Ограничение действия Закона о защите прав потребителя в отношении бесплатно оказываемых услуг организациями

• г. Москва

Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. (в ред. от 23.11.2009 N 261-ФЗ) О защите прав потребителя устанавливает такое понятие: исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по в о з м е з д н о м у договору;

Означает ли это, что если организация оказала физическому лицу бесплатную услугу, то она не является исполнителем, а потому действие упомянутого закона на эту организацию в части оказанной услуги не распространяется?

Ответы на вопрос (1):

Уважаемый Владимир!

Согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» имеющееся определение понятию «Исполнитель» следует использовать только в общественных отношениях, регулируемых данным законом.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" при рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.

Согласно Приказа Государственного антимонопольного комитета РФ от 20.05.1998 г. № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей" так как, исходя из Закона "О защите прав потребителей" (см. преамбулу), законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие из возмездных договоров, то отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско - правовых договоров, данным законодательством не регулируются, например, отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (статья 924 Гражданского кодекса РФ).

С учетом изложенного, следует, что действие закона «О защите прав потребителей» не распространяется на правоотношения, вытекающие из договоров безвозмездного характера, заключенных между физическими лицами и организациями.

Удачи Вам!

С уважением, Василий Петрович!

Спросить
Пожаловаться

В ФЗ О защите прав потребителей исполнитель указан как - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Может ли исполнителем быть физическое лицо, не имеющее статуса ИП?

Проинформируйте меня пожалуйста. Не противоречит ли один закон другому. Речь о Законе № 271-ФЗ взнос за капит. Ремонт, по которому капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в многоквартирных домах и Закона о защите прав потребителя Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги) Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. Мне не понятно как и за что нужно платить, если фактически ничего и не в каком объеме не предоставлено потребителю в лице собственника. Заранее благодарю за ответ.

Закон « О защ. прав потр. Неустойка, штраф. Здравствуйте! Коллеги помогите разобраться! Исполнитель работ ООО по договору получило аванс в размере 50% от общей суммы. Договором установлена только общая цена работ. К работам исполнитель не приступил! По договору 40 дней на работу истекли. Заказчику 78 лет! Инвалид! На следующий день по истечении предполагаемой даты окончания работ заказчик очно обратился к исполнителю и под диктовку написал заявление (не помнит что) .Как он объясняет скорее всего просил вернуть деньги (аванс). Деньги не получил! Написал две претензии и отправил по почте! Заказные письма вернулись без ответа! Таким образом, в установленный законом в 10 дневный срок заказчик ответа на претензии не получил. При подаче иска истец будет заявлять требования: о расторжении договора; о взыскании убытков (аванса), неустойки, моральный вред, штраф 50% от присужденной судом суммы.

Вопрос: №1 От какой даты рассчитывать неустойку? От даты начала неначавшейся работы или от даты окончания работ по договору?

Вопрос №2 От какой суммы рассчитывать неустойку: от аванса или от общей суммы договора?

Вопрос № 3 В случае если прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов пенсионера преклонного возраста, инвалида и одновременно сам пенсионер подаст также исковое заявление и при этом его интересы будет параллельно с прокурором защищать представитель от истца Будет ли судом с ответчика взыскан штраф от присужденной судом суммы в соответствии с частью 6.ст.13 Закона « О защите прав потребителй»?

Для уменьшения рабочего времени по ответу ниже привожу нормы Закона « О защите прав потребителей», регулирующий правоотношения в сфере потребительских услуг.

Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

1. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ) назначить исполнителю новый срок;

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ) поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

2. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги).

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ).

В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи.

3. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

4. При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ).

Абзац исключен. - Федеральный закон от 17.12.1999 N 212-ФЗ.

В соответствии с ч. 5.ст.28 Закона « О защите прав потребителей» :

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ).

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

1. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Статья 13: ч.1. За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ); ч.2 Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ) ; ч.5. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.

(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ) ч 6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Заключил договор о ремонте автомобиля в устной форме.

Исполнитель частное лицо, не организация без устава, лицензии и так далее….

Исполнитель ремонт не выполнил.

Подал иск в суд.

С апреля 2017 по апрель 2018 было более 10 заседаний, суд по инициативе ответчика установил две автоэкспертизы, одну перед судом я сделал сам.

Я также понёс затраты на экспертизы.

В апреле 2018 суд отказывает в удовлетворении иска на основании того что существует Постановления Правительства РФ от 31.01.2017 N 109, в данном постановлении оговаривается то что договор на ремонт автомобиля заключается только в письменной форме.

В то же время в этом постановлении оговаривается кто такой исполнитель, а именно

"исполнитель" - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям услуги (выполняющие работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств по возмездному договору (далее именуется - договор).

Является ли отказ суда правомерным только на основании ссылки на данный документ?

Могу ли я отказаться от обслуживание газового оборудования (плиты) ведь это дополнительная услуга а в законе написано

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ни какого договора заключено не было. Часть мебели привезли в срок за исключением шкафа, его привезли только 18.01.08. Я писала в магазине заявление на неустойку в размере 0,5 % от стоимости товара, который не был доставлен в срок, со дня просрочки, на что через неделю руководитель дал письменный ответ, вот его письмо.

ПИСЬМО

Между нашей организацией и Вами был заключен договор купли-продажи подтвержденный товарным чеком № 16917, 16918 от 20.11.07. и кассовым чеком на общую сумму 35 900 руб. 54 коп. Услуга за транспортВам была предоставлена бесплатно.

К большому сожалению, по независАщим от нашей компании обстоятельствам, вызванных задержками поставок мебели с комбината (ОАО МК «Шатура»), проданный товар бьш частично доставлен Вам с задержкой.

