Разрешение на реконструкцию жилого дома - вопросы и ответы

Разрешение на реконструкцию жилого дома

Краткое содержание

  • Просрочено разрешение на реконструкцию частного жилого дома. Что делать?
  • Надо ли получать разрешение на реконструкцию части жилого дома,?
  • Если соседи не дадут разрешение на реконструкцию жилого дома что делать?
  • Как оформить разрешение на реконструкцию в двухквартирном жилом доме.
  • Разрешение от соседей на реконструкцию жилого дома нужно или нет.
  • Реконструкция дома фирмы
  • Нужно ли брать разрешение на реконструкцию жилого строение (садовый дом 2 этажа)
  • Разрешение на строительство жилого дома
  • Разрешение на реконструкцию дома
  • Реконструкция дома разрешение на строительство
  • Получение разрешения на строительство жилого дома
  • Разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома

Советы юристов

1. Просрочено разрешение на реконструкцию частного жилого дома. Что делать?

1.1. Нужно продлить разрешение.
Градостроительный кодекс рФ
Статья 51
пункт 20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Обратитесь с заявлением в администрацию о продолжении разрешения на строительство ответ Вы должны получить в течении 10 дней. К заявлению обязательно нужно приложить
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

2. Надо ли получать разрешение на реконструкцию части жилого дома,?

2.1. Анна,
рекомендую обратиться с письменным запросом в районную администрацию (с указанием планируемых работ/вносимых изменений)-в месячный срок вы получите ответ.

ГрК РФ, Статья 51. Разрешение на строительство
2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. Если соседи не дадут разрешение на реконструкцию жилого дома что делать?

3.1. Здравствуйте! То придется спор решать в судебном порядке. Для получения разрешения нужно обратиться в отдел архитектуры. Заявление о выдаче разрешения рассматривается в течение 10 дней. Разрешение выдается на 10 лет, плата не взимается (ст.51 ГрК РФ).

4. Как оформить разрешение на реконструкцию в двухквартирном жилом доме.

4.1. Здравствуйте! Обратитесь в местную администрацию

4.2. Либо делать проект в проектной организации, имеющей лицензию, либо через суд на основании заключения строительной экспертизы.

Было получено разрешение на реконструкцию жилого дома, зарегистрировали как реконструкцию, а по факту построили на месте старого новый дом, можно ли как-то переоформить как новое строение.
Читать ответы (1)

5. Разрешение от соседей на реконструкцию жилого дома нужно или нет.

5.1. Здравствуйте. От соседей нет. Нужно от администрации района

6. А есть фирмы, которые занимаются получением разрешения на реконструкцию жилого дома?

6.1. Да. Такие фирмы есть.

7. Нужно ли брать разрешение на реконструкцию жилого строение (садовый дом 2 этажа)

7.1. Здравствуйте. Смотря что делать собрались. По общему правилу нужно, если это именно реконструкция

8. Решением мирового судьи судебного участка № 5 Вольского района Саратовской области от 24 октября 2019 г. частично удовлетворенны требования Енековой К.С. к ООО «Север Сервис», Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства, Администрация Вольского муниципальное района Саратовской области, управление муниципального хозяйства администрации Вольского муниципального района Саратовской области о возмещении ущерба в размере 48350 рублей (возмещение ущерба), 38 800 рублей (расходы судебной экспертизы), 1850 рублей (оплата государственной пошлины) .
Считаю данное решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно муниципального контракта № 194 от 31 октября 2013 года об участии в долевом строительстве благоустроенного жилого помещения (трехкомнатное благоустроенное жилое помещение (квартира) общей площадью не менее 52,0 кв.м.), осуществляемое в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилого фонда в 2013 – 2015 г.», в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185 – ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства от имени муниципального образования г. Вольск между Управлением муниципального хозяйства администрации ВМР и ООО «ЭлитСтрой». Предметом контракта является участие заказчика и застройщика в долевом строительстве жилого помещения (трехкомнатной квартиры) в многоквартирном доме, с последующим переходом в собственность муниципального образования г. Вольск в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного и непригодного жилищного фонда с 2013-2015 годах» (п. 1.1. муниципального контракта).
В соответствии приложению № 2 к данному муниципальному контракту, объектом долевого строительства является: трехкомнатная квартира на 3 – м этаже, общей площадью 52.0 кв.м., в том числе жилой площадью 35,8 кв. м., по адресу: Саратовская область, г. Вольск, ул. Фирстова, д. 53 \5, кв. 12.
………нужно написать как происходили торги и как выиграл элит сторй
В соответствии с заключением негосударственной экспертизы, проведенной ООО «Межрегионэкспертиза» от 02 октября 2014 года раздел проектной документации по объекту «Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Вольск, ул. Фирстова, д. 53 \5, кв. 12,представленный на экспертизу в состав разделов проектной документации соответствуют требованиям законодательства, стандартов и норм пожарной и промышленной безопасности, техническим регламентам, не противоречат Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу РФ и рекомендуется к утверждению.
Согласно из заключения №174/14 от 29 декабря 2014 года, объект капитального строительства «Многоквартирный жилой дом» расположенный по адресу: г. Вольск, ул.Фирстова, д.53/5 соответсьвует требованиям ст. 5.1, 5.2, 5.3 Градостроительного кодекса РФ и требованиям технических регламентов.
31 декабря 2014 года Администрацией Вольского муниципального района Саратовской было выдано ООО «ЭлитСтрой» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
29 декабря 2014 года № 139 был утвержден приказ Министерством строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области. В соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в администрацию ВМР был направлен акт, подтверждающий соответствие параметров построенного (реконструированного) объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство. В свою очередь у Управления муниципальным хозяйством администрации Вольского муниципального района и администрации ВМР не было оснований не доверять вышеназванным документам.
Согласно гл. 6 ст. 47-55 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190 – ФЗ в случае если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 ст. 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводиться.
МНЕ НУЖНО АНТОЛОГИЧНЫЕ СТАТЬИ И ЗАКОНЫ ЧТО БЫ СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ТРЕБОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ.

