Задать вопрос юристу
8 800 505-91-11
Звонок бесплатный

Ваш бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11, юрист Вам поможет

Как рассчитывается ущерб от ДТП по ОСАГО?

Разбитый автомобиль

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, по каким правилам происходит расчет ущерба при ДТП и кто имеет право производить экспертизу.


Автомобильное право: методика расчета ущерба при ДТП

Полис ОСАГО гарантирует размер страховой выплаты, рассчитанный согласно Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. Методика утверждена Положением ЦБ РФ от 19 сентября 2014 года N 432-П и распространяется на все страховые случаи, наступившие с 17 октября 2014 года. Методика является более подробным вариантом утративших силу нормативных актов и включает в себя 10 приложений, предусматривающих требования к проводимым мероприятиям по определению размера ущерба и расчету различных коэффициентов.

Методика ЦБ РФ также предусматривает:

  • порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом поврежденного транспортного средства, расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий;
  • порядок установления наличия и характера повреждений ТС, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт;
  • порядок исследования обстоятельств ДТП и установления причин возникновения повреждений ТС;
  • порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели ТС;
  • порядок определения стоимости ТС до повреждения;
  • порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт.

Как оформить полис ОСАГО через интернет?


Авто с пробегом – возместят ли полную стоимость ремонта?

Утвержденная ЦБ РФ методика содержит формулу, в соответствии с которой рассчитываются коэффициенты износа комплектующих, узлов и агрегатов автомобиля. Коэффициенты рассчитываются не только исходя из возраста и пробега автомобиля. Дополнительные коэффициенты учитывают также общее состояние авто — дефекты лакокрасочного покрытия, наличие ржавчины, следы ремонта, произведенного с нарушением технологии, и т.д. Эти коэффициент в последствии используются для расчета компенсации автовладельцу.

При этом на некоторые комплектующие применяется коэффициент равный нулю вне зависимости от их износа – это ремни безопасности, детали тормозной и рулевой системы (всего 101 позиция).

Таким образом, размера страховой выплаты в большинстве случаев не хватит, чтобы отремонтировать автомобиль новыми комплектующими. Часто разница между размером компенсации и реальными затратами на ремонт превышает 30%. Взыскать разницу с виновника ДТП не получится – с причинителя вреда могут быть взысканы лишь убытки, превышающие предельный размер страховой суммы. Однако и в этом случае потерпевший также связан требованиями законодательства об ОСАГО и указанной выше Методикой (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 года N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).


Какие требования предъявляются к экспертам-техникам?

Методика предъявляет требования к процедуре осмотра и диагностики автомобиля на предмет выявления повреждений и расчета стоимости восстановительного ремонта. Требования одинаковые и для представителей страховых компаний, и для независимых экспертов, и для судебных.

Серьезные требования предъявлены и к самим экспертам-техникам, которые могут проводить экспертизу повреждений. Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников (утв. Приказом Минюста России от 6 февраля 2013 года № 8) обязывает таких специалистов проходить аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии. Чтобы получить допуск к аттестации, кандидат должен отвечать требованиям к объему и содержанию необходимых специальных знаний (см. п. 7 Приказа Минтранса РФ N 124, Минюста РФ N 315, МВД РФ N 817, Минздравсоцразвития РФ N 714 от 17.10.2006), а также к уровню образования и опыту работы:

  • быть специалистом с высшим образованием и опытом работы не менее 1 года в области экспертизы транспортных средств по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта и выполнить не менее 5 заключений (отчетов) в указанной области;
  • иметь высшее образование и пройти специальную подготовку по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников;
  • аттестованные эксперты-техники один раз в пять лет должны проходить курсы повышения квалификации.


Как возместить ущерб сверх лимита по ОСАГО?

Ущерб в части, превышающей предельный размер страховой суммы, взыскивается с виновника ДТП через суд на основании ст. 1072 ГК РФ. Оценка ущерба, не покрываемого страховым возмещением, должна производиться на основе Методики, утвержденной ЦБ РФ. По страховым договорам, заключенным после 1 октября 2014 года, предельный размер выплат в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, составляет не более 400 000 рублей (ст.7 Закона об ОСАГО). Подробнее читайте в правовой инструкции:

Как возместить ущерб от ДТП, превышающий лимит по ОСАГО?

Приходилось ли Вам ремонтировать авто на деньги, полученные по ОСАГО?

ОБСУДИТЬ (102)

Юристы, уже прокомментировавшие материал:

Балахтин Филипп Викторович Маракулина Нина Викторовна Земцов Дмитрий Владимирович Евграфова Елена Алексеевна Мирских Руслан Александрович
Обсуждение:
2
Владимир
Владимир

Россия, г. Москва

21.01.2016, 19:23

Хватило компенсации впритык с условием того, что сам долго и упорно подбирал б/у детали и узлы, при использовании новых - явно не хватит

Поделиться
Поделиться комментарием:
3
Евгения
Евгения

Россия, г. Омск

21.01.2016, 19:32

А как насчисляется утраченный заработок. Я в дтп получила перелом руки и поставили пластины. На момент аварии я не работала. Месяц пролежала в больнице. Пластины за счет государства. После больницы еще пару месяцев не могла работать. Тяжело было найти работу. Тяжелое поднимать не могу. В ноябре 14 года это произошло. Пластины еще стоят. Как добиться выплаты?через суд только?

Поделиться
Поделиться комментарием:
Сергей Александрович 1

21.01.2016, 20:14

Да, надеяться, конечно, можете, но в реальности, только через суд что-то сможете получить, да и то. подводных камней полно.

Ярослав 2

22.01.2016, 12:53

через суд. и доказательства должны предъявить своей нетрудоспособности и заявленной суммы

4
Алексей
Алексей

Россия, г. Москва

21.01.2016, 19:55

Любая технология ремонта любого официального дилера не предусматривает использования подержанных деталей. Таким образом, размер ущерба необходимо рассчитывать, исходя именно из стоимости восстановления машины по технологиям, рекомендованным изготовителем. Закон "об осаго" ничего не говорит о частичном возмещении ущерба, а использование принятых методик оценки даёт именно частичное возмещение. При таком подходе, страдает законопослушный водитель. Виновный же в дтп - напротив - освобождается от реальной материальной ответственности. Закон "об осаго", наказывающий невиновного и защищающий правонарушителя надо вообще отменять, а его создателей привлекать к уголлвной ответственности.

Поделиться
Поделиться комментарием:
Сергей Александрович 1

21.01.2016, 20:19

Полностью с Вами соглашусь. В ДТП, где меня не было даже (на стоянке ударили машину), 1,5 года УТС взыскивал с СК, которая постоянно меняла свое место нахождения, упорно не шла не на какие контакты. Сейчас у клиентов такие же проблемы - виновник совершил ДТП, дождался гаишников или составил схему, добавит на страховку пару тысяч, и был таков. А потерпевший бегает сперва за страховой, потом по экспертизам, потом с претензиями, потом по судам, потом по приставам - исполнить решение СК также не торопится.

Страховая сумма ничтожна мала с реальным ущербом.

ОСАГО получить без допов почти невозможно.

жалобы на страховые лишь изредка имеют толк, а так, ничего не меняется на рынке.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗА ОТМЕНУ ОСАГО!

Александр 2

22.01.2016, 21:47

полностью согласен

Владимир 3

08.02.2016, 11:30

согласен на все 100 %

Александр 4

19.03.2016, 12:31

Долбанули машину на перекрестке. Все документы оформили, полный ажур. Ремонт обошелся почти в 50 тыс., по ОСАГО получил 7 тыс. (износ автомобиля) Нормальный расклад.

Алина 5

20.03.2016, 19:21

Полностью согласна. Мою машину ударили около дома на стоянке. Утром подошла - вмятина на крыле и бумажка ГИБДД. Авто около 2-х лет, машинка как новенькая. Крыло менять. В сумму, кот насчитала страховая м.б. и можно уложиться, если очень постараться, поставить аналог вместо оригинала. Но почему я должна заводскую деталь менять на какой-то аналог китайского пр-ва, и красить в какой-нить шарашкиной конторе. Я-то ни в чем не виновата и никому вреда не причиняла.

Светлана 6

21.03.2016, 15:28

Я вот хочу спросить, у меня вот слава Богу не было ДТП,так кому я свои деньги плачу,где мои деньги страховые???

5
Сергей
Сергей

Россия, г. Темрюк

21.01.2016, 19:58

если я виноват в аварии,мне по ОСАГО что-то положено?

Поделиться
Поделиться комментарием:
Алексей 1

21.01.2016, 21:38

Да. Виновному в дтп положено освобождение от материальной ответственности.

Евгений Юрьевич 2

22.01.2016, 17:17

АлексейПишет 21.01.2016 в 21:38
если я виноват в аварии,мне по ОСАГО что-то положено?

Я поражаюсь. Виноват в ДТП, обрёк человека на страдания и ещё чего-то хочет. Мдяяя, народ.

Александр 3

22.01.2016, 21:50

да положено лишение прав лет на 5 и полностью оплату ремонта пострадавшему

Лариса 4

07.02.2016, 19:03

ну это вообще за рамками понимания!Я ехала на зеленый. он на красный. Если бы я не добавила газу, видя. то он не останавливается. он бы въехал в пассажира. а так благодаря моему опыту, ударил в правый угол.И что? Ему штраф по пункту 6.2 пдд ( а он в течение 20 дней имеет право заплатить всего 500 рублей из 1000). а мне моральный ущерб, материальный ущерб на 40000, хлопоты, всяческая головная боль по восстановлению машины, поиск запчастей, поиск независимого эксперта, поис мастера, колоссальные затраты на все это по времени. а его даже прав не лишили при проезде на красный свет! Люди, где справедливость?! И сейчас ск по осаго насчитает мне три копейки, которых мне ни на то не хватит

Виктор 5

10.02.2016, 06:50

Культура страхования на низшем уровне

Сергей 6

20.12.2016, 10:45

В государстве полный беспредел. Примьер-министр страны может только айфоны в зеркало рекламировать!

6
Аркадий
Аркадий

Россия, г. Иваново

21.01.2016, 20:13

Кроме прямых мат. затрат на восстановление своего авто пострадавший тратит уйму времени на экспертизу и оформление бумаг , а виновник отделывается штрафом за нарушение ПДД. Да еще деньги нужно выбить из СК.

Поделиться
Поделиться комментарием:
Юлия 1

26.01.2016, 11:22

вы правы.

7
Сергей Александрович
Сергей Александрович

Россия, г. Волгоград

21.01.2016, 20:22

ПО ОСАГО возмещение получает лицо, которому причинен ущерб.

Если по ДТП один виновник и один потерпевший - возмещение может получить только потерпевший.

Если обоюдная вина (каждый из водителей нарушил ПДД), то каждый из них может получить возмещение пропорционально степени своей невиновности. То есть если водитель А виновен на 60%, а водитель Б - на 40%, то А получит 40% от причиненного ущерба, а водитель Б - 60%.

Поделиться
Поделиться комментарием:
Ольга 1

21.01.2016, 23:31

27.08 нам в "корму" врезался джип. Поставили обоюдку, водитель джипа - дочка чиновника... Не выплатили нам ни гроша...Сказали - за обоюдку не выплачивают.

Сергей Александрович 2

23.01.2016, 08:57

Напишите претензию страховой. Потом необходимо обращаться в суд.

Александр 3

23.01.2016, 15:09

по обоюдке можно получить только по КАСКО по ОСАГО ни кто ни чего не получит

Сергей Александрович 4

24.01.2016, 21:06

Александр, не дезинформируйте пользователей: лично я получил возмещение, а также множество клиентов организации, которую я сейчас консультирую. Если не верите - читайте законодательство, а потом уже сочиняйте.

8
Валентин
Валентин

Россия, г. Ртищево

21.01.2016, 22:07

Виновник ДТП - я. Пострадавший автомобиль принадлежит "ВТБ страхование"и застрахован по КАСКО. Причина ДТП задний удар.(не соблюдение дистанции)1) В протоколе указано, что водитель (потерпевший)в третьем ряду ул.Новый Арбат ,где нет пешеходного перехода - пропускал голубя,который переходил проезжую часть.2)путёвка водителя определяет пробег а-ля 52 000км,а в экспертном заключении пробег указан 92 000км. 3)Стоимость ремонта превышена до суммы подходящей к половине стоимости автомобиля, при не значительных и не критических повреждениях. Подан иск в Суд на меня для уплаты не достающей суммы, которая превысила лимит ОСАГО по моему полису. Сумма не большая, но..... Является, ли официальным документ составленный экспертами, по которому я могу отказаться от выплаты,так как там указан пробег другого авто? Является, ли случай с голубем,лишь выдуманной причиной экстренной остановки,для оправдания своих действий водителем пострадавшего авто?Имеет, ли это юридическую силу?

Поделиться
Поделиться комментарием:
Сергей Александрович 1

23.01.2016, 09:02

Не видя документов, что-либо конкретное сказать крайне сложно.

Вы можете обжаловать свою виновность, например, признание обоюдной вины.

Насчет километража- полагаю, суды сочтут как описку, маловероятно, что это существенно повлияет на исход дела.

В отношении оценки ущерба - Вы вправе настаивать в суде на проведении СУДЕБНОЙ экспертизы в независимой организации (а не той, которая сотрудничает со страховой-истцом). Однако такую экспертизу изначально оплачивает заявляющая такое требование сторона. Если вдруг Вы выиграете дело - эти расходы Вам возместит проигравшая сторона, НО только в случае полного отказа по их иску. Хоть рубль суд удовлетворит - оплаченное не вернешь.

9
Виктория
Виктория

Россия, г. Пенза

21.01.2016, 22:57

Когда столкнулась с получением страховых выплат по ОСАГО действительно поняла, что более дурацкого закона нет. Виновник ДТП теряет время только на оформление документов на месте происшествия, а потерпевший сначала теряет время и деньги на оформление справки на месте ДТП, потом 1 месяц на получение справки из ГИБДД, потом 20 дней в СК и наконец получив хоть какие-то средства идет в СТО, где узнает, что ему еще нужно доплачивать. Если придумали ОСАГО, нельзя ли придумать СТО которые будут ремонтировать авто за счет средств СК, как по КАСКО. Почему страдает законопослушный водитель?

Поделиться
Поделиться комментарием:
Игорь 1

19.03.2016, 13:31

Потому что, ОСАГО- это как бы предстрахование. А по сути это дополнительный налог с потерпевшего в аварии. Смотрите))), страховые компании за год получают взносов в 2 раза больше чем производят выплат. Центробанк "рулит". А единые тарифы ( с износом),исключили практически подавать иски в судебном порядке. Суды и так зависимы от власти, а тут у них есть "законное право" выступать против потерпевшего. Увеличение выплаты до 400.0 формальное право и наглый ход законодателей.

Как вообще в правовом государстве такой закон мог быть утверждён пройдя юридическую оценку. Почему до сих пор молчит конституционный суд. Закон об ОСАГО требует в том виде в котором существует скорейшей отмены. В каком государстве виновный не несёт по закону ответственности(мизерный штраф). Не экономические сложности дискредитируют так власть, как подрыв доверия народа на справедливость и компетентность

10
Валентин
Валентин

Россия, г. Ростов-на-Дону

21.01.2016, 23:29

В статье Вы ссылаетесь на п.28 ПП ВС РФ №2 от 29.01.2015 что потерпевший не может взыскать ничего с виновного если хватает предельного размера страховой суммы, однако на практике суды идут по п.13 ПП ВС РФ №25 от 23.06.2015 и взыскивают размер износа с виновника ДТП, судебная практика в данном случае обширна, как пример в Ростовской области:

https://rospravosudie.com/court-rostovskij-oblastnoj-sud-ros

https://rospravosudie.com/court-rostovskij-oblastnoj-sud-ros

Я все же не понимаю, почему виновник ДТП должен платить разницу = % износа, если он застраховал свою ответственность?

Поделиться
Поделиться комментарием:
Гость_2470291 1

22.01.2016, 18:42

Да потому что принимаемые законы почти всегда служат не восстановлению справедливости, а обслуживанию прав и финансовых интересов тех, кто всегда прав! По мне ОСАГО, как и любая другая страховка, должна работать следующим образом. Попав в аварию, человек звонит по телефону горячей линии, дожидается приезда аварийного комиссара, отдает ему ключи и документы от машины и уезжает на такси. Все остальное делает и оформляет сама страховая в течение времени установленного регламентом и выдает пострадавшему либо отремонтированный автомобиль, либо деньги, если восстановление невозможно. Вот в этом случае, при условии адекватной цены, это будет страховая услуга, а не издевательство над здравым смыслом.