В своей претензии от 25.12.2007 г. Вы совершенно верно ссылаетесь на нарушение нами сроков поставки, исходя из договора купли-продажи, который был заключен между нами, но при расчете неустойки подменяете понятие купли-продажи, понятием оказания услуги. Наша организация не оказывает услуги. Работы) по изготовлению мебели (данный вид услуги не прописан в зарегистрированном Уставе организапии). мы являемся только розничным продавцом мебели. Что и прописано в нашем Уставе. В части оказания услуг мы предоставляем услуги за транспорт (предоставлена бесплатно), погрузочно-разгрузочные услуги и услуги по сборке мебели (заказаны Вами не были). Наша организация является розничным (торгующим) звеном и выполняет только продажу товаров потребителям (договор купли-продажи), а соответственно руководствуется Главой 2. «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям». Вы в своей претензии ссылаетесьiа Главу 3. «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)», который регламентируется Правилами вьшолнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). Но услуги Вы в нашем магазине не заказывали, а соответственно и не оплачивали. В «Законе о защите прав потребителей» четко указаны определения Потребителя, Изготовителя, Исполнителя и Продавца.

Исполнитель - организация независимо от ее организациоо-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 212-ФЗ) продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору куплипродажи;

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 212-ФЗ)

Исходя из этого мы осуществили ПРОДАЖУ мебели Покупателю на сумму 35 900 руб. 54 коп. В части оказания услуг (услуги по доставке и сборке мебели), в случае заказа их покупателем, наша организация выступает в роли Исполнителя и уже руководствуется Главой 3. «Закона о защите прав потребителей». Но у вас данные виды услуг заказаны не были (а услугу за транспорт мы оказали вам бесплатно).

Хочу отметить, что действующий на момент покупки (заключения договоракупли продажи) «Закон о защите прав потребителя» не предусматривал ответственность продавца за просрочку поставки товара. Только в новой редакции Закона о защите прав потребителя, вступивший в силу 12.112007 г., введена

Статья 23.1. «Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю» (введена Федеральным законом от 25.10.2007 234-ФЗ), где оговорены пени за просрочку поставки товара предварительно оплаченного покупателем.

В части компенсаций за просрочку оплаченного товара на момент совершения купли-продажи мы можем руководствоваться только ст.395 Гражданского кодекса РФ, где предусмотрена ответственность за неисполнение денежного обязательства:

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного ‘деi)жания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их iiате либо неосновательного получения или сбережения за счет срггого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кре дитора, а если кредитором является юридическое лицо. В месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства iи его соотвё’тствую щей части. При взыскании долга в судебно.i порядке суд.‘южет удовлетворить требование кре дитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем Вам за просрочку поставки части товара в 30 дней следующую неустойку

Задержка в передаче товара (мебели) — компенсация из расчёта действующей на момент исполнения обязательства учетной ставки ЦБ РФ - 10% годовых.

- стоимость недопоставленного товара — 15 152, 76 руб.

- дней прострочки —30 календарных дней.

- дневная учётная ставка 10/365=0,0274%

Сумма компенсации 15 152, 76 * 0,0274% * 30=124, 56 руб.

Данная неустойка будет выплачена Вам по первому Вашему требованию.

Принимая во внимание доставленные этой досадной задержкой неудобства, от имени компании прiгношл Вам свои искренние извинения.

С уважением и надеждой на дальнейшее сотрудничество,

Генеральный директор: Зайчук В.Г

Прав ли директор или это обман и какой должен мне быть уплачен % неустойки за эти дни просрочки. Если просрочка началась уже после вступлению в силу закона по котрому предусмотрено 0,5% несмотря на то что мебель куплена до его вступления в силу.

Исполнитель грубо нарушил сроки оказания некоторых услуг. Это не все работы и услуги, а часть. Потребитель потребовал вернуть деньги за эти услуги. Исполнитель отказался и дело передали в суд. Суд обязал потребителя произвести калькуляцию неоказанных услуг. Однако, потребитель не может этого сделать, т.к. у исполнителя нет документа на основании которого производятся такие расчеты. Скажу конкретнее, это сфера ЖКХ, где расчет практически всех услуг должен производиться по данным паспорта на многоквартирный дом. Такого паспорта у Исполнителя (управляющей компании) нет и никогда не было. Что делать потребителю? Использовать непонятные данные исполнителя (не из паспорта на МКД) или потребовать в суде, что раз услуги калькулировать не возможно, то потребитель в праве затребовать только неустойку по Статье 28 Закона о защите прав потребителей. В этой статье указано, что если конкретные услуги не отражены в Договоре между сторонами (а они не отражены) и если калькуляция конкретных услуг не возможна (а она и не возможна, раз нет паспорта на дом ПП РФ 354 Приложение 2), то размер неустойки определяется от полной стоимости услуг исполнителя. Для потребителя это даже лучше, т.к. за конкретные услуги он получил бы копейки, даже вместе с неустойкой, а так может получится приличная сумма. Т.е. потребитель в суде как бы отказывается от денег за эти неоказанные услуги, а требует только неустойку и вот такую, как описано выше. Такое возможно? Суд может принять такое решение по ходатайству потребителя? Или по каким-то причинам такое не возможно? А почему нейстойка будет гораздо больше стоить, так потому, что услуга не оказывалась несколько лет, а по этой статье 3% в день, но не больше, чем стоимость полной услуги.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Ст 28 п.4 Закона о защите прав потребителей гласит:.. "При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу)."

Разъясните, пожалуйста, господа юристы: При отказе от исполнения договора кем? ИСПОЛНИТЕЛЕМ или ПОТРЕБИТЕЛЕМ?

Какой статьёй Закона о защите прав потребителей предусмотрено право потребителя на информацию об исполнителе услуги, работы?

С уважением, Егор.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение