Строительство индивидуального жилого дома - вопросы и ответы

Строительство индивидуального жилого дома

Краткое содержание

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Вопросы

1. Какие документы необходимы для строительства индивидуального жилого дома?

1.1. На строительство индивидуального жилого дома необходимо иметь документ подтверждающий право собственности или другое законное право на землю а также должен быть соответствующий проект и разрешение на строительство, выданное в администрацией вашего поселения.

2. Возможно ли строительство индивидуального жилого дома в зоне Р-2 на участке ИЖС?

2.1. Уточните, что такое зона Р-2. Строительство жилого дома возможно с разрешения местной администрации и по утвержденному проекту, в ходе разработки которого учитываются все "если" и имеются все согласования на строительство.

3. Можно ли заключить ДДУ при строительстве индивидуального жилого дома.

3.1. Заключают договор подряда.

4. Можно ли на участке с ВРИ
Разрешенное использование: Для индивидуальной жилой застройки
(по документу: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)) строить многоквартирные дома среднеэтажной застройки. Спасибо. Александр. Крым.

4.1. Здравствуйте.
Посмотрите по карте градостроительного зонирования к какой территориальной зоне относится данный участок и каковы не только разрешенные, но и условно разрешенные виды его использования.

Если среди условно разрешенных имеется среднеэтажная жилая застройка, то можно. Если нет, то только после изменения вида разрешенного использования.

5. Если в выданном согласовании на строительство индивидуального жилого дома есть требование подключиться к центральным источникам водоснабжения, кто оплачивает подвод трубы до границы участка?
Можно заменить бурением скважины?

5.1. Согласно п. 97 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
В случае наличия технической возможности подключения (технологического присоединения) отказ организации водопроводно-канализационного хозяйства от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) не допускается. При необоснованном отказе или уклонении организации водопроводно-канализационного хозяйства от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) заявитель вправе обратиться в суд.
В случае если у организации водопроводно-канализационного хозяйства отсутствует техническая возможность подключения (технологического присоединения), подключение (технологическое присоединение) осуществляется по индивидуальному проекту.
(п. 97 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2017 N 778)
(см. текст в предыдущей редакции)
Согласно п. 98. Внесение заявителем платы за подключение (технологическое присоединение) по договору о подключении осуществляется в следующем порядке:
а) 35 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней со дня заключения договора о подключении;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) 50 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 90 дней со дня заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения (технологического присоединения);
в) 15 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов и (или) отведения (приема) сточных вод.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае если сроки фактического присоединения объекта заявителя не соблюдаются в связи с действиями (бездействием) заявителя и организацией водопроводно-канализационного хозяйства выполнены все необходимые для создания технической возможности подключения (технологического присоединения) и осуществления фактического присоединения мероприятия, оставшаяся доля платы вносится заявителем не позднее срока подключения (технологического присоединения) по договору о подключении.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2016 вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения заявителем обязательств по оплате организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от заявителя уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Можно скважину пробурить но это будет более проблематично.

См. материал ниже.
НОРМЫ ЗАКОНА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПРОЦЕСС ОБУСТРОЙСТВА СКВАЖИН НА ВОДУ
На сегодняшний день основные вопросы, связанные с регистрацией скважин, получением разрешений и лицензии на осуществление добычи воды, урегулированы следующими актами: Законом РФ от 1992 года №2395-I «О недрах» с изменениями и дополнениями; Постановлением Верховного Совета РФ от 1992 N 3314-1 "Положения о порядке лицензирования пользования недрами", с изменениями; Инструкцией Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994 г, зарегистрированной в Министерстве юстиции под № 583. Документ определяет практический механизм выполнения норм закона № 2395-I. К сведению! Ответственность за нарушение норм закона о водопользовании определена статьей 7.3 Кодекса об административных правонарушениях. За проведение работ по обустройству скважины под воду без получения лицензии предусматривается наказание штрафом. Для физлиц постройка скважины под воду с нарушением норм закона наказывается штрафом 3-5 тыс. рублей, для юрлиц – 88-100 тыс. рублей, для руководителей предприятий и фирм нарушение закона влечет за собой штраф 30-50 тыс. рублей.
ЧТО МОЖНО ПО ЗАКОНУ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИЦЕНЗИИ
Основные положения законов и подзаконных актов об использовании скважин под воду сводятся к следующему. В соответствии с законом все пользователи, занимающиеся добычей воды из подземных водоносных пластов, с 2017 г делятся на три категории. К первой категории относят всех субъектов, использующих воду для питьевых и технических нужд и ведущих хозяйственную или предпринимательскую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Ко второй категории относятся садоводческие и дачные общества, не ведущие коммерческой деятельности и отбирающие воду в пределах норм, установленных законом. Третью категорию составляют физлица, добывающие воду в количествах и условиях, не превышающих норм, прописанных в законе и инструкции. Кроме того, законом определены рамки и условия, выполнение которых допускает постройку и эксплуатацию скважины без регистрации и получения лицензии на бурение или водоотбор: Забор воды через скважину или колодец должен осуществляться из водоносных пластов, которые по закону не подлежат регистрации в государственном реестре водных запасов общегосударственного значения; Добыча воды осуществляется с водозабора, не используемого для систем центрального водообеспечения и водоснабжения городского или местного значения; Скважина дебитует в сутки не более 100 кубов воды; Отбор воды производится только для собственных нужд и не связан с ведением предпринимательской деятельности, как это трактуется законом. Само собой разумеется, что контролирующие органы прекрасно осведомлены о возможностях местных водоносных слоев, глубине залегания воды, ее качестве и средних дебитах скважин, пробитых в большинстве частных домовладений, как говорится, «до песка». Периодически проводятся инспекции и проверки. Владельцев водозаборов, не укладывающихся по характеристикам в рамки, прописанные законом, первоначально предупреждают. При повторном нарушении закона штрафуют и выносят предписание о необходимости регистрации скважины на воду в установленном законом порядке. В случае невыполнения условий лицензирования закон требует прекратить отбор и заглушить скважину за счет нарушителя.
КАК РЕГИСТРИРУЕТСЯ ВОДОНОСНАЯ СКВАЖИНА
Иногда владельцы водозаборных мелких скважин, пробуренных до верхнего водяного пласта, сознательно игнорируют процесс регистрации. Дебит такого водозабора редко когда превышает 500 л/ч, мощная водоотдача на глубинах около 20-ти метров — скорее исключение, чем правило. Другое дело артезианская скважина, ее бурение, обустройство и лицензирование является достаточно трудоемким занятием, не говоря уже о проблемах с законом. К сведению! Все водоносные артезианские пласты с высоким качеством воды, соответственно, построенные скважины и водозаборы находятся на учете у государства. Пробитая на глубину залегания известняковых пластов, она может легко в разы превысить ограничение в 100 кубов в сутки. Обычно глубина залегания таких водоносов составляет не менее 50 м, но существуют выходы пластов с чистой водой на 30-ти и даже 20-ти метровых отметках. Если на участке есть такой выход, то скважину обязательно нужно регистрировать по закону. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОД БУРЕНИЕ СКВАЖИНЫ НА ВОДУ По закону бурение ствола артезианской скважины должна выполнять специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию на проведение буровых работ. Найти такую контору несложно, но они вряд ли возьмутся бурить ствол до оформления пакета разрешительных документов.
Удобный с технической стороны вариант бурения артезианской скважины под воду тормозится несовершенством закона «О недрах», так как многие положения о совместном пользовании просто не прописаны или не конкретизированы. По закону лицензию на пользование артезианским водозабором выдает Министерство природных ресурсов. Прежде чем обращаться за лицензией, нужно будет получить несколько разрешений и согласований: Выполняется расчет планируемого потребления воды, разумеется, не самостоятельно, а специалистами. Проектный расчет согласуется с местным управлением Федерального агентства водных ресурсов; По предоставленным планам территории отделением Роспотребнадзора выносится решение о пригодности вашего участка под обустройство скважины. По закону на площади 60 на 60 м не должно быть строений, ближайшие источники загрязнения находятся на удалении более 300 м, а в почве не должно быть опасных веществ; На основании этих документов можно получать согласование и заказывать проект бурения и обустройства ствола артезианской скважины. После получения готового проекта можно обращаться в местное отделение Министерства природных ресурсов за получением лицензии. Кроме разрешений и согласований, по закону для получения лицензии на новые скважины нужно предоставить подтверждение права собственности и регистрационные документы на участок земли. После бурения скважины на воду по закону должен быть составлен паспорт объекта с указанием характеристик скважины. Построенный ствол по закону должен быть принят в эксплуатацию комиссией. Составляется акт и протокол обследования, на основании которых сведения о регистрации скважины на воду внесут в госреестр Управления федеральной регистрационной службы, как на объект недвижимости.
КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ УЖЕ ГОТОВУЮ СКВАЖИНУ
Получить лицензию на уже действующую скважину зачастую сложнее, чем на новую. Но делать это необходимо по закону в любом случае, особенно, если скважина дает хороший дебит чистой воды. Сегодня источник качественной воды может оказаться не менее прибыльным, чем нефтяная жила, вопрос только в организации процесса сбыта. Поэтому есть смысл искать способ, как узаконить и оформить водозабор. Для регистрации действующей скважины необходимо подать в отдел лицензирования местного управления МПРиЭ заявление, документы на участок, в том числе генеральный план и решение Роспотребнадзора о санитарном благополучии участка. До 2020 г регистрация и получение лицензии для полулегальных скважин выполняется в порядке так называемой «водной амнистии». Если расположение водозабора и отбираемый объем воды не наносят вреда экологии и стратегическим водным запасам региона, то в большинстве случаев решение легализовать скважину принимается по закону достаточно быстро. В качестве обоснования можно сослаться на отсутствие в регионе качественных источников питьевой воды, огромное значение водозабора для ведения хозяйства или обеспечения насущных потребностей предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нередко инспекция выезжает для проверки на местности указанных в заявлении сведений, поэтому придумывать и сочинять небылицы с целью получить заветную регистрацию нет смысла. Однажды отказав, природопользовательские чиновники крайне неохотно дают разрешение по повторному обращению. Кроме того, может быть выставлено предписание о постройке ограждения или сносе ряда объектов, расположенных на даче в санитарной зоне ствола. По закону необходимо выполнить требования и в трехдневный срок письменно проинформировать инспекцию о проведенных мероприятиях. Сам процесс выдачи лицензии займет не более трех дней.