8.1. Аналогичные? Они не могут быть аналогичными.
Надо анализировать ситуацию.
И писать возражения (ст. 35 ГПК РФ).

8.2. Ув. Леонид - обратитесь к выбранному Вами специалисту, заключите и оплатите соглашение и специалист будет работать!

Было получено разрешение на реконструкцию жилого дома, и хозяин умер. Можно ли новым хозяевам отказаться от полученного разрешения, в вязи с тем что у них нет элементарно денег.
Читать ответы (1)

9. Было получено разрешение на реконструкцию жилого дома, зарегистрировали как реконструкцию, а по факту построили на месте старого новый дом, можно ли как-то переоформить как новое строение.

9.1. Возможно, но нужно смотреть документы. Обратитесь со всеми документами на старый дом, земельный участок и разрешением на строительство к любому юристу.


10. Имеем Жилой дом на 2 половины.
У каждого своя канализация, газ, отопление. Общая одна стена.
Наша половина дома указана в свидетельстве на пр. Соб. Как "часть жилого дома" (преоформляли из квартиры) , а у соседа как квартира №2 (ничего не переоформлял).
Сосед решил сделать реконструкцию террасы. Ему выдали разрешение на "реконструкцию индивидуально жилого дома". И снизу адресс обьекта с укащанием квартиры. Он произвел реконструкцию. У него встал вопрос о вводе ее в эксплуатацию. Придя в кадастровый ему сообщили о том, что необходим технический план всего жилого дома (сославшись на то, что, раз ему выдади разрешение на реконструецию всего дома, то и план должен быть общий)., в связи с чем возникает необходимость, нам (его соседям) делать межевание, нести опрелеленные расходы с оформление вышеуказанных документов. Закконо ди требпвание составления общего технического плвна дома? (ведь у нас у каждого своц тех паспорт га соответсвуюзие половинки, вот пусть в свою половину и вносит изменения)

10.2. Здравствуйте, уважаемая Кристина! Давайте по порядку. Если ему нужен тех. план, то пусть сам делает межевание и оплачивает расходы в связи с оформлением тех. плана. Т.к. было выдано разрешение на реконструкцию всего дома (ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ), то требование законно. Вот только предоставьте эти расходы нести ему раз все это затеял.

10.3. Нет, данное требование незаконно. Вам не надо ничего делать, нести расходы, в том числ на межевание. Не нужно делать один технический паспорт. Если это разные объекты прав.
Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция)

10.4. Каждой недвижимости необходим технический план. Если есть такая необходимость необходимо оформить. Если один из собственников против, то можно провести за свои средства потом взыскать со второго собственника.


Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. В силу с 16.09.2019)
Статья 24. Требования к техническому плану

1. Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

10.5. Совершенно верно.
Вы когда переоформляли с квартиры на жилой дом то действовали самостоятельно.
Бремя расходов по содержанию имущества лежит на собственнике имущества ст.210 ГК.

10.6. Всё правильно требуют, суть в том, что у Вас один объект недвижимого имущества, у Вас же указано "часть жилого дома" вообще доли должны указываться в таких случаях, поэтому и требуют общий технический план Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" ст.24. Вам вообще следовало бы выделиться в отдельный объект недвижимого имущества, тогда и не будет таких проблем, можете через суд получить статус дома блокированной застройки. Согласно "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820) (ред. от 15.08.2018) блокированные жилые дома: жилые дома с числом этажей не более трех, состоящие из нескольких блоков, число которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход с участка на территорию общего пользования; Т.е. блокированный дом состоит из нескольких блоков, имеющих общие стены без проемов.

10.7. Вам просто надо перевести свою ЧАСТЬ жилого дома в квартиру, Вы просто не доделали своевременно документы, вот и числиться Ваша квартира, как часть жилого дома. Рано или поздно этот вопрос возникнет, лучше сделать сейчас, расходы минимизировать, тогда и не будет необходимости делать тех план на весь дом, тем более у соседа он должен быть.
Вы вообщем там сами премудрили, где квартира, а где часть дома, часть дома преимуществ не дает. Ст.247-250 ГК РФ.

10.8. Ошибка допущена изначально в том: "половина дома указана в свидетельстве на пр. Соб. Как "часть жилого дома" (преоформляли из квартиры) , а у соседа как квартира №2 (ничего не переоформлял)."
Это ошибка рождает остальные ошибки.
Эта ошибка администрации или департамента архитектуры или чья?
Начинать решать вопрос нужно с устранения этой ошибки.
Обе половины должны быть оформлены одинаково.
Решите этот вопрос, остальное решиться автоматически.
Может придется подать в суд на администрацию. Подавайте. И по решению суда, оформите все грамотно.

11. Было получено разрешение на реконструкцию жилого дома, и хозяин умер. Можно ли новым хозяевам отказаться от полученного разрешения, в вязи с тем что у них нет элементарно денег.

11.1. Можно. Подайте заявление об отзыве разрешения.

12. В 2018 г приобрел участок с домовладением в городе, участок ИЖС, никаких ограничений в выписках нет, приобреталось все с использованием мат капитала, при подаче документов на реконструкцию домовладения получили отказ из-за хождения участка в сан. зону заправки, которая находится через 3 участка от моего, т.е там есть жилые частные дома, а так же вплотную к заправке примыкает кафе, что можно сделать? Как получить разрешение на строительство?

12.1. Отказ обжаловать в суде, бывает что сан. зона только на бумаге а в установленном законом порядке не оформлена. Еще смотрите градостроительный план своего земельного участка, там установлены допустимые параметры отступления от сан. зоны, и запреты строительства. По вашему вопросу очень большая сан. зона.

В 2018 г приобрел участок с домовладением в городе, участок ИЖС, никаких ограничений в выписках нет, приобреталось все с использованием мат капитала, при подаче документов на реконструкцию домовладения получили отказ из-за хождения участка в сан. зону заправки, которая находится через 3 участка от моего, т.е там есть жилые частные дома, а так же вплотную к заправке примыкает кафе, что можно сделать? Как получить разрешение на строительство?
Читать ответы (1)

13. Гараж 2004 г. построен на границе земельного участка, реконструкцию к гаражу капитального строительства жилого дома произвела в 2017 г. мне отказывают разрешение на ввод в эксплуатацию реконструкции к гаражу строительства капитального строительства жил. дома. Ссылаются на не соответствии параметров земельных границ. Как добиться разрешения на ввод в эксплуатацию. Я очень нуждаюсь в помощи. Я инвалид 2 группы.

13.1. Надежда, нужно повозиться.. Документы на дом. Поскольку обычно застройка одним домом не ограничивается, у граждан зачастую возникает вопрос о получении разрешений на все постройки. Отвечая на этот вопрос, следует обратиться к статье 51 Градостроительного кодекса РФ. Ее положения содержат перечень случаев, когда такое разрешение не является обязательным:

для хозяйственных вспомогательных строений;

для гаража на дачном или ином участке, неиспользуемом для предпринимательской деятельности;

при возведении, реконструкции строений, которые не относящихся к объектам капитального строительства;

ремонт, реконструкция объектов без существенных изменений их конструкции и основных характеристик.

Этот перечень не является окончательным и закрытым, положением градостроительного законодательства могут быть предусмотрены и другие случаи.

Для получения разрешений на легальное возведение частного дома нужно подготовить пакет необходимых документов и обратиться с заявлением в соответствующий орган. Согласно законодательству решением таких вопросов уполномочены заниматься местные администрации (иные органы в местах расположения участка).

В настоящее время у граждан также имеется возможность подавать заявление для получения разрешения в Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Еще один способ – отправить заявление через Единый портал госулуг в электронном виде.

Подавать (направлять) заявления можно не только самому, но и через представителей. В таких случаях необходимо подтвердить их полномочия на подписание и подачу документов.

Помимо заявлений для решения вопроса о получении разрешений, предоставляются следующий перечень документов:

правоустанавливающие документы на участок;

градостроительный план данного участка;

схема планированной организации участка;

документы, подтверждающие личность заявителя.

Для обращения в органы Росреестра понадобятся:

заявление о регистрации;

паспорт заявителя (иной удостоверяющий документ);

документы о правах на земельный участок;

документы, подтверждающие строительство.

Если участок зарегистрирован в установленном порядке и поставлен на учет в кадастре недвижимости, то процедура регистрации будет проще. В таком случае представлять какие-либо документы на него не нужно, вся информация у Росреестра уже имеется.

Что касается документов, подтверждающих постройку объекта, то к ним относятся кадастровый паспорт и разрешение на строительство. Последнее требуется для объектов, постройка которых не завершена. В свою очередь, кадастровый паспорт составляется на основе технического плана, оформленного с учетом полученного на постройку разрешения. Кроме указанных документов необходимо произвести оплату госпошлины.

При предоставлении всех необходимых документов заявление рассматривается в срок до десяти дней.

Прежде чем приступать к строительству собственного частного дома, необходимо приобрести землю, предназначенную для этого. Вопросы предоставления таких участков находятся в компетенции администраций муниципальных образований. Каждый желающий получить участок земли под ИЖС должен обратиться туда с заявлением, указав цели использования.

Распределение участков осуществляется на основе аукциона. Некоторые категории лиц имеют право на бесплатное получение земли, в частности, многодетные семьи, ветераны, инвалиды. Решение о выделении земель данным лицам решается в порядке очередности специальной комиссией.

Второй возможностью приобрести землю под ИЖС является ее покупка у другого частного лица по договору. Независимо от основания его приобретения, право на него нужно зарегистрировать в Росреестре. Для этого нужно обратиться с заявлением и определенным пакетом документов. К их числу относятся:

паспорт (иное удостоверение личности);

документ, удостоверяющий права человека на недвижимость;

кадастровый план участка;

заявление о регистрации;

квитанция об уплате госпошлины.

Для получения разрешения на постройку своего дома предоставление проектной документации не требуется. Вместе с тем, застройщ
ик может по собственному желанию ее подготовить. Проект дома включает все основные данные и характеристики, необходимые для его постройки. В него входят архитектурно-строительная и инженерная информация, в том числе планы, чертежи всех частей дома, его коммуникаций, смета, паспорт проекта.

Разработку проекта можно поручить специализированной фирме, либо сделать самому. Однако без специальных знаний учесть все тонкости будет сложно. Ведь проект включает большой объем информации, помимо количества этажей и комнат дома, вида материалов и отделки. При постройке дома приходится решать вопросы его размещения на участке, обустройства всех коммуникаций.

Паспорт проекта включает в себя все основные документы, относящиеся к возведению строительства, в частности:

разрешение на постройку;

о правах на землю;

договор о постройке дома;

выкопировка из генплана;

задание на проектирование частного дома;

планы, чертежи здания;

условия присоединения к инженерным сетям.

Для ввода постройки в эксплуатацию нужно подать заявление с приложением следующих документов:

документы о правах на земельный участок;

градостроительный план участка;

технический план;

документ о соответствии всем техническим нормам;

план коммуникаций и технических сооружений;

акт приема постройки;

Заявление и приложенные к нему документы рассматриваются уполномоченными органами. Как правило, срок рассмотрения не превышает десяти дней.

Удачи! Отзывайтесь.

14. Можно ли строить жилой дом на участке под эксплуатацию и обслуживание жилого дома, обязательно ли получать разрешение на реконструкцию старого имеющегося дома.

14.1. Уважаемый Александр г. Тверь!
В данном случае рекомендую вам, НЕ проводить реконструкцию, а:
1)Разделить земельный участок на ДВЕ части площадью НЕ менее 4-х соток;
2)Построить жилой дом и зарегистрировать жилой дом по Дачной амнистии до 01 марта 2020 года.

Удачи вам Владимир Николаевич
г. Уфа 27.06.2019 г.

15. Дом по документам оформлен, как часть жилого дома в стадии реконструкции, свидетельство получено в 2004 г., разрешение на реконструкцию тоже от 2004 г. Сейчас дом достроен, как теперь его оформить? Соседи говорят, что у нас самострой и нас снесут. Земля в собственности под ижс, но одна стена с соседом общая. Мне сказали, что теперь нет понятия часть жилого дома и надо оформлять, как блокировку. Как быть?

15.1. Здравствуйте, Мария! Для того, чтобы дать Вам корректный ответ нужно видеть имеющиеся у Вас документы. И да, сейчас регистрируют "дом блокированного типа". Но здесь много нюансов.

16. Проживаю в городе Сочи. Пыталась получить разрешение на реконструкцию жилого дома не дают. Т.к. сосед, владелец 2/4,которые снесены, построил дом клубного типа с нарушениями. Докупал рядом участок в аренду 49 лет. Не платил налоги. Квартиры многие проданы по 2-3 разу… Сейчас люди этого дома ожидают суд. И сейчас там обременения. Приблизительно на 30 кв.м. тот дом стоит на участке, который относился к снесенным 2\4. Могу ли я построить летнюю кухню. Какие требования в СНИПах. Обязательно ли брать разрешение? Могут ли отказать из-за соседа? Можно ли будет от своего дома пдключить воду, газ,свет? Земля общая долевая собственность под ИЖС 5/10. Спасибо.

16.1. Задайте еще 15 вопросов на одной странице и точно не получите ответов. Построить можете. Снип называется про малоэтажную застройку, обязательно если это установлено градостроительным кодексом, можно
Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89*
"Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
(утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78)

16.2. Здравствуйте! Построить дом или иную постройку вы сможете только после выдела своих долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и постройку. Разрешение на строительство для строительства индивидуального жилого дома не требуется. Градостроительные регламенты вы можете получить в местной администрации.

Гараж 2004 г. построен на границе земельного участка, реконструкцию к гаражу капитального строительства жилого дома произвела в 2017 г. мне отказывают разрешение на ввод в эксплуатацию реконструкции к гаражу строительства капитального строительства жил. дома. Ссылаются на не соответствии параметров земельных границ. Как добиться разрешения на ввод в эксплуатацию. Я очень нуждаюсь в помощи. Я инвалид 2 группы.
Читать ответы (1)

17. Хочу узнать. Мы живем в частном доме, можем ли мы утеплить веранду, для того что бы увеличить жилую площадь. Это будет считаться реконструкцией жилья? Нужно ли на это брать разрешение? И можно ли это сделать за счет мат. капитала?

17.1. Это реконструкция, т.к. подпадает под п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов
и ст. 25 ЖК РФ Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Для того, чтобы произвести реконструкцию, необходимо прийти в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области с документами, подать уведомление на реконструкцию.
В течение 7 дней будет дан ответ.
Если ответ положительный, то можно производить реконструкцию с использованием средств материнского капитала.

18. По мере застройки пустыря, жилыми домами, ко мне обратились 2 соседа с просьбой разрешить прокладку воздушного газопровода через мой земельный участок. Причины, проживают уже год а топяться дровами. Для подведения газа требуется прокладка газопровода 500 м, а через мой участок необходимо 100 метров трубы. ПОЖАЛЕЛ. На их просьбе сделал пометку "Разрешаю временно. Стойки воздушного газопровода установить по границе моего участка, с таким расчётом что бы газовая труба прошла по границе участка и не мешала мне использовать землю. Весной обнаружил что газовая линия установлена на 1.5 метра от границы внутрь моего участка, поставленные мной условия выполнены не были. Никто со мной никаких договоров НЕ ЗАКЛЮЧАЛ. Скандалить не стал, ЛЮДЕЙ ЖАЛКО. Расчёт на реконструкция газовой системы по мере застройки массива. В прошлом году реконструкция началась. Обратился в газовую компания с просьбой произвести переподключения газовой трубы в другом месте, убрать трубу ранее положенную по моему участку.
Отказали. Мотивы; во временном разрешении я не указал срок действия данного разрешения. Демонтаж газовой линии если и будет произведён то за мой счёт. Посоветовали в СУД не обращаться, так как они выграют дело в любом суде.
Вопрос: что надо сделать чтобы прекратить срок действия "временного разрешения" и заставить газовую компания убрать трубу?

18.1. Как раз необходимо обратиться в суд, поскольку Ваше право, как собственника нарушено.

ГК РФ Статья 304. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
Позиции высших судов по ст. 304 ГК РФ >>>

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

С Уважением, адвокат – Степанов Вадим Игоревич.

19. Получили градостроительный план на свой участок ИЖС в черте Новой Москвы. Он противоречит сам себе и есть подозрение, что мы получим отказ в разрешении на строительство. Интересует правильная последовательность действий, быть может нужно как-то, по особенному, сформировать запрос на разрешение на строительство (в т.ч. СПОЗУ), быть может подать запрос и далее, после получения отказа в разрешении формировать грамотное обжалование в суде.

Спорные моменты ГПЗУ:
2. Информация о градостроительном регламенте, либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается: Земельный участок расположен в территориальной зоне, для которой установлен градостроительный регламент

2.2. Информация о видах разрешенного использования земельного участка основные виды разрешенного использования земельного участка:
- Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (2.1.0)

И противоречие с этим:
2.3. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок:
- Предельное количество этажей и (или) предельная высота зданий, строений, сооружений: Предельная высота (м.) - 0
- Максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка: Максимальный процент застройки (%) - 0

19.1. 42. Подраздел 2.3 "Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок"
содержит информацию о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок и подлежит заполнению в табличной форме путем указания соответствующих цифровых и (или) текстовых показателей, утвержденных в составе правил землепользования и застройки.

43. В графе 1 "Длина, м" указывается минимальная и (или) максимальная длина земельных участков в метрах.
44. В графе 2 "Ширина, м" указывается минимальная и (или) максимальная ширина земельных участков в метрах.
45. В графе 3 "Площадь, м 2 или га" указывается минимальная и (или) максимальная площадь земельных участков в квадратных метрах или гектарах.
46. В графе 4 "Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений" указывается расстояние от границы земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений, сооружений в метрах.
47. В графе 5 "Предельное количество этажей и (или) предельная высота зданий, строений, сооружений" указывается предельное количество этажей зданий и (или) максимальная высота зданий, строений, сооружений в метрах.
48. В графе 6 "Максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка" указывается отношение суммарной площади застройки зданий, строений, сооружений к площади земельного участка в процентах.
49. В графе 7 "Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства, расположенным в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения" указываются требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства, в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, которые могут включать в себя:
а) требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства;
б) требования к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства;
в) требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
50. Графа 8 "Иные показатели" заполняется при наличии иных предельных параметров, установленных в градостроительном регламенте правил землепользования и застройки либо в утвержденном проекте планировки. При отсутствии иных показателей в графе ставится прочерк.

51. В случае, если правила землепользования и застройки либо документация по планировке территории (при наличии) содержат информацию о том, что в границах территориальной зоны не определяется тот либо иной показатель предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, показатель предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства либо этот показатель не определен, в графах для заполнения показателей указывается "Без ограничений".

А У вас ноли стоят.
А потому пишите им заявление о разъяснении..

20. Следующего характера. Некая фирма N приобрела в собственность жилой дом вместе с земельным участком под реконструкцию дома под здание гостиницы. Проектировщиком была подготовлена проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу с положительным заключением. Было получено разрешение на строительство, которое в последствии было отозвано по непонятным причинам (это возможно, только по решению суда). Дело в том, что согласно проекту организации строительства период строительства должен составлять 11 месяцев. Фактически построили за 2 месяца. У комитета государственного строительного надзора возник вопрос как фактически можно построить здание меньше нормативного срока, также они отказались от своих прямых обязанностей, после выявления данных обстоятельств и удовлетворения заявления истца о признания права собственности в арбитражном суде. Комитет государственного строительного надзора данное решение не удовлетворило и они подали апелляционную жалобу (правда не понятно на каком основании), ведь у истца (заказчика) есть все необходимые документы: заключение строительной экспертизы о том, что здание не угрожает жизни и здоровью людей, заключение ЦГСН о соответствии инженерных систем и качеству питьевой воды требованием санитарно-гигиенических норм, положительное заключение МЧС. Единственный факт адекватных разногласий являтся то, что фактическая площадь реконструируемого объекта больше объекта, хотя за границы землеотведения объект не выходит, тем более, что объект находится в индивидуальной собственности. Как в данной ситуации поступить? Спасибо.

20.1. Нужно обжаловать решение суда.

20.2. Доброе утро! Не совсем понятно что хотите то?
В данной изложенной Вами ситуации нужно ждать вступления решения суда в законную силу, если исковые требования сформулированы правильно, то признаете право собственности, узаконите реконструкцию, и пользуйтесь на здоровье.
Если жалобу как я понял в арбитраж подал Комитет, а вы согласны с решением суда, нужно писать аргументированные возражения.

Можно ли строить жилой дом на участке под эксплуатацию и обслуживание жилого дома, обязательно ли получать разрешение на реконструкцию старого имеющегося дома.
Читать ответы (1)

21. Мне нужно ввести в эксплуатацию пристройку жилого дома. Разрешение на реконструкцию из архитектуры есть и нотариальное разрешение от соседей, что отступлю от их участка 1 м.тоже имеется. В архитектуре сказали, что откажут в воде в эксплуатацию и только обращаться в суд, что б узаконить. Насколько сложно это будет сделать. Из краснодара.

21.1. Нужно собирать документы и обращаться с заявлением в суд. Оплачивается госпошлина. Можно по почте, можете оформить доверенность на юриста.

22. В 2012 году получили разрешение на реконструкцию жилого дома. Срок действия указан 10 лет. То есть заканчивается в 2022 году. На днях пришло уведомление от "управления заказчика застройщика" о том, что нам необходимо направить уведомление об окончании строительства и соответственно поставить обьект на кадастровый учет и зарегистритровать право собственности. В противном случае приплетают пункт 5 ст.9.5 КоАп. Вопрос, правомерны ли их действия? Как я понимаю мы не обязаны вводить дом до истечения срока разрешения. В целом постройка готова и мы в ней проживаем, но есть некоторые планы на старый дом. Спасибо большое заранее.

22.1. ГК РФ Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению
Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

23. Частный дом в долевой собственности (между 2-мя сестрами). В 1983 г. пристроили кухню и санузел с коридором. Есть оригинал "разрешения на пристройки к домам или реконструкцию" от исполкома Ленинского райсовета нашего города (так называлась администрация в то время) датированная 22.02.1982 г. Но в кадастровом паспорте (якобы нет разрешения, и литера "а" присвоена почему-то)и в свидетельстве о госрегистрации данная пристройка не была включена в жилую (или даже общую) площадь дома. Что делать для легализации данной пристройки? Или если разрешение было (или оно уже недействительно?), то теперь достаточно к архитекторам сходить?

23.1. Здравствуйте, Валерий Александрович!
Узаконивайте произведенную реконструкцию в судебном порядке. Вряд ли Архитектор согласится с постройкой такой давности. И разрешения архитектора будет недостаточно для внесения изменений в кадастровый паспорт объекта.
За юридической помощи по подготовке иска обращайтесь к юристам сайта в личные сообщения.

24. Произвели реконструкцию жилого дома. Дом 1870 года постройки, состоял из трех частей: изба, горница и скотный двор, все бревенчатое. Реконструкции подверглись стены горницы (стали из газосиликата) и двора (стал гаражом, стены газосиликат) и произвели замену крыши. Стал одноэтажный дом с мансардой с пристроенным к нему гаражем, как следствие изменился метраж дома. Дом в собственности, земля тоже. Хозяин один. Границы дома не менялись с 1870 года, вот по двум из них нарушена пограничная зона, не выдержано 3 метра. Одна граница с соседями (соседи претензий не имеют) от гаража до границы участка 1,5 метра; вторая, которая вообще не реконструировалась находится на границе в улицу, т.е. там вообще почти нет отступа от стены дома.
В прошлом году на стадии реконструкции я подавала в архитектуру документы на разрешение на реконструкцию дома – архитектура дала разрешение (у меня уже был промежуточный тех. план). В этом году когда подала документы для записи в росреестр – архитектура мне дает отказ из-за не соблюдения границ. Какие мои дальнейшие действия?

24.1. В судебном порядке придется узаконивать реконструкцию...
Подготовьте мотивированные доводы Ваших действий по не соблюдению границ.

Дом по документам оформлен, как часть жилого дома в стадии реконструкции, свидетельство получено в 2004 г., разрешение на реконструкцию тоже от 2004 г. Сейчас дом достроен, как теперь его оформить? Соседи говорят, что у нас самострой и нас снесут. Земля в собственности под ижс, но одна стена с соседом общая. Мне сказали, что теперь нет понятия часть жилого дома и надо оформлять, как блокировку. Как быть?
Читать ответы (1)

25. Мною был приобретен частный дом. Предыдущим собственником была выполнена пристройка к расположенной на этом же земельном участке времянке (летней кухне), которая газифицирована. На пристройку оформлены все необходимые документы - разрешение на реконструкцию, тех.план. На данный момент (спустя более 10 лет после возведения пристройки и 6 лет после смены собственника жилого дома), газовая служба выявила нарушения в части ввода газопровода во времянку и несоответствие проекта газификации фактическому состоянию. Насколько правомерны требования газовой службы, с учетом того, что пристройка оформлена законным образом, и, насколько я понимаю, на стадии оформления должна была быть согласована со всеми смежными службами.

25.1. Добрый день, при оформлении разрешений на пристройки, которые выдают Администрации (района, города) не требуетсся предоставление сведений об изменениях в расположении коммуникаций. Администрация, выдавая разрешение на пристройку обязана проверять соответствие пристройки градостроительным нормам и правилам.
А если при строительстве пристройки собственник вносит изменения в расположение коммуникаций, то только сам собственник должен отдельно от разрешения на пристройку уже непосредственно в данном случае в газовой службе оформить внесение изменений в проект газификации.
Ваш продавец вам видимо не сообщил, что его проект газификации не соответствует реальному расположению коммуникации, а вы это не проверили. Это плохо и теперь придется к сожалению вам самому вносить все изменения и нести соотвественно все расходы.

26. С 2010 года имеем в Московской области в собственности "часть жилого дома" (по свидетельству), расположенную на земельном участке с видом разрешенного использования "ИЖС".
В Администрации района было получено разрешение на реконструкцию части жилого дома с согласованием проекта реконструкции, с увеличением площади.
В настоящее время реконструкция завершена. Было направлено в администрацию уведомление о завершении реконструкции.
Из администрации получен ответ о необходимости подачи заявления о реконструкции части жилого дома в Министерство жилищной политики Московской области, так как часть жилого дома не является объектом индивидуального жилищнго строительства, либо о праве признания права собственности на реконструированную часть жилого дома в судебном порядке. До реконструкции площадь части дома была 29 м 2, после реконструкции - 112 м 2. Государство при наличии официального разрешения на реконструкцию отказывается получать от нас налоговые поступления и не дает нам возможность распоряжаться имуществом и земельным участком, находящемся в личной собственности, чем ущемляет наши законные права.
Обращение в Министерство жилищной политики МО нас не устраивает, так как Министерство скорее всего потребует изменить вид разрешенного использования земельного участка на "блокированная жилая застройка", а это не соответствует действительности, так как над нашей частью дома расположены помещения другого собственника. В нашем случае наш объект недвижимости не соответствует требованиям, предъявляемым к «блокированной жилой застройке», ввиду отсутствия его автономности.
Каковы должны быть наши действия в сложившейся ситуации?
В случае подготовки искового заявления о признании права собственности, кто будет являться ответчиком по иску: Правительство Московской области, Росреестр? Есть ли судебная практика по аналогичным вопросам?

26.1. Добрый день!

На основании п.п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

3. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и направление уведомления в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.
4. В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

27. Извините за возможный повторяющий вопрос на сайте. Суть вопроса заключается: Имеется жилой дом на два сообственика (двухквартирный жилой дом с разными входами). Сосед пристроил пристройку и возвел мансарду на своей половине дома, но разрешения от меня, т.е. собственика не получал. Сейчас через суд он пытается оформить законность своей постройки, ответчиком является администрация, меня поставили в известность как третье заинтересованное лицо. На первой встрече в суде, администрация не против законности это постройки и мансарды, но мы против, так как дом в годах и из за его новой постройки мы не можем начать реконструкцию свой половины дома. Подскажите как поступит в данном вопросе.

27.1. Если Вы против пристройки, придется обращаться в суд с иском о сносе самовольной реконструкции.

28. Меня зовут Владимир, проживаю в г. Сочи. В 1987 году я получил земельный участок в п. Дагомыс под садоводство в садоводческом товариществе « Чаевод» площадью 7 соток. В 1992 году начал строительство частного дома. При вводе его в эксплуатацию в 1998 году при размежевании участка оказалось, что дом находиться за его пределами, поэтому в 1998 году был заключен договор аренды на 49 лет земельного участка площадью 887 м кв,на землях населенных пунктов с целевым назначением под садоводство.. В 2000 году распоряжением главы Администрации п. Дагомыс получено св-во на жилой дом Литер «А» с цокольным этажом Литер «А-1» , общей площадью 200,8 м кв, которому был присвоен адрес. А садовый участок 7 соток согласно дачной реформы был переведен под ИЖС. Дом был не достроен (имеются фотографии) , т.к. в недостроенный дом не прописывали, мы его оформили как законченный и прописались 24.10.2000. Дети выросли и решили дом достроить в 2018 г с отдельным входом, а для этого пришлось выйти за пределы периметра нашего дома на 32,3 м кв. Так как дом построен на горе у нас получилось два цокольных этажа. В дострое прихожая 12,5 м кв-цокольный энаж, и два этажа по 25 м кв, и 2 ванные комнаты по 7 м кв. 3 августа 2018 вступили в силу изменения в градостроительный кодекс РФ о том, что разрешение на строительство и реконструкцию жилых домов на участках с целевым назначение под садоводство не нужны, необходимо только написать уведомление. В декабре 2018 г мы решили оформить дострой, сделали новый техпаспорт с учетом достроенных помещений и сдали документы в МФЦ г. Сочи на оформление достроя, через месяц нам прислали ответ, что для оформления вашего достроя Вам необходимо обратиться в суд. Прошу Вас пояснить нам наши дальнейшие действия, почему мы не попадаем под изменения в ГК РФ от 03.08.2018 и нам необходимо узаконивать дострой только через суд. Я пенсионер, с пенсией 15000 руб и возможности оплачивать судебные издержки не имею. В доме прописаны 4 взрослых и 1 ребенок. С Уважением, Владимир.

28.1. Отгрохать дворец ценой в 15 млн. денег хватило, а нормальному юристу вопрос задать - нет? Такие пенсионеры только на Кубани да на побережье водятся
Ситуация слишком сложная для бесплатных ответов, уж извините.

Хочу узнать. Мы живем в частном доме, можем ли мы утеплить веранду, для того что бы увеличить жилую площадь. Это будет считаться реконструкцией жилья? Нужно ли на это брать разрешение? И можно ли это сделать за счет мат. капитала?
Читать ответы (1)

29. Без разрешительных документов администрации г. Владивостока во встроено - пристроенном к жилому дому нежилом помещении была сделана реконструкция с увеличением площади путём строительства новых капитальных стен и возведения второго этажа. Таким образом, площадь пристройки увеличена. Из магазина и складских помещений к нему, сделаны сауна с бассейном, магазин, ресторан и фитнес-клуб. Реконструкция проведена с ошибками: уничтожена дренажная система, защищающая фундамент жилого дома, подвал затапливается верховодными, канализационными и грунтовыми водами. В лифтовой шахте, фундамент которой также подмывается обнаружена трещина. Выигран суд по восстановлению дренажной системы, решение которого уже больше года не исполняется. Кроме того, при реконструкции построен ресторан без очистных от жира с врезкой в бытовую канализацию, в результате наружные канализационные колодцы зажириваются и встают, при этом в нечистотах плавает весь подвал жилого дома. Кроме того, новая крыша пристройки выполнена с нарушением правил пожарной безопасности. Обратились трижды в генеральную прокуратуру, по результатам проверки краевой прокуратуры установлен факт реконструкции без разрешительных документов, городской администрации сделано предписание об устранении нарушений по незаконной реконструкции, но город отписывается, что он разрешение не давал на реконструкцию, поэтому его вины в том нет и предлагает собственникам жилых помещений обратиться с суд с иском об устранении нарушений, или о возврате помещения в первоначальное состояние вследствие незаконной реконструкции. Но городские власти даже не вышли на проверку. Вопрос: разве у городской власти нет обязанности при установлении незаконной реконструкции, после которой нарушены права и жителей и появилась угроза их жизни и здоровью.

29.1. В данном случае имеет место бездействие администрации, есть судебное решение, которое будет иметь преюдицию. Обратитесь в администрацию с просьбой выйти с иском в суд о понуждении привести в первоначальное состояние помещение.

