" по суду. Судебная практика по этому вопросу уже сложилась и во всех регионах РФ она одинаковая.

Вам помог ответ? Да Нет
18. Скажите, не повлияет ли приобретение в собственность земельного участка в садовом товариществе (земля сх.) на получение в дальнейшем жилищной субсидии военнослужащим.

18.1. Нет не повлияет, приобретение в собственность земельного участка в садовом товариществе (земля сх.) на получение в дальнейшем жилищной субсидии военнослужащим.

Вам помог ответ? Да Нет

18.2. Нет, конечно не повлияет: право на получение жилого помещения не может быть с=поставлено в зависимость от наличия земельного участка.

Вам помог ответ? Да Нет
19. Я военнослужащий состою в списках нуждающихся на получение жилищной субсидии. В мае выслуга в календарном исчислении будет составлять 23 года, в октябре заканчивается контракт. Новый контракт подписывать не хочу, прописан при в/части и имею служебное жилье в общежитии. После увольнения хочу переехать в другой город. Вопрос. Оставят ли меня в списках на получение жилищной субсидии если я сменю регион и сдам служебное жилье?

19.1. указанные ВАМИ обстоятельства не являются основанием для исключения Вас из реестра нуждающихся в жилье. По избранному месту жительства можете получать денежную компенсацию за наем жилья (см.Приказ Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. № 303 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений")

Вам помог ответ? Да Нет
20. Я уволена в отставку в ноябре 2013 года по состоянию здоровья. Участник программы Государственные жилищные сертификаты. Имею ли я право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, в соответствии с ФЗ 405 ОТ 28.12.13 О внесении изменений в ФЗ О статусе военнослужащих? Нужно ли мне сейчас отказываться от ГЖС? Спасибо.

20.1. Если стоите на учете, то имеете право.

Вам помог ответ? Да Нет

20.2. Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также подлежащие увольнению или уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более.
Определенные категории военнослужащих имеют право на получение государственного жилищного сертификата, социальных выплат на приобретение жилья, стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание.

Вам помог ответ? Да Нет

20.3. Имею ли я право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, Нужно ли мне сейчас отказываться от ГЖС?
Елена, да вы имеете право на получении субсидии, и вправе отказаться от ГЖС, так как по этой программе. Право на добровольной основе..

Согласно поправкам уволенным военнослужащим предоставляется жилье (по договору соц найма или в собственность бесплатно - по выбору военнослужащего) либо жилищная субсидия. Ее размер устанавливается исходя из нормативов общей площади и стоимости квадратного метра жилья по стране. Кроме того, учитываются военная выслуга и право на дополнительную жилплощадь.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Жилищную субсидию можно использовать исключительно в целях приобретения или строительства жилья на условиях, при которых ее получатель не будет признаваться нуждающимся в жилых помещениях.
Кроме того, военнослужащий может выбрать населенный пункт в качестве будущего места жительства только 1 раз. Граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве места жительства до увольнения.
Военнослужащие, имеющие 3 и более детей, обеспечиваются жилыми помещениями (в т. ч. служебными) во внеочередном порядке.
Поправки не затрагивают права военнослужащих избрать в качестве жилищного обеспечения государственный жилищный сертификат. Также они не касаются участников накопительно-ипотечной системы.
Если военнослужащий отказался от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства и отвечающего установленным требованиям, ему предоставят жилищную субсидию. Это также касается тех, кто решил изменить ранее избранное место жительства.

Вам помог ответ? Да Нет

20.4. Вы уже уволены, а потому вы программе по ГЖС можете получить (реализовать) свои права на жильё, по другому уже у Вас не выйдет. Изменения Вас не касаются. По вопросу, касающемуся обеспечения жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы (службы), граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, см. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 сентября 2001 г. N 675

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ"
НА 2002 - 2010 ГОДЫ.

Вам помог ответ? Да Нет

20.5. Замена государственного жилищного сертификата может быть произведена. Порядок замены сертификата определен п.46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. При наличии у владельца государственного жилищного сертификата обстоятельств, потребовавших его замены, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств субсидии. Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 Правил.

Вам помог ответ? Да Нет

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских