Учебное заведение имеет на это право, так как отвечает за профилактику правонарушений среди подростков. Школа самостоятельно устанавливает правила ВШУ (внутришкольного учета): сроки, причины, не привлекая ПДН, КДН и ЗП. Эти службы подключают, только когда школа и родители не могут наладить дисциплину и решить проблемы ученика.
Школа обязана проводить индивидуальную профилактическую работу с учащимися с дивиантным поведением.
Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 N АК-923/07 "О направлении методических рекомендаций") поясняют в частности, что по закону индивидуальная профилактическая работа должна быть организована со следующими категориями несовершеннолетних обучающихся:
а) контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (безнадзорные), в том числе, если данные несовершеннолетние не имеют места жительства (беспризорные);
б) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
в) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
г) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
и в ряде других более серьезных случаях.
При этом в методических рекомендациях указано, что школа как субъект профилактики имеет право профилактическую работу и с другими категориями обучающихся, например с "допускающими неисполнение или нарушение устава организации" или "с несовершеннолетними обучающимися, имеющими риски отчуждения от образовательной деятельности в связи с неуспеваемостью по учебным предметам, не посещающими или систематически пропускающими занятия без уважительных причин"
На основании Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции: 4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях. Тут в законе ключевое слово "неуважительные причины".
Если есть большое количество пропусков без уважительной причины, то это также не является автоматическим основанием для постановки на учет в КДН. Школа должна руководствоваться локальными актами - можно изучить положение о совете профилактики школы и о постановке на внутришкольный учет. Каковы основания для постановки в этих локальных актах, если ничего из перечисленных оснований в локальных актах к вам не относится - можно писать обращение на имя директора или в комиссию по урегулированию споров с требованием отменить постановку на внутришкольный учет.
Для постановки на учет в КДН нужны, как правило, еще более серьезные основания связанные с правонарушениями. Пропуск школы не является правонарушением. Правонарушения это деяния, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Задачами КДН являются:
а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"