30. Купили дом под мат. кап.Участок в 461 кв. на участке имеется не большой жилой дом и и возведенный цокольный этаж. Строительство не законченное разрешение на строительство бывших собственников истекло в 2017 г. Мы начали собирать документы для продолжения строительства большого жилого дома. В итоге выявились нарушения. Фундамент залит впритык в границе участка и получается не соблюдены нормы отступа 3 м от соседского участка (пустующий учаток много лет. заросший, не обработанный) Попытались узнать информацию об участке, чтобы либо выкупить либо взять в аренду и расширить границы участка, тогда уде строительство возможно продолжить, но по документам из выписки с ЕГРН наш участок является ИЖС, в собственности, но расположен на территории земель с назначением ОД-1.В итоге опять отказ. Далее решили делать реконструкцию старого дома с расширением жил площади на 18 кв за счет демонтажа сеней и пристроить отапливаемую кухню и удбства и кап. ремонт крыши дома, перенос печи... и опять отказ, т.к территория земель с ОД-1 и не важно, что земля и дом в собственности и с назначением под ИЖС. Как нам быть? Куда обращаться? Почему на своем участке мы не можем улучшить свои жил. условия? При реконструкции интересы соседей не затронуты вообще. И еще вопрос.. является ли нарушением, что вместо старого разломаного штафетника, между нами и соседями мы поставили забор из профлиста на фундаменте?

30.1. Изменить зонирование участка будет дороже чем купить новый; проще будет узаконить постройку в порядке ст. 222 ГК РФ
ч.2 ГК РФ, ч.3 ГК РФ, ч.4 ГК РФ
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2019)
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 22 ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ установлены условия, при которых не может быть принято решение о сносе объектов ИЖС, жилых домов и жилых строений.
""ГК РФ Статья 222. Самовольная постройка
Позиции высших судов по ст. 222 ГК РФ ">>>"

""1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, "разрешений" или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
""2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
""Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ.
(см. текст в предыдущей "редакции")
Использование самовольной постройки не допускается.
(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)
""3. Право собственности на самовольную постройку может быть "признано" судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)
3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
П. 4 ст. 222 не распространяется на самовольные постройки, относящиеся к имуществу религиозного назначения (ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. 03.08.2018)).
КонсультантПлюс: примечание.
Об ограничении права органов местного самоуправления на принятие решения о сносе самовольной постройки см. ст. 22 ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ.
""4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
""2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
КонсультантПлюс: примечание.
Положения абз. 6 п. 4 ст. 222 применяются также в отношении жилых домов и жилых строений, созданных до 01.01.2019 соответственно на дачных и садовых земельных участках (ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ).
""Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")

" Открыть полный текст документа "
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
""ГрК РФ Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки

1. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
""2. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
""1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ)
""2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
(п. 3 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
(п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.
(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
3. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;
4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
3.1. В случае, если правилами землепользования и застройки не обеспечена в соответствии с частью 3.1 статьи 31 настоящего Кодекса возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района (за исключением линейных объектов), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района направляют главе поселения, главе городского округа требование о внесении изменений в правила землепользования и застройки в целях обеспечения размещения указанных объектов.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
3.2. В случае, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи, глава поселения, глава городского округа обеспечивают внесение изменений в правила землепользования и застройки в течение тридцати дней со дня получения указанного в части 3.1 настоящей статьи требования.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
""3.3. В целях внесения изменений в правила землепользования и застройки в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 2 и частью 3.1 настоящей статьи, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка предусмотренного частью 4 настоящей статьи заключения комиссии не требуются.
(часть 3.3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
4. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
4.1. Проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, предусматривающих приведение данных правил в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, рассмотрению комиссией не подлежит.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ)
5. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
6. Глава местной администрации после поступления от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти предписания, указанного в пункте 1.1 части 2 настоящей статьи, обязан принять решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Предписание, указанное в пункте 1.1 части 2 настоящей статьи, может быть обжаловано главой местной администрации в суд.
(часть 6 введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ)
7. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается внесение в правила землепользования и застройки изменений, предусматривающих установление применительно к территориальной зоне, в границах которой расположена такая постройка, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которым соответствуют вид разрешенного использования и параметры такой постройки, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или в орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
(часть 7 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
""8. В случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 2 настоящей статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, утверждение границ территорий исторических поселений федерального значения, исторических поселений регионального значения, направляет главе местной администрации требование о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части отображения границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий.
(часть 8 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
9. В случае поступления требования, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, поступления от органа регистрации прав сведений об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, о границах территории объекта культурного наследия либо со дня выявления предусмотренных пунктами 3 - 5 части 2 настоящей статьи оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки глава местной администрации обязан принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
(часть 9 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
""10. Срок внесения изменений в утвержденные правила землепользования и застройки в части отображения границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий не может превышать шесть месяцев со дня поступления требования, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, поступления от органа регистрации прав сведений об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, о границах территории объекта культурного наследия либо со дня выявления предусмотренных пунктами 3 - 5 части 2 настоящей статьи оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
(часть 10 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

" Открыть полный текст документа "

Читайте также

Здравствуте. Ольга проживаю в Екатеринбурге уменя такой вопрос организация
Поставка на кадастровый учет после реконструкции дома
Проблема в том что у нас 2 х квартирный дом и мы хотим сделать реконструкцию
В 2001 г. купил квартиру в двухквартирном жилом доме,
Вопрос в следующем, на участке под садоводство построен дом,
У меня такой вопрос: я являюсь собственником жилого участка и дома на нём,
Подскажите такой вопрос? В собственности земля ИЖС, на земле стоял старый дом,
Нужно ли разрешение с отдела архитектуры на реконструкцию нежилой веранды в жилую в доме с долевой собственностью.
На участке ИЖС был построен дом ИЖД с разрешением ИЖД и получено свидетельство о собственности от 2013 года.
Действительно ли выдача разрешения на строительство не требуется?
Признания законности реконструкции индивидуальногожилого дома
Возможно ли получить разрешение на реконструкцию жилого дома,
Мы решили сделать пристрой к жилому дому,

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
0 X