
Учебный отпуск офицеру


48 ответов адвокатов и юристов
Читайте также:
Согласно действующему законодательству, военнослужащим в обязательном порядке предоставляется учебный отпуск для прохождения экзаменов (как вступительных, так и промежуточных).
Право на его получение доступно обучающимся по программам средне-специального и высшего образования.
Законодательный акты, которые регламентируют данное право:
ФЗ №76 «О статусе военнослужащих»;
Указ Президента РФ № 1237, Постановление Правительства РФ № 1155 и № 1156;
Устав внутренней службы ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ № 1495.
Порядок предоставления
Для оформления учебного отпуска военному необходимо провести следующую процедуру:
получить от образовательного учреждения справку-вызов. В ней в обязательном порядке указывается срок проведения сессии;оформить рапорт на имя начальника части с указанием причин и дат получения. К рапорту приложить имеющуюся справку;
дождаться вынесения приказа о предоставлении отпуска;
после завершения сессии, заполнить отрывную часть справки-вызова в деканате учебного заведения. Заверить ее подписью и печатью образовательного учреждения;
повторно предоставить заполненную справку командиру военной части.
Сроки
Длительность учебного отпуска регламентируется Указом Президента РФ № 1237 и Постановлением Правительства РФ № 78.
Согласно этим актам военнослужащему предоставляется:
30 суток для сдачи экзаменов, в случае если обучающийся допущен к сессии;10 суток на сдачу одного экзамена, если частично сессия уже закрыта;
для учащихся 1 и 2 курса — срок увеличен до 40 дней, а для последующих курсов — до 50.
Право на учебный отпуск закреплено в статьях 173-177 Трудового кодекса РФ¹. Отпуск предоставляется при соблюдении нескольких условий. Во-первых, сотрудник должен получать образование такого уровня в первый раз. Например, если работник закончил магистратуру и решил пойти в аспирантуру, он имеет право на учебный отпуск, а если захочет пойти на второе высшее, то уже нет.
Здравствуйте, Анна!
Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ «О статусе военнослужащих»
2. Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.11.2014 N 1156
6. Офицерам, поступившим в гражданские образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очно-заочной и заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) промежуточной аттестации на первом и втором курсах — по 40 календарных дней, на каждом последующем курсе — по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);
б) государственной итоговой аттестации — до 4 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы высшего образования
Единственно, что оговорено в Положении о порядке прохождения военной службы, статья 31:
6. Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, являющемуся соискателем ученой степени кандидата или доктора наук, при условии успешного сочетания служебной деятельности с научной работой по рекомендации ученого совета образовательной организации или ученого совета научной организации, где он является соискателем ученой степени, командованием воинской части, где проходит военную службу соискатель ученой степени, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, предоставляются творческие отпуска продолжительностью:
а) для соискателя ученой степени доктора наук — до шести месяцев;
б) для соискателя ученой степени кандидата наук — до трех месяцев.
Поэтому, рассчитывать на учебный отпуск можно только в оговоренных в законе случаях и при условии регламентации данного порядка в ведомственных приказах. Министерство обороны не регламентировало предоставление творческого отпуска, ВНГ регламентировали.
Все выплаты и удержания в заработной плате, а это значит...
Что решил суд
Рассмотрев доводы сторон, суд встал на сторону работника. При этом судьи исходили из следующих соображений.
По общему правилу заработная плата, излишне выплаченная работнику, не может быть с него взыскана. Исключение из этого правила составляют случаи:
счетной ошибки, допущенной при расчете зарплаты работника;
невыполнения работником, получившим зарплату в полном объеме, норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ);
получения зарплаты в излишнем размере по вине самого работника.
В указанных выше случаях заработная плата, излишне выплаченная работнику, может быть с него взыскана по требованию работодателя (ст. 137 ТК РФ).
В спорном случае работодатель ссылался как раз на счетную ошибку, допущенную бухгалтерией при расчетах с сотрудниками.
Вместе с тем счетной следует считать ошибку, допущенную исключительно в арифметических действиях. То есть действиях, непосредственно связанных с подсчетом заработной платы. В свою очередь технические ошибки, в том числе технические ошибки, совершенные по вине работодателя, счетными не являются.
