
Что делать если исполнилось 20 лет, нужно менять, но потерян старый паспорт для замены?


Утрата (похищение) ранее выданного паспорта является основанием для выдачи нового паспорта (п. 17 Положения; пп. 85.4 п. 85 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 16.11.2020 N 773).
Для получения нового паспорта при его утрате (похищении) рекомендуем придерживаться в общем случае следующего алгоритма.
Шаг 1. Обратитесь в полицию с заявлением об утрате (похищении) паспорта
Приняв заявление о похищении паспорта, оперативный дежурный должен оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления. Талон-уведомление выдается вам на руки. В талоне-корешке потребуется расписаться за получение талона-уведомления и проставить дату и время его получения (п. п. 34, 35 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736).
Шаг 2. Подготовьте документы
В целях предоставления государственной услуги по выдаче паспорта (далее также - услуга) потребуются следующие документы (п. 17, пп. 27.3, 27.7 п. 27, п. п. 34, 104, 210 Административного регламента):
1) заявление о выдаче паспорта;
2) письменное заявление, в котором указываются, в частности, дата, место и обстоятельства утраты паспорта. По своей инициативе заявитель в случае похищения паспорта может представить талон-уведомление из полиции. Если такой талон-уведомление не представляется, то в заявлении, в котором описываются обстоятельства утраты паспорта, указывается дата и наименование органа внутренних дел, куда гражданин обращался по факту похищения паспорта;
3) две личные фотографии;
4) документы воинского учета (при наличии факта постановки на воинский учет), необходимые для проставления отметок в паспорте;
5) справка или медицинское заключение - для заявителей, не имеющих возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России лично. В данном случае понадобится также письменное заявление самого заявителя или его родственников о приеме документов и (или) выдаче паспорта на дому.
Отметим, что по вашему желанию в новый паспорт могут быть внесены некоторые отметки. В этом случае необходимо подать отдельное заявление о внесении таких отметок и, в зависимости от ситуации, следующие документы (п. 27.8 Административного регламента):
• документы о заключении либо о расторжении брака, выданные компетентным органом иностранного государства;
• свидетельства о рождении детей заявителя - граждан РФ, не достигших 14-летнего возраста, выданные компетентным органом иностранного государства.
За выдачу паспорта взамен утраченного взимается госпошлина, квитанцию об уплате которой вы можете представить по собственной инициативе (пп. 39.4 п. 39, п. 47 Административного регламента).
Шаг 3. Подайте необходимые документы в уполномоченное подразделение МВД России
Заявление и необходимые документы можно подать непосредственно в любое подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России (по месту жительства, месту пребывания или месту обращения) (п. 10 Положения; п. п. 18, 83, пп. 85.4 п. 85 Административного регламента).
Законодательством предусмотрено, что вне зависимости от способа обращения сведения о ходе предоставления услуги размещаются в личном кабинете получателя услуги на Едином портале госуслуг (ч. 3.1 ст. 21 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. п. 1, 2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 N 277; п. 38 разд. I Приложения к Постановлению Правительства РФ N 277).
По вашему желанию вам может быть выдана справка о приеме документов на оформление паспорта, а также временное удостоверение личности гражданина РФ на срок оформления паспорта. Для оформления последнего потребуется еще одна фотография. При этом вам необходимо проставить отметку на лицевой стороне заявления о выдаче паспорта в графе "Необходимо выдать временное удостоверение личности" (п. 17 Положения; пп. 36.11 п. 36, п. п. 118, 125 Административного регламента).
Для приема документов от заявителей, не имеющих возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России, возможен выход (выезд) сотрудника, ответственного за прием и регистрацию документов, по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) гражданина без взимания платы с заявителя (п. 104 Административного регламента).
Шаг 4. Получите паспорт
Готовый паспорт вы можете получить в подразделении по вопросам миграции территориального органа МВД России, в которое вы подавали заявление о выдаче паспорта (п. 14 Положения; п. 18, пп. 20.4 п. 20, п. 84 Административного регламента).
Срок оформления паспорта не должен превышать пяти рабочих дней со дня приема территориальным органом МВД России заявления и необходимых документов (п. 16 Положения; п. п. 22, 23 Административного регламента).
Для подтверждения изложенных в паспорте сведений и идентификации вашей личности вам необходимо поставить личную подпись на второй странице бланка паспорта при его получении, за исключением случаев физической неспособности сделать это (п. 16 (1) Положения).
Для вручения паспорта гражданам, не имеющим возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России, возможен выход (выезд) сотрудника, ответственного за выдачу паспорта, к месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) гражданина без взимания платы с заявителя (п. 210 Административного регламента).
Обратите внимание! Небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 руб. (ст. 19.16 КоАП РФ).

Здравствуйте, Софья!
Любой юридический вопрос регулируется конкретными нормативными актами, без знаний которых не получится разобраться с этим вопросом объективно, а тем более, с помощью чьих-то кратких ответов без ссылок на нужные нормативные акты.
Во-первых, ваш этот юридический вопрос подробно регулируется следующими нормативными актами, с которыми Вы можете сами внимательно ознакомиться, если не желаете себе лишних проблем.
1 «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 N 1205).
2 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 марта 2021 г. № 186, или кратко – Регламент № 186.
3 Кодекс РФ "Об административной ответственности" (кратко - КоАП РФ).
4 Налоговый кодекс РФ.
Во-вторых, если Вы потеряли свой паспорт гражданина России, то Вам нужно срочно обратиться в полицию с этим вопросом.
В-третьих, далее Вы после ознакомления с вышеуказанными нормативными актами вправе обратиться с соответствующим заявлением в нужное подразделение МВД РФ (по месту своего жительства или по месту своего пребывания) с приложением нужных документов и с квитанцией об уплате повышенного размера государственной пошлины о выдаче Вам нового паспорта гражданина России.
В-четвертых, за утрату паспорта Вас могут привлечь к административной ответственности на основании статьи 19.16 КоАП РФ.
Надеюсь, что моё подробное юридическое разъяснение с ссылкой на нужные нормативные акты и на их положения на ваш юридический вопрос № 20481394 было для Вас полезным.