Александр 2

22.01.2016, 21:57

так и делается в любой нормальной стране

Павел 3

19.03.2016, 16:15

Вот, это единственно справедливое решение (для "страны чудес")

Татьяна 4

19.03.2016, 17:25

Мы живем в капиталистическом мире уже 25 лет.

В настоящее время нет понятий мораль, гуманизм, нравы и все что с этим связано. Теперь выгодо приобретатель, нажива, обман, деньги и т.д. Суд выиграть частица дела, важно реализовать решение суда.

Наталья 5

19.03.2016, 20:33

Александр ИвановичПишет 22.01.2016 в 18:42
Вот в этом случае, при условии адекватной цены, это будет страховая услуга, а не издевательство над здравым смыслом.

Сколько готовы платить? Не только за материальные расходы, но и за комфорт... Посмотрите, сколько стоит ОСАГО в других странах, и какова была её стоимость лет 10 назад.. И не смотрите, что страховые много собирают, у них и затрат не меньше..от бумаги/оргтехники/электричества и аренды до зарплат многотысячному персоналу. А то часто пишут, что страховые должны такой-то процент тратить на выплаты.. А если оставшегося процента уже не хватает на расходы, а государство тариф сдерживает годами, какой вариант развития? Вот и дошли до точки, что страховым стало выгоднее сбросить этот балласт и распустить сотрудников.. Работала в крупной страховой..в один кабинет сидит народ, чтобы купить страховку, тогда ещё по старым тарифам..в другой, ко мне-целый день очередь для написания заявления о ДТП(( Один пишет, другой через голову с вопросами, третий прыгает рядом, торопит... И какой-бы грамотной и сдержанной я не была, пришлось уйти..никакого здоровья не хватит обслуживать в день вместо 10 человек 20..

Павел 6

19.03.2016, 21:23

НатальяПишет 19.03.2016 в 20:33
.никакого здоровья не хватит обслуживать в день вместо 10 человек 20..

У нас есть конкуренция (Москва). Вчера был первый раз в офисе страховой Альфа страхование. Писал заявление на выдачу денег вместо ремонта по ОСАГО. Поразило отсутствие очереди и количество операторов. До этого страховал в Росгосстрахе, постоянные очереди, навязывают доп страховки, не хочешь, посылают в головной офис, там вообще мрак. Таким образом Росгосстрах теряет клиентов.

Герман 7

22.12.2016, 21:25

НатальяПишет 19.03.2016 в 20:33
Сколько готовы платить? Не только за материальные расходы, но и за комфорт... Посмотрите, сколько стоит ОСАГО в других странах, и какова была её стоимость лет 10 назад.. И не смотрите, что страховые много собирают, у них и затрат не меньше..от бумаги/оргтехники/электричества и аренды до зарплат многотысячному персоналу.

Вы много знаете о финансовом положении Вашей бывшей компании? Я Вас умоляю...

Руководство большинства коммерческих компаний постоянно использует дезинформацию по поводу финансового положения по отношению к своим сотрудникам.

Объявляя о "сложной ситуации" гораздо легче отказать, например, в повышении зарплаты, как в Вашем случае, когда нагрузка стала выше на 50%, в два, три раза.

В Вашем случае видно, что желание получать новых клиентов выше, чем расплачиваться с существующими, ибо, чем дольше и сложней процесс, тем больше клиентов могут отказаться от своих претензий или тем быстрей они смирятся с невыгодными условиями, лишь бы вас и вашу компанию забыть как страшный сон.

Думаю, что те, у кого есть выбор, а он есть не всегда в нашей огромной стране, выберут в последствии любую другую компанию. А там всё тоже самое.

Мы такой мощный народ, который может преодолеть практически всё, можем жить в шалашах, питаться тем, что попадется, преодолеть непреодолимое.......

Но наше терпение к издевательствам ото всех, начиная от любимого государства, от бизьнесьменов и от прочей нечисти бюрократической просто бесконечно.

И это очень печально, поскольку об этот терпеливый, героический народ просто вытирают ноги.

Плати и не плАчь!