Причиной излишней выплаты послужила не ошибка, допущенная в подсчете зарплаты, а повторное перечисление зарплаты в том же размере и за тот же месяц. При этом нормы ТК РФ не предусматривают оснований для взыскания в судебном порядке суммы задолженности с работника, которому по вине работодателя была излишне начислена зарплата.
Учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1540)
4. Офицерам предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) вступительных испытаний при поступлении в гражданские профессиональные образовательные организации - 10 календарных дней;
б) вступительных испытаний при поступлении в гражданские образовательные организации высшего образования - 15 календарных дней;
в) итоговой аттестации на подготовительных отделениях гражданских образовательных организаций высшего образования - 15 календарных дней.
5. Офицерам, успешно осваивающим образовательные программы среднего профессионального образования по очно-заочной и заочной формам обучения, предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом последующем курсе - по 40 календарных дней;
б) государственной итоговой аттестации - до 2 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования.
6. Офицерам, поступившим в гражданские образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очно-заочной и заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на каждом последующем курсе - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);
б) государственной итоговой аттестации - до 4 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы высшего образования.
7. Офицерам, одновременно обучающимся в 2 и более образовательных организациях, учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются только в связи с обучением в одной из образовательных организаций (по выбору офицера).
8. При невозможности своевременного прибытия офицера для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, образовательная организация предоставляет офицеру возможность прохождения аттестации в другое время.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1540)
Основанием для переноса времени прохождения промежуточной или итоговой аттестации является справка, подтверждающая участие офицера в указанных мероприятиях, выдаваемая командиром воинской части (военным прокурором, руководителем военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации), в которой офицер проходит военную службу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1540)
9. В случае направления офицера, обучающегося в образовательной организации, в служебную командировку продолжительностью свыше 3 месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, ему в установленном порядке предоставляется академический отпуск на основании личного заявления и справки, выдаваемой командиром воинской части (военным прокурором, руководителем военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации), в которой офицер проходит военную службу.
Нет, не положены. В соответствии с п.3 Правил
реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1156) учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Так что для сдачи сессий придется использовать очередные отпуска.
Изучите Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1156 "О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения" (с изменениями и дополнениями).
Да, все верно в соответствии со ст.69 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" высшее образование предусматривает следующие ступени: специалитет, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру. Поэтому если Вы обучаетесь первый раз и ранее не получили высшее образование по другому направлению, то гарантии должны быть предоставлены.
- Федеральный закон от 27.05.1998 № "О статусе военнослужащих";
- Постановление Правительства РФ от 03.11.2014 № 1156 "О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения";Согласно действующему законодательству, имеют право на предоставление учебного отпуска в 2020 году офицеры, сержанты, прапорщики, рядовые, проходящие контрактную службу. Условием для предоставления является – учебное заведение с государственной аккредитацией, заочная форма, бюджетное обучение.
Полагаю, что обучение в гражданском ВУЗе.
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1156
"О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения"
2. Документом, подтверждающим право офицеров на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение и в период обучения в образовательных организациях (далее - учебные отпуска и другие социальные гарантии), является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, по форме, утвержденной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации.
3. Учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
4. Офицерам предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) вступительных испытаний при поступлении в гражданские профессиональные образовательные организации - 10 календарных дней;
б) вступительных испытаний при поступлении в гражданские образовательные организации высшего образования - 15 календарных дней;
в) итоговой аттестации на подготовительных отделениях гражданских образовательных организаций высшего образования - 15 календарных дней.
5. Офицерам, успешно осваивающим образовательные программы среднего профессионального образования по очно-заочной и заочной формам обучения, предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом последующем курсе - по 40 календарных дней;
б) государственной итоговой аттестации - до 2 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования.
6. Офицерам, поступившим в гражданские образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очно-заочной и заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на каждом последующем курсе - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);
б) государственной итоговой аттестации - до 4 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы высшего образования.
7. Офицерам, одновременно обучающимся в 2 и более образовательных организациях, учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются только в связи с обучением в одной из образовательных организаций (по выбору офицера).
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные уровни приравниваются к уровням образования установленным настоящим Федеральным законом, в предусмотренном данной нормой закона порядка. В частности, высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратуры приравнивается к высшему образованию - специалитету или магистратуре.
Согласно ч.5 ст.10 данного Закона, в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Исходя из положений данной статьи, специалитет и магистратура приравнены к одному уровню высшего образования. При этом, соответствующий уровень образования является самостоятельным завершенным циклом образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований, в силу п.4 ст.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33 а-475
28 мая 2020 г. г. Москва
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего – Балабанова Н.Н.,
судей: Ярмонова Р.В., Уланова А.Е.,
при помощнике судьи Мегрибаняне М.И., с участием представителя административных ответчиков юстиции Седова М.П. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2 а-40/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 27 января 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Москве и Московской области (далее – Управление) Бритвина ФИО 10 об оспаривании действий начальника и заместителя начальника Управления, связанных с отказом в предоставлении дополнительного отпуска.
Заслушав доклад судьи Уланова А.Е., объяснения представителя административных ответчиков, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Бритвин 16 ноября 2019 года обратился с рапортом к начальнику Управления о предоставлении ему дополнительного (учебного) отпуска со 2 по 20 декабря 2019 года для сдачи экзаменов на первом курсе магитстратуры заочной формы обучения по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление в Институте государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – Академия), приложив к рапорту справку-вызов.
27 ноября 2019 года ему поступил ответ заместителя начальника Управления, который отказал в предоставлении отпуска, поскольку в его личном деле отсутствуют основания для предоставления дополнительного (учебного) отпуска.
Полагая, что этим нарушаются его права, Бритвин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника Управления и заместителя начальника – начальника службы кадров Управления.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, просит его отменить.
Ссылаясь на Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), полагает, что суд пришел к неверному выводу о том, что специалитет и магистратура являются одним уровнем высшего образования.
Указывает, что эти программы обучения относятся к самостоятельным видам основной профефессиональной обобразовательной программы высшего образования, прием на обучение по которым осуществляется отдельно по каждой из этих программ, а сроки обучения по ним различны.
Обращает внимание на то, что к освоению указанных программ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Для программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры – высшее олбразование любого уровня.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Согласно п. 5 ст. 19 того же Федерального закона, обучение граждан, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования и не имеющих гражданского среднего профессионального образования или высшего образования, в гражданских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования не рассматривается как получение ими второго или последующего среднего профессионального образования или высшего образования.
Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 года № 1156 утверждены Правила реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также при направлении их на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военнаяы служба.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона в Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Под уровнем образования согласно ст. 2 названного Закона понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Как определено в пп. 4, 5 ч. 1, а также ч. 15 ст. 108 того же Закона, образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату; высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре.
Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.
Кроме того, из п. 1 ч. 8 ст. 69 Закона следует, что обучение по программам бакалавриата лицом, имеющим диплом специалиста, является получением второго или последующего высшего образования.
В соответствии с дипломом о высшем образовании от 23 июня 2011 года Государственного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный университет» Бритвину присвоена квалификация «инженер» по специальности элетроснабжение.
Из рапорта Бритвина начальнику Управления от 16 ноября 2019 года видно, что он просил предоставить ему дополнительный (учебный) отпуск со 2 по 20 декабря 2019 года для сдачи экзаменов на первом курсе магитстратуры заочной формы обучения по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление в Институте государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службе при Президенте Российской Федерации», приложив к рапорту справку-вызов.
26 ноября 2019 года заместитель начальника Управления отказал в предоставлении отпуска, поскольку в его личном деле отсутствуют основания для предоставления дополнительного (учебного) отпуска.
При таких обстоятельствах, проанализировав положения приведенных выше Федеральных законов и Правил в системном единстве, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Бритвин, имеющий высшее образование по уровню профессионального образования - специалитет (ранее - специалист), при обучении в образовательном учреждении высшего образования по программе бакалавриата не вправе претендовать на предоставление учебных отпусков, поскольку получает высшее образование повторно.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 27 января 2020 года по административному исковому заявлению Бритвина ФИО 10 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи.
Здравия желаю, Сергей!
Для лиц офицерского состава установлено правило, согласно которому право на предоставление отпусков для сдачи вступительных экзаменов, семестровых экзаменов (2 раза в год), подготовке и защите дипломов имеют офицеры, получающие высшее профессиональное образование в гражданских вузах впервые. При этом учебное заведение обязательно должно иметь государственную аккредитацию, форма обучения быть очно-заочной или заочной, а обучение производится за счет бюджетных средств.
Поскольку 100% офицерского состава в ВС РФ имеют высшее образование могут возникнуть вопросы о том, как трактовать понятие «впервые»?
Ответ на этот вопрос кроется в комментариях к закону, где указывается что: «офицеры, получившие высшее образование в военных вузах МО РФ но не имеющие гражданского среднего или высшего специального образования, рассматриваются с точки зрения обучения в гражданских вузах как получающие соответствующее образование впервые» (абз. 6 п. 5 ст. 19 Закона «О статусе военнослужащих».)
Изучите.
Решение № 2 А-40/2020 2 А-40/2020 (2 А-822/2019~М-909/2019 2 А-822/2019 М-909/2019 от 27 января 2020 г. по делу № 2 А-40/2020
Московский гарнизонный военный суд (Город Москва) - Гражданские и административные
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2020 года г. Москва
Московский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего судьи Астаховой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Агееве В.С.,
с участием административного истца Бритвина А.В., представителя административных ответчиков, по доверенности Седова М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2 а-40/2020 по административному исковому заявлению Бритвина Алексея Валентиновича об оспаривании действий начальника и заместителя начальника области, связанных с отказом в предоставлении дополнительного отпуска,
УСТАНОВИЛ:
Военнослужащий Бритвин А.В., обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику и заместителю начальника, оспаривая их действия, связанные с отказом в предоставлении ему дополнительного (учебного) отпуска для прохождения промежуточной аттестации.
В обоснование административных исковых требований Бритвин А.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом к начальнику о предоставлении ему дополнительного (учебного) отпуска в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для сдачи экзаменов на 1 курсе магистратуры заочной формы обучения по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление (код специальности 3 ДД. ММ.ГГГГ) в по программе магистратуры, приложив к рапорту справку-вызов. При этом, указал истец, ДД.ММ.ГГГГ, он получил ответ на рапорт, в котором ему заместителем начальника отказано в предоставлении дополнительного отпуска, со ссылкой на отсутствие в его личном деле оснований для предоставления дополнительного (учебного) отпуска.
Бритвин А.В., полагая, что такой отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права, свободы и законные интересы, предусмотренные п.6 ст.11, п.2 ст.19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст.173 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в административном иске просит суд признать незаконными такие действия заместителя начальника, обязав, при этом, начальника предоставить ему дополнительный отпуск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец поддержал административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административных ответчиков - , начальника и его заместителя, по доверенности Седов М.П., в судебном заседании возражал в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование своих возражений сослался на то, что в личном деле административного истца имеются сведения о наличии у него высшего образования по специальности «Электроснабжение» с присуждением квалификации «Инженера». В силу норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», указал представитель, специалитет и магистратура отнесены к одному уровню высшего образования, поэтому, административный истец не относится к категории лиц, получающих впервые высшее образование соответствующего уровня. Кроме того, указал представитель, от Управления на обучение в магистратуру административный истец не направлялся, соответственно, оснований для предоставления ему дополнительного (учебного) отпуска не имелось.
В судебное заседание административные ответчики – начальник и его заместитель не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, уполномочили представлять их интересы в суде Седова П.М.
Руководствуясь положениями ч.6 ст.226 КАС РФ, с учетом мнения явившихся участников процесса, суд приступил к рассмотрению и разрешению административного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующего в деле.
Рассмотрев административное исковое заявление, выслушав объяснение сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Гражданин Российской Федерации в силу положений п.4 ст.32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п.8 ст.4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года №1237, считается поступившим на военную службу по контракту и, соответственно, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, со дня вступления в силу контракта.
Согласно ст.11 ТК РФ действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Таким образом, на граждан Российской Федерации, заключивших контракт о прохождении военной службы, действие ст.173 ТК РФ, регламентирующей гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, и работникам, поступающим на обучение по указанным образовательным программам, не распространяется.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем первым п.2 ст.19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», вопросы, связанные с реализацией права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, регулируются Правительством Российской Федерации.
В силу положений п.3 Порядка реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года №1156, учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Судом установлено, что Бритвин А.В. проходит военную службу по контракту в.
В период с ДД.ММ.ГГГГ административный истец обучался в, имеет диплом о высшем профессиональном образовании, ему присвоена квалификация «Инженер» по специальности «Электроснабжение».
В ДД.ММ.ГГГГ года административный истец зачислен в состав студентов на 1 курс заочной формы обучения по образовательной программе магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по специальности 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (образовательная программа «Безопасность межконфессиональных и межэтнических отношений»), что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом, судом установлено, что на обучение в магистратуру ИГСУ РАНХиГС по заочной форме обучения административный истец Управлением не направлялся. Данные обстоятельства подтвердил в ходе судебного разбирательства представитель административных ответчиков и не отрицал административный истец.
Как следует из материалов административного дела, согласно графику учебного процесса 1 курса заочной формы обучения магистратуры, первая промежуточная аттестация проходила в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов административного дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с рапортом к начальнику о предоставлении ему дополнительного (учебного) отпуска, приложив к нему справку – вызов от ДД.ММ.ГГГГ №, дающую право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования в соответствии со ст.173 ТК РФ.
От заместителя начальника в ответ на рапорт административного истца поступило сообщение от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором было указано, что на основании имеющейся информации в личном деле данного военнослужащего, оснований для предоставления дополнительного отпуска в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. На повторный рапорт истца на имя начальника о предоставлении дополнительного отпуска от ДД.ММ.ГГГГ, начальником был дан аналогичный ответ (исх.№, № от ДД.ММ.ГГГГ).
Сведениями, представленными по запросу суда от (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) подтверждается, что административный истец вызывался на обучение для прохождения промежуточной аттестации в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (справка-вызов от ДД.ММ.ГГГГ №). При этом, административный истец на сессии присутствовал, промежуточную аттестацию прошел успешно.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные уровни приравниваются к уровням образования установленным настоящим Федеральным законом, в предусмотренном данной нормой закона порядка. В частности, высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратуры приравнивается к высшему образованию - специалитету или магистратуре.
Согласно ч.5 ст.10 данного Закона, в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Исходя из положений данной статьи, специалитет и магистратура приравнены к одному уровню высшего образования. При этом, соответствующий уровень образования является самостоятельным завершенным циклом образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований, в силу п.4 ст.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Анализируя фактические обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, и учитывая, что административный истец имеет высшее профессиональное образование по специальности «Электроснабжение», а в настоящее время получает высшее образование по программе магистратуры в по специальности Государственное и муниципальное управление (код специальности 38.04.04), то есть по другой профессии, суд полагает, что истец не относится к категории лиц получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые.
Не свидетельствует об этом и факт обучения административного истца по указанной образовательной программе магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, поскольку п.15 ст.108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует лишь бесплатность получения высшего образования по программам магистратуры лицам, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающее присвоение им квалификации «дипломированный специалист», так как в силу прямого указания данного Закона, предусматривается, что обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам магистратуры, лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования (п.2 ч.8 ст.69 Закона).
С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований административного истца.
Руководствуясь ст.175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Бритвина Алексея Валентиновича об оспаривании действий начальника и заместителя начальника, связанных с отказом в предоставлении дополнительного отпуска, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Астахова
Мотивированное решение суда составлено 7 февраля 2020 года.
Судьи дела:
Здравствуйте, разьясняю, что в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и адъюнктуре.
Под уровнем образования согласно ст. 2 данного закона понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 69 закона, обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам бакалавриата или программам специалитета – лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования, а в силу ч. 3 ст. 5 и ч. 4 ст. 55 данного закона в Российской Федерации гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые, и прием на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено данным Законом.
Таким образом, Вы не вправе претендовать на получение социальной гарантии, предусмотренной п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку в силу п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года № 1156 данные социальные гарантии предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а не повторно.
Имеете право на учебный отпуск поскольку позволяет закон. Можете подавать рапорт своему командованию на предоставление учебного отпуска. Согласно
Постановления на Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156 г. Москва "О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения".
6.
Офицерам, поступившим в гражданские образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очно-заочной и заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на каждом последующем курсе - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);
б) государственной итоговой аттестации - до 4 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы высшего образования.
Здравствуйте Владимир
Вы имеете право на учебные отпуска. Отпуск предоставляется на основани справки-вызова с учебного учреждения. К/ч выносится приказ о предоставлении вам отпуска
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вы имеете
право на обучение
в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Правила
реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1156)
С изменениями и дополнениями от:
29 декабря 2016 г., 29 ноября 2018 г.
1. Настоящие Правила регулируют в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вопросы, связанные с реализацией права офицеров, проходящих военную службу по контракту (далее - офицеры), на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Пункт 2 изменен с 11 декабря 2018 г. - Постановление Правительства России от 29 ноября 2018 г. N 1439
2. Документом, подтверждающим право офицеров на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение и в период обучения в образовательных организациях (далее - учебные отпуска и другие социальные гарантии), является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, по форме, утвержденной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1540 в пункт 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
3. Учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
4. Офицерам предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) вступительных испытаний при поступлении в гражданские профессиональные образовательные организации - 10 календарных дней;
б) вступительных испытаний при поступлении в гражданские образовательные организации высшего образования - 15 календарных дней;
в) итоговой аттестации на подготовительных отделениях гражданских образовательных организаций высшего образования - 15 календарных дней.
5. Офицерам, успешно осваивающим образовательные программы среднего профессионального образования по очно-заочной и заочной формам обучения, предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом последующем курсе - по 40 календарных дней;
б) государственной итоговой аттестации - до 2 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования.
6. Офицерам, поступившим в гражданские образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очно-заочной и заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, предоставляются учебные отпуска для прохождения:
а) промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на каждом последующем курсе - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);
б) государственной итоговой аттестации - до 4 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы высшего образования
Система ГАРАНТ: base.garant.ru
Здавствуйте, разьясняю, что согласно п.2 ст.19 ФЗ "О статусе военнослужащих", офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
В соответствии с п.3 Правил реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (далее по тексту Правила), утверждёнными постановлением Правительства РФ № 1156 от 3 ноября 2014 года, учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 2 Правил установлено, что документом, подтверждающим право офицеров на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение и в период обучения в образовательных организациях, является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования.
При этом в соответствии с п.6 Правил, офицерам, поступившим в гражданские образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной форме обучения и успешно осваивающим эти программы, предоставляются учебные отпуска для прохождения: промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней и государственной итоговой аттестации - до 4 месяцев.
В соответствии с ч.15 ст.108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.
На основании вышеприведённых положений действующего законодательства, следует прийти к выводу, что Вы имеете право обучаться в магистратуре и имеете право на учебный отпуск для прохождения промежуточной аттестации и другие социальные гарантии, поскольку, несмотря на то, что Вы уже имеете высшее образование с присуждением Вам квалификации «дипломированный специалист», обучение Вас в магистратуре, не может рассматриваться как получение Вами второго высшего образования, так как образование соответствующего уровня Вы получаете впервые.
Здравствуйте Владимир
Вы имеете право на учебные отпуска. Отпуск предоставляется на основани справки-вызова с учебного учреждения. К/ч выносится приказ о предоставлении вам отпуска
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вы имеете
право на обучение
в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Правила
реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1156)
С изменениями и дополнениями от:
29 декабря 2016 г., 29 ноября 2018 г.
1. Настоящие Правила регулируют в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вопросы, связанные с реализацией права офицеров, проходящих военную службу по контракту (далее - офицеры), на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Пункт 2 изменен с 11 декабря 2018 г. - Постановление Правительства России от 29 ноября 2018 г. N 1439
2. Документом, подтверждающим право офицеров на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение и в период обучения в образовательных организациях (далее - учебные отпуска и другие социальные гарантии), является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, по форме, утвержденной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1540 в пункт 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
Цитата:
3. Учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
4. Офицерам предоставляются учебные отпуска для прохождения.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33 а-38/2018
1 марта 2018 года г. Чита
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Соседова Д.Е., судей – Даутова М.Ф. и Кулибабы Г.Л., при секретаре судебного заседания Дворецкой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области (далее – Центр) майора Лисина Алексея Александровича об оспаривании действий начальника Центра, связанных с отказом в предоставлении учебного и части основного отпусков, по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 11 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Соседова Д.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного решения, принятого по делу, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, а также объяснения представителей административного ответчика – Токаревой Н.А. и Аверьянова С.Ю. в поддержание доводов жалобы, окружной военный суд
у с т а н о в и л:
согласно административному делу начальник Центра отказал Лисину в предоставлении учебного отпуска для прохождения промежуточной аттестации в период с 16 октября по 5 ноября 2017 года, в связи с чем он использовал часть основного отпуска (15 суток) за этот же год. Считая свои права нарушенными, Лисин обратился в Иркутский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанные действия начальника Центра незаконными и восстановить его право на часть основного отпуска за 2017 год в количестве 15 суток.
Суд решением от 11 декабря 2017 года административный иск удовлетворил частично, признав незаконными действия начальника Центра, связанные с непредоставлением Лисину учебного отпуска, и отказав ему в предоставлении 15 суток основного отпуска за 2017 год. Кроме того, судом постановлено взыскать с Центра в пользу Лисина размер уплаченной им государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик, выражая несогласие с принятым решением в части, касающейся удовлетворения требования Лисина о признании незаконным отказ в предоставлении учебного отпуска, просит в этой части судебное решение отменить и принять по делу новое решении – об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
В обоснование жалобы начальник Центра, ссылаясь на соответствующие нормы законодательства Российской Федерации в сфере получения гражданами высшего профессионального образования и реализации в связи с этим социальных льгот и гарантий, считает, что обучение Лисина в гражданском высшем учебном заведении по программе магистратуры не может расцениваться как получение образования впервые, а поэтому право на учебный отпуск он не имеет.
Рассмотрев дело, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё административного истца, а также заслушав объяснения представителей административного ответчика, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим получение дополнительного профессионального образования с учётом интересов военной службы и их собственного выбора.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 19 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащие, имеющие воинское звание офицера, могут реализовать своё право на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения как за счёт средств федерального бюджета, так и на договорной (коммерческой) основе, независимо от каких-либо условий (непрерывность военной службы, срок военной службы и др.), руководствуясь лишь личными потребностями и интересами.
Порядок реализации офицерами права на обучение и предоставление учебных отпусков закреплён в Правилах реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года № 1156 (далее – Правила).
Учебные отпуска, в силу п. 3 Правил, предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также при направлении их на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) под уровнем образования понимается завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований. В соответствии с п. 5 ст. 10 указанного законодательного акта в Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и адъюнктуре.
Как следует из административного дела, офицер Лисин, проходящий военную службу по контракту, до установления вышеперечисленной действующей с 1 сентября 2013 года структуры профессионального образования, в 1998 году уже получил высшее профессиональное образование в военном образовательном учреждении и ему присуждена квалификация «экономист» по специальности «финансовое обеспечение войск и экономика войскового хозяйства». С 2016 года административный истец на платной основе заочно обучается в гражданском образовательном учреждении высшего образования по подготовке магистра, направлению «экономика» и профилю «бухгалтерский учёт, налогообложение, анализ и аудит». При этом срок его обучения на базе высшего образования составляет 2 года 6 месяцев.
Положениями ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ определено, каким образом образовательные уровни (образовательные цензы), действовавшие в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, действующим в настоящее время.
В частности, ранее действовавшему высшему профессиональному образованию – подготовка специалиста или магистратура, с 1 сентября 2013 года соответствует высшее образование – специалитет или магистратура, то есть специалитет и магистратура отнесены к одному уровню высшего образования.
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Лисин не относится к категории лиц, получающих впервые профессиональное образование соответствующего уровня, поскольку обучение по программе магистратуры при наличии квалификации «специалист» является обучением в рамках одного образовательного уровня и не может расцениваться как получение образования данного уровня впервые.
При таких обстоятельствах дела, принимая во внимание, что административный истец проходит обучение по собственной инициативе и между ним и работодателем в лице соответствующего командования отсутствует соглашение о направлении его для получения высшего образования либо предоставлении ему льготы в связи с обучением, то гарнизонный военный суд необоснованно удовлетворил заявленное требование, признав действия начальника Центра, связанные с отказом в предоставлении учебного отпуска, незаконными.
Относительно вывода суда первой инстанции, со ссылкой на ч. 15 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ, о том, что обучение в магистратуре не является получением второго высшего образования, то он основан на неверном толковании норм материального права.
Так, действительно, в соответствии с приведённой законодательной нормой лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист» (данная часть введена Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 11-ФЗ), имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.
Аналогичное положение содержалось и в п. 5 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ, согласно которому лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.
Между тем, гарнизонный военный суд не учёл то, что частью 15 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ специально регулируются случаи принятия лиц, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», на обучение по программам магистратуры на конкурсной основе, поскольку в силу п. 2 ч. 8 ст. 69 обучение по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования, а в соответствии с ч. 3 ст. 5 и ч. 4 ст. 55 этого же Федерального закона в Российской Федерации гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые, и приём на обучение по образовательным программам высшего образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Кроме того, вышеприведённым п. 5 ст. 4 Федерального закона № 232-ФЗ, утратившего силу с 1 сентября 2013 года, было установлено, что квалификация «дипломированный специалист», присвоенная имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждением высшего профессионального образования до прекращения в Российской Федерации обучения по программам подготовки дипломированного специалиста, приравнивается к квалификации (степени) «специалист».
В силу абз. 4 п. 5 ст. 19 Федерального закона № 76-ФЗ обучение граждан, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования и не имеющих гражданского среднего профессионального образования или высшего образования, в гражданских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования не рассматривается как получение ими второго или последующего среднего профессионального образования или высшего образования.
Между тем, как указано выше, административному истцу по окончании высшего военного образовательного учреждения присуждена квалификация «экономист», что свидетельствует о наличии у него гражданского высшего образование, как специалиста в области экономики.
Таким образом, Лисин не относится к категории лиц, получающих впервые профессиональное образование соответствующего уровня, а поэтому решение суда первой инстанции в части, касающейся удовлетворения административного иска, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения – об отказе в удовлетворении данного требования.
Поскольку оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, то уплаченная Лисиным при обращении в суд государственная пошлина в размере 300 рублей возмещению ему не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 309 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
о п р е д е л и л:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 11 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению майора Лисина Алексея Александровича о частичном удовлетворении заявления, признании незаконными действий начальника Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области, связанных с отказом в предоставлении учебного отпуска, и взыскании с указанного Центра в пользу Лисина А.А. уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей – отменить и принять по делу в этой части новое решение – об отказе в удовлетворении административного иска.
В остальном решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, предусмотренном гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий
Д.Е. Соседов
Судьи:
М.Ф. Даутов
Г.Л. Кулибаба.
Положен. Если не предоставляют обратитесь с жалобой в военную прокуратуру.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О статусе военнослужащих"
""Статья 11. Служебное время и право на отдых
6. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в "порядке", установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Здравствуйте, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 # 1156, Вы вправе рассчитывать на предоставление учебного отпуска, в случае обучения по очно-заочной или заочной форме обучения в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию, а также при условии получения образования соответствующего уровня впервые.
Здравствуйте! Должен предоставить.Ст.11 п.6 6. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
П
Магистратура не является вторым высшим, это следующая ступень первого высшего.
ТК.
Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, и работникам, поступающим на обучение по указанным образовательным программам
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
прохождения государственной итоговой аттестации — до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Рабодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
работникам, допущенным к вступительным испытаниям, — 15 календарных дней;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
работникам — слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации — 15 календарных дней;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
работникам, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной форме обучения, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно.
(часть третья в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
См. Постановление Правительства № 1156 от 03.11.2014 - все только при получении образования впервые, прежняя халява со старой редакцией ст. 19 фз "О статусе военнослужащих", когда можно было учиться без всяких ограничений закончилась, все вернулось к советским нормам - разрешение КЧ, а ему зачем давать разрешение?
У вас уже есть высшее после военного института.