Порядок ведения кассовых операций

Краткое содержание:

    Советы юристов

    В письме ЦБ № 08-172540 от 07.07.06 указано, что предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в полном объеме и соблюдать лимит расчетов наличными. Но ведь предприниматели не должны вести кассовые журналы, не выписывают кассовых ордеров и т.д. Или теперь должны?

    Не должны. Но вот книгу кассира-операциониста должны. Это вытекает из закона "О контрольно-кассавой технике" и подзаконных нормативных актов. Письмо УФНС по г. Москве от 21 октября 2005 г. N 22-12/77940 Вопрос: Индивидуальный предприниматель не имеет расчетного счета в банке. Вправе ли он не вести книгу кассира-операциониста? Ответ: Согласно пункту 1 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), нормы Положения распространяются на индивидуальных предпринимателей. В соответствии с пунктом 11 Положения на всех КТ в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой КТ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе. Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется согласно порядку ведения кассовых операций в РФ, утвержденному ЦБ РФ. Порядок ведения кассовых операций (далее - Порядок) утвержден Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40. На основании пункта 19 письма ЦБ РФ от 16.03.95 N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в РФ и условий работы с денежной наличностью" Порядок распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений. Пунктом 6 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением КТ, утвержденных письмом ЦБ РФ от 18.08.93 N 51 (далее - Методические рекомендации), определено, что предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием КТ, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста. Согласно пункту 7 Методических рекомендаций в книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. В соответствии с пунктом 1 Методических рекомендаций под предприятиями понимаются в том числе и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила), определена обязательность оприходования в кассу денежной наличности. При этом Типовые правила не содержат положений, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, на которых возложена обязанность оприходовать в кассу денежную наличность. Таким образом, соответствующие положения указанных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, в том числе и обязательность оприходования в кассу денежной наличности, распространяются также на индивидуальных предпринимателей. В статье 15.1 КоАП установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, а также должностных лиц. На основании статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Следовательно, положения статьи 15.1 КоАП распространяются также и на индивидуальных предпринимателей. То есть нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании индивидуальным предпринимателем в кассу денежной наличности, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 15.1 КоАП. Заместитель руководителя Управления. ФНС России по г. Москве действительный государственный советник налоговой службы РФ II ранга С.Х. Аминов"
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет

    1) П. 4 Статьи 346.11. НК РФ гласит: " Для организаций и ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, применяющих упрощенную

    систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления

    статистической отчетности.


    Подскажите пожалуйста, в чем заключается для ПБОЮЛ соблюдение действующего порядка ведения кассовых операций?

    В том, что ПБОЮЛ не нужны кассовая книга, ведение приходных и расходных кассовых ордеров и т.п. документов - единодушны большинство налоговых консультаций, которые говорят: у ПБОЮЛ есть журнал кассира-операциониста, этого им достаточно.

    Что же в этом случае?

    Да, действительно обязанность ведения кассовой книги предусмотрена по установленной форме п.3 разд.I Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40 (Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18), только для юридических лиц (предприятий, объединений, организаций и учреждений). А существование в ст. 346.11 НК РФ фразы о порядке ведения кассовых операций объясняется следующим образом: Редакция данной статьи введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ с редакциями ФЗ № 117-ФЗ от 07.07.2003 г. В этот период времени налоговые органы требовали ведения кассовой книги предпринимателями, основываясь на положениях п.9 Указа Президента РФ № 1006 и п.19 Письма ЦБ РФ от 16.03.1995 № 14-4/95 (в ред. Письма ЦБ РФ от 28.01.1997 № 14-4/50), согласно которому в соответствии с п.3 ст.23 Гражданского кодекса РФ соблюдение предпринимателями без образования юридического лица условий работы с денежной наличностью (в том числе ведение первичных документов кассового учета) контролируется налоговыми органами. Указ 1006, в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.07.2003 № 840, утратил силу с 25 июля 2003 года. А редакция ст. 346.11 НК РФ не приведена в соответствие. Есть и другое объяснение: Возможно данная редакция статьи оставлена в таком виде, с тем чтобы под кассовыми операциями подразумевать обязанность применения ККТ, в соответствии с Законом о ККТ от 22 мая 2003 г. С уважением,
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет

    Скажите пожалуйста у нас ИП (ЕНВД) должны ли мы соблюдать порядок ведения кассовых операций? Спасибо.

    Кассовый аппарат не обязательно иметь, но обязательно необходимо соблюдать формы бланков строгой отчетности.
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    Будьте добры, ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос. Индивидуальный предприниматель работает один на УСНО и получает в банке по чеку деньги, которые поступают к нему на счет по безналу по договорам, заключенным с организациями, за выполнение услуг (с наличными он не работает). Как учитываются данные операции и нужно ли их учитывать?

    Согласно пункту 4 статьи 346.11 НК РФ на него распространяется ведение кассовых операций.

    Порядок ЦБ от 22.09.1993 № 40 предусмотрен для организаций, т.е. получается ведение кассовой книги для индивидуального предпринимателя не предусмотрено. И еще, если существует нормативный документ о ведении кассовых операций, то, как он оформляет расходные кассовые ордера, выписывая их на свое имя?

    В Книге доходов и расходов согласно приказу Минфина от 27.11.2006 №152 н расходы не показываются, (он работает, выбрав объект налогообложения-ДОХОДЫ).

    Бухгалтерский учет он не ведет согласно закону о бух. учете № 129-ФЗ. Он ведет налоговый учет, который предусматривает только Книгу доходов и расходов.

    Если можно ответьте, пожалуйста, поподробнее на вопрос по кассовым операциям со ссылкой на нормативные документы.

    Наталья, день добрый! Чтобы получить детальный и квалифицированный ответ на вопрос по налоговому и бухгалтерскому учету, к сфере которого относится и ваш вопрос, рекомендую обратиться к специалистам по налоговому учету, в крайнем случае, вывесите вопрос на каком-нибудь налоговом форуме. Хотя может кто-то из моих коллег юристов отважится отвечать на такой откровенно налогово-бухгалтерский вопрос. Не знаю.
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    С 1.05.09 Сбербанк обязал предпринимателей соблюдать порядок ведения кассовых операций, вести кассовую книгу. Имеет ли право предприниматель не сдавать выручку в банк, а забирать деньги из кассы на собственные нужды? Как оформить такое расходование с точки зрения бухгалтерии. Как вообще быть в этой ситуации, Порядок ведения кассовых операций не предусматривает расходование на личные нужды предпринимателей, поэтому даже проводя деньги через банк, предприниматель не может их снять для себя.

    Ничто не мешает предпринимателю получить наличные деньги со своего счета в банке по чековой книжке. Порядок ведения кассовых операций не запрещает предпринимателям расходовать "на себя" деньги, полученные в банке со своего счета. В банковских чеках на получение наличных денег, на оборотной стороне в разделе "Цели расходов" даже есть такие графы, как "иные цели", "расходы предпринимателя..." При этом банк не вправе ограничивать и контролировать расходование наличных денег, полученных со счета (ст. 858 ГК РФ). Поэтому предприниматель может расходовать на себя полученные в банке деньги без ограничений.
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет

    1.Какими документами регулируется ведение кассовых операций? Действует ли на сегодняшний день «Порядок ведения кассовых операций в РФ»?

    2.Можно ли принимать деньги, полученные по чеку из банка, от физического лица, не являющегося сотрудником фирмы? Физическому лицу выдана доверенность на совершение банковских операций между организацией и обслуживающим ее банком.

    3.Обязательно ли ежедневное составление отчета кассира и Вкладного листа кассовой книги, если кассовые операции производятся не ежедневно, а 2-3 раза в неделю? Какими нормативными актами это регулируется?

    4.Каким нормативным документом установлены правила учета банковских средств. Что значит «несвоевременное проведение банковских документов»?

    5.Имеет ли право ревизионная комиссия общества с ограниченной ответственностью осуществлять проверку деятельности предприятия в случае отсутствия главного бухгалтера (в случае болезни)?

    6.Может ли являться учредитель ООО (всего 3 учредителя) членом ревизионной комиссии общества с ограниченной ответственностью?

    Уважаемая Наталья! 1.Порядок ведения кассовых операций регулируется "Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации". 2. Запрета на указанное действие нет. Более того банковскими правилами предусмотрена возможность предоставления права распоряжаться денежными средствами на счете клиента любому лицу. Законодательство и банковские правила не увязывают возможность наделения лица соответствующими полномочиями с наличием трудовых отношений между указанным лицом и организацией - владельцем счета. Прием наличных денег в любом случае производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером. 3. Согласно п. 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Если данную ному трактовать буквально, то указанные Вами документы должны составляться ежедневно. К сожаленью, никаких иных трактовок по данному ленту в законодательстве нет. 4. Все вопросы бухгалтерского учета регулируются Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. 5. Может. Правда, в данном случае должен быть обеспечен порядок доступа к бухгалтерской документации. 6. Членами ревизионной комиссии могут быть как учредители, так и иные лица, в зависимости от того, что указывается в Уставе. Главное требование: указанные лица не могут быть членами совета директоров ООО, а также руководителем общества. По всей видимости, вопросы у Вас возникли в связи с проверкой Ревизионной комиссии. Имейте в виду, что в акте ревизионная комиссия обязана указать не просто "нарушение правил учета банковских средств", а указать каким нормативным актом данный вопрос регулируется, какой именно пункт правил нарушен, в чем именно выразилось нарушение. Точно также нельзя указать, что бухгалтер "несвоевременно проводит банковские операции". Должно быть указано, какие именно документы несвоевременно проведены, в какие сроки они должны проводиться, какими нормативными актами это регулируется. Поскольку подобный акт может является одним из оснований наложения на соответствующего бухгалтерского работника дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения, рекомендую серьезно подойти к его составлению и проверке. Кроме того, бухгалтер может дать свои объяснения по всем пунктам, указанным в акте. С уважением, Демидова Н.Г.
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет

    Расходно кассовый ордер, подпись моя, сумма прописью кассира. Она действительна? В суде а как же (Порядок ведения кассовых операций в РФ (от 22.09.1993 № 40 п.15))


    Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

    Может быть сделана-не означает обязана сделана Поэтому такой расходный кассовый ордер действителен.
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет
    Ринат, а Вы с какой целью интересуетесь? Вам что именно доказать-то нужно?
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет

    Расходно кассовый ордер подпись моя, сумма в строке получил прописью кассира. Она действительна? В суде и как же (Порядок ведения кассовых операций в РФ (от 22.09.1993 № 40 п.15))

    Расписка в получении денег может быть сделана получателем ТОЛЬКО собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

    Это будет оценивать суд, если имеются уже составленные документы.
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    Расходно кассовый ордер, подпись моя, сумма в строке получил прописью кассира. Она действительна? В суде и как же (Порядок ведения кассовых операций в РФ (от 22.09.1993 № 40 п.15))

    Расписка в получении денег может быть сделана получателем ТОЛЬКО собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

    Ордер действителен.
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    День добрый.

    Скажите, обязан ли ИП иметь кассовый аппарат и вести кассовые операции, если:

    - ИП занимается дизайном логотипов, т.е. это считается выполнением работ

    - ИП работает с заказчиками через интернет

    - ИП на УСН без работников, без офиса

    - ИП не принимает никогда наличку, только безналичной на р/с.


    На одном из профильных сайтов сказано, что Порядок ведения кассовых операций не применяется индивидуальными предпринимателями, которые получают оплату за оказание услуг (выполнение работ) на расчетный счет безналичной, оплачивают свои расходы тоже в безналичнойм порядке или переводят денежные средства на пластиковую карту физического лица.


    Т.е. обойду ли я законно этот момент если помимо счета ИП заведу в том же банке счет физ. лица, привяжу к нему карту и на нее буду сбрасывать в итоге со счета ИП все заработанное? По закону вроде бы не придерешься. Есть еще какие-то варианты избежать ведения кассы?

    Ответы на Ваши вопросы в Законе "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ" Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники 1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. 2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. 1. Таким образом, применять КТ технику обязаны все. Главный критерий наличный расчет с клиентом. Кто это будет физическое лицо или юридическое роли не играет. Способ продажи интернет или нет тоже. Именно поэтому при оплате наличными интернет-магазины привозят кассовый чек. Исключения из этого правила - в этом же законе. У Вас нет таких расчетов пока. 2. Безналичные расчеты не требуют применения КТ. Это не зависит кто оплачивает. Однако имейте ввиду, что оплата физического лица с карты требует КТ, но это не ваш случай. Вернее, тут надо смотреть. Вам КТ не нужно при таком ведении деятельности. Нужно вести Книгу учета расходов и доходов и собирать первичку. 3. Получение денег, полученных от предпринимательской деятельности только через расчетный счет для ИП. Потом вы можете с этого р\с деньги переводить куда хотите. Себе, мне и остальным контрагентам. Главное чтобы они там были и все. А это от вас зависит. Для этого ничего привязывать не надо. Поставьте банк-клиент по своему счету, заведите карту себе, и переводите сколько душе угодно (можете и наличными снимать) или сами возите в банк платежные поручения на списание, если не хотите банк-клиент ставить или что-то подобное... Именно так и поступаю я в своей деятельности ИП. Все изложенное в п. 3 Ответа банки знают и достаточно просто туда обратиться.
    (текст отредактирован 16.07.2012, 17:20)
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет
    Не обязан. Достаточно иметь счет и все расчеты проводить безналичным способом. Счет удобно привязать к карточке. Единственное неудобство, клиентам, не имеющим безналичных денег, придется идти в сберкассу или к банкомату Вашего банка и класть деньги Вам на счет. В руки брать Вы их не имеете права. Желаю удачи!
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    Мы получили заем от учредителя в кассу организации. Можем ли мы эти деньги не сдавать в банк для зачисления на расчетный счет, а выдать из кассы под отчет сотруднику на хоз расходы? Не нарушим ли мы порядок ведения кассовых операций? Заем - это не выручка.

    Никакого нарушения нет. Можно выдавать денежные средства, поступившие в качестве займа в подотчет. Займ - это не выручка, вы правы. Но даже из выручки вы вправе выдавать деньги в подотчет. А вот выдать из выручки заемные средства нельзя. Надо обязательно получить их с расчетного счета как возврат займа.
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет

    Юристы ответили на предыдущий вопрос не верно, т.к. по новому действующему положению цитата:

    "В заключение отметим, что мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом самостоятельно."

    Так удалитесь с этого сайта если вам неверно отвечают. 70 вопросов, у вас что, штатного юриста в ТСЖ нет? Совесть иметь надо, нет?
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет
    Это Вы из комментария к какой то статье взяли? Так мнение не является нормативным актом. Вы попробуйте докажите, что это так в суде или налоговой инспекции. Проиграете суд. Или подсказать Вашей налоговой, чтобы проверки провели в Вашем городе во всех УК?
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет
    Добрый день, уважаемый Сергей Вы можете ошибаться юристы в теме последних изменений законодательства Удачи вам и вашим близким!
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    Я ИП на енвд, розничная торговля в палатках и на рынках. Налоговой инспекцией вынесено решение о наложении штрафа по ст.15.1 с формулировкой: нарушения ведения кассовых операций выразившееся в отсутствии кассовой книги и оприходование выручки в сумме такой то согласно фискальному отчету и журналу кассира-операциониста. Насколько правомерны их действия и каков порядок их обжалования. Заранее спасибо.

    Здравствуйте Елена! Не видя документов, сложно определить правомерность действий сотрудников налогового органа. Полномочия для составления протокола по данному составу (ст. 15.1 КоАП РФ) у налоговиков имеются. Кроме того, если факты соответствует тому, что ими зафиксировано, то Вы в течение 10 дней с момента получения постановления об административном правонарушении имеет право его обжаловать в вышестоящий налоговый орган либо в Арбитражный суд. Кстати, практика по данного рода делам достаточно спорная, т.е. перспектива у Вас есть. Не бойтесь тратиться на хорошего представителя, в случае выигрыша, все понесенные Вами судебные издержки Вы можете взыскать с проигравшей стороны, т.е. с налоговой. Удачи! С уважением, Логинова Ирина Сергеевна.
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    День добрый.

    Скажите, обязан ли ИП иметь кассовый аппарат и вести кассовые операции, если:

    - ИП занимается дизайном логотипов, т.е. это считается выполнением работ

    - ИП работает с заказчиками через интернет

    - ИП на УСН без работников, без офиса

    - ИП не принимает никогда наличку, только безналичной на р/с.


    На одном из профильных сайтов сказано, что Порядок ведения кассовых операций не применяется индивидуальными предпринимателями, которые получают оплату за оказание услуг (выполнение работ) на расчетный счет безналичной, оплачивают свои расходы тоже в безналичнойм порядке или переводят денежные средства на пластиковую карту физического лица. То есть к счету ИП не стоит привязывать карту, так как сам момент снятия с нее наличных (скажем, через банкомат) приравнивается к операциям с наличными деньгами, а значит требует наличия кассы.


    Правда ли это?

    И обойду ли я законно этот момент если помимо счета ИП заведу в том же банке счет физ. лица, привяжу к нему карту и на нее буду сбрасывать в итоге со счета ИП все заработанное? По закону вроде бы не придерешься. Есть еще какие-то варианты избежать ведения кассы?

    Верно рассуждаете! Делаю так уже седьмой год и проблем не знаю. Только счет ИП и есть счет физического лица, поэтому смело заказывайте карточку. Желаю удачи!
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет

    Я бы хотела узнать имеют ли юридическую силу следующие законы:

    1)Закон РФ «О бухгалтерском учете и отчетности», который введен в действие с 01.01.95 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.98 г.);

    2)«Порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве РФ» от 01.10.92 г.;

    3)«Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете».


    Напишите, пожалуйста, произошли ли изменения, если да, то какие?

    Спасибо.

    Уважаемая Ирина! По первому нормативному правовому акту Вас, наверное, интересует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ". По второму акту - ПИСЬМО ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 (ред. от 26.02.1996) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с "ПОРЯДКОМ...", утв. ЦБ РФ 22.09.1993 N 40). По третьему - ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.12.1999 N 107 н (ред. от 09.06.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.01.2000 N 2064), с 01.01.2005 года вводится в действие нормативный правовой акт, утвержденный ПРИКАЗОМ Минфина РФ от 26.08.2004 N 70 н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.10.2004 N 6055). Думаю, чтобы получить более четкий ответ, Вам необходимо задать конкретный вопрос по интересующей Вас теме. С уважением,
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет

    Действует ли в настоящее время Порядок ведения кассовых операций в РФ от 22.09.1993 г. № 40? Может ли ООО (собственность частная)

    не выполнить требование банка: "...организации могут расходовать денежную выручку на оплату труда и выплату соц.-трудовых льгот, закупку сельхозпродуктов, скупку тары и вещей у населения. Расходование выручки на другие виды выплат недопустимы." За невыполнение какая мера ответственности предусмотрена? Вид деятельности ООО - розничная торговля. Буду очень признательна за оперативный ответ. Заранее благодарю.

    Здравствуйте. Да, указанный Порядок в настоящее время действует. Однако фразы: "Расходование выручки на другие виды выплат недопустимы" в нем нет. Соответственно, ответственности также нет. "1. Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках). 2. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. 4. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. 5. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. 6. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров. 7. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. 8. Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия. 9. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3-х рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке. 10. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка. 11. Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается." С уважением,
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    Помогите, пожалуйста, разобраться. А ситуация такая: я являюсь директором ООО. Организация образована недавно, штат работников – несколько человек. В данный момент направленность нашей деятельности, позволяет нам не снимать офиса и делать работу на дому. Кассового аппарат у нас нет, все расчеты проводятся безналичным путем, за исключением выплаты заработной платы и снятия денег на хозяйственные нужды. Так же, на данный момент, у нас нет и специально оборудованной кассы, (т.е. изолированного помещения, оборудованного двумя дверьми и сейфом), для хранения свободных денежных средств.

    А вопрос в следующем: нарушаем ли мы порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций? При проведении у нас проверки ведения кассы, правомерно ли будет наложение административного штрафа?

    Заранее спасибо.

    Уважаемая Татьяна, работая с наличностью без специально оборудованного помещения Вы конечно же нарушаете требования Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, а именно Приложение N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации "Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий". Как следствие на Вашу компанию может быть наложен административный штраф по статье 15.1 КоАП РФ Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Если же касса используется исключительно для целей выдачи заработной платы - почему бы не перечислять заработную плату на пластиковые карты? С помощью таких карт возможна и оплата хоз. изделий. Это довольно распространенная практика, и таким образом Вы сможете избежать необходимости обустраивать помещение кассы.
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    Работаю администратором в крупном гипермаркете. Столкнулась с такой проблемой: у нас существует порядок выплаты денежных средств покупателю при возврате товара строго при наличии паспорта, есть выписка из правил ведения кассовых операций, где написано, что возврат осуществляется на основании заявления покупателя, где указываются ФИО, адрес и паспортные данные. Но покупатель не признает эти правила и требует ссылку на Закон, где это прописано. Такой порядок выдачи денег у нас существует с 2009 года, до этого выдавали по любому документу, удостоверяющему личность, а потом такие возвраты нам категорически запретили. Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации. Заранее спасибо.

    Уважаемая Марина Михайловна, потребитель прав. Во-первых, федеральный закон о ЗПП таких требований не содержит. Во-вторых, продавец же не требует паспорт при покупке товара. В-третьих, лицу, обратившемуся за возвратом следует только доказывать, что он приобрел товар именно у этого продавца. Из чего вытекает, что данным о личности потребителя следует верить со слов самого потребителя. Успехов Вам.
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет
    Марина Михайловна! Порядок возврата товара как ненадлежащего, так и надлежащего качества регулируется Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5, устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности. Порядок возврата денег за возвращенный товар зависит от того, когда его вернул покупатель. Если возврат товара осуществляется в день покупки, то следует руководствоваться пунктами 4.2 и 4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 N 104. В этом случае деньги возвращаются из операционной кассы. Если товар возвращен не в день покупки (по истечении рабочего дня после закрытия смены и снятия Z-отчета), то выдача наличных денег должна производиться в соответствии с пунктами 14, 15, 22 и 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40. В данном случае возврат денег осуществляется только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего). При возврате денег покупателю из главной кассы предприятия составляется расходно-кассовый ордер по форме КО-2, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18.08.98 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
    Уточнить
    Вам помог ответ: ДаНет

    Уважаемый Старостин Николай Витальевич.