6. Могут ли мне отказать в продлении договора аренды земельного участка на новый срок (3 года), если раннее был заключен договор аренды для строительства индивидуального жилого дома. Строительство дома не начато.

6.1. Вам необходимо смотреть сам договор аренды и условия его продления и расторжения. Если договор не предусматривает никаких ограничений отказа в его продлении, то нарушений нет.

7. Получили положительное заключение на строительство индивидуального жилого дома, дом расположен за границей охранной зоны ВЛЭп. Начали строительство и по эстетическим соображениям, захотели развернуть крыльцо входа, так что ступени крыльца (только ступени!) попадают в охранную зону ВЛЭп. Является ли это нарушением охранной зоны, или нет? В местной администрации уверяют что является.

7.1. Ступеньки это часть дома, заступаете домом за границы.

8. Мы подали заявление в УФРС по Краснодарскому краю в г. Новороссийске о переводе земельного участка-категория-земли населенных пунктов разрешенное использование-для ведения садоводства в назначение для строительства индивидуального жилого дома и получили уведомление об отказе, нам предлагают ликвидировать садовое товарищество, в котором больше 1500 участков ссылаясь на п.24 ст.54 217 ФЗ от 29.07.2017 г.

8.1. Здравствуйте.
Не буду расписывать все ситуации, законы, скажу вкратце.
Подумайте пожалуйста, а так ли необходимо Вам изменять разрешенное использование земельного участка?

Положениями Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), вступающего в силу 1 января 2019 г., в числе прочего предусматривается возможность возведения жилых домов на садовых земельных участках.

Если будет необходима дополнительная информация, обращайтесь я изучу документы, и более целенаправленно для Вас подготовлю справку по возможным действиям, что можно построить и как потом прописаться.

9. Хочу использовать сертификат мат. капитала на строительство индивидуального жилого дома, земельный участок находится в аренде, все разрешительные документы на строительство имеются, после постройке дома, нужно ли землю оформлять в собственность? Или можно продолжить проживать на арендованной?

9.1. Земля может быть арендованной. В собственность нет необходимости оформлять. Это право. Может быть в аренде (ст. 606 ГК РФ)
Использованию маткапитала это не мешает.

9.2. Здравствуйте, уважаемый Андрей Викторович!
Можно и на арендованной. Вопрос о передаче в собственность решается с собственником земельного участка. Если это муниципальная земля, то согласно ст.39.1-39.6 Земельного кодекса РФ, в т.ч. с проведением организованных торгов. Если это частное лицо, то согласно ст.209 ГК РФ. Однако это не влияет на право использовать мат. капитал согласно ст.10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

9.3. Не обязательно земельный участок оформлять в собственность. Даже после постройки дома можно продолжать владеть участком на праве аренды. Ни Земельным Кодексом РФ, ни в Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ не содержится обязательного требования об оформлении участка в собственность.

9.4. Имеете право использовать при указанных Вами обстоятельствах в вашем вопросе, по Вашему выбору, ст.10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ.Всего доброго Вам!

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
спросить
Спросить юриста быстрее Ответ за 5 минут
Помощь юристов и адвокатов
Задайте бесплатный
вопрос юристам
Администратор печатает сообщение