    Ища ответы на свои вопросы, наткнулся на Ваш ответ, на вопрос № 73749 от 04.02.03, где Вы отвечаете, что ПБОЮЛ «кассу как таковую не ведет», но п.5 ст. 346.26 Главы 26.3 НК РФ утверждает обратное, а именно:

    «5. Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

    А формы эти определяются письмом Центрального банка России от 4 октября 1993 г. N 18 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (в ред. письма ЦБ РФ от 26.02.96 N 247)», а также

    «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указания ЦБ РФ от 22.01.99 N 488-У)».

    По этому, наверное, и появление денежных средств на расчетном счете или в кассе ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ должны быть документально оформлены не только приходно-расходными ордерами, но и, например, договором займа?

    Расчетные и кассовые операции - это не то же самое, что и касса. Пункт 5 ст.346.26 НК РФ является ссылочной нормой, ничего конкретного не предписывает, а отсылает к порядку, установленному в соответствии с законодательством. Порядок ведения кассовых операций, утвержденный Центробанком, распространяется только на юридических лиц, о чем сказано в самом документе. Формы документов, утвержденные Порядком, не применяются. В соответствии с Законом РФ "О бухгалтерском учете" формы первичных документов и указания по их применению для небанковских организаций утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с Минфином (из ведения Центробанка этот вопрос изъят в 1996 г, новые формы документов утверждены Госкомстатом в 1997 г). Порядок денежного обращения регулирует отчасти взаимоотношения банков и клиентов (например, составление кассовых планов), а в основном-порядок работы самих банков. Законодательство, регулирующее кассовые операции предпринимателей, существует. Например, Закон о применении контрольно-кассовой техники в РФ. Однако, нет никаких законов, регламентирующих документирование налично-денежных средств предпринимателей, не связанных с применением ККМ, а тем более-не связанных с предпринимательской деятельностью. В законе о бухучете лишь кратко указано, что порядок учета у предпринимателей регулируется налоговым законодательством. Пунктом 2 ст.54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Такой документ принят-Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86 н/БГ-3-04/430). Согласно п.9 Порядка, выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Однако, имущество предпринимателя, используемое в предпринимательской деятельности, остается личной собственностью гражданина и никак не обособляется от другого его имущества (в соответствии с нормами ГК РФ). Наличные деньги предпринимателя-это его карман, а вовсе не "касса". Поэтому нет необходимости рисовать расходные и приходные ордера, допустим, на покупку продуктов, оплату услуг любовницы, или получение денег от любовника. Сплошного документирования движения денежных средств никто не вправе потребовать. Если организация выдала вам заем по расходному кассовому ордеру, это не означает, что для самого себя вы должны нарисовать еще и приходный кассовый ордер. Кстати, заем никакого отношения к собственно предпринимательской деятельности не имеет. Поскольку нет сплошного документирования наличных денег, то не может быть и кассовой книги (в ней неизбежны разрывы и не могут выводиться остатки). Никто не может потребовать первичного документа на источник наличных денег, вовлекаемых в хозяйственные операции. Таким образом, предприниматель документирует свои операции выборочно-если они связаны с предпринимательской деятельностью, то есть с выполнением работ, оказанием услуг, производством продукции и продажей товаров. Получение займов-само по себе не доход и не расход. Расходом могут быть проценты.
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    Откройте в справочной правовой системе (Гарант, Консультант +) ФЗ «О центральном банке РФ». Найдите ст.34, абзац 2 «установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций», перейдите по ссылке от слова ПРАВИЛА к «положению о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет банка России в кредитных организациях на территории РФ» от 24 апреля 2008 г. #318-п, утверждённое банком России.

    Изучите Главу 3 «Глава 3. Порядок приема наличных денег от клиентов» и выделите основные правила организации такой работы раздельно для организаций и физических лиц.

    Это исключительно платная услуга и оказывается только через личные сообщения. Дорого.
    Задать вопрос
    Вам помог ответ: ДаНет

    Бесплатный вопрос юристам онлайн

    Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
    Бесплатно с мобильных и городских
    Помощь юристов и адвокатов
    Спроси юриста! Ответ за5минут
    спросить
    Администратор печатает сообщение