Нарушение налоговым органом сроков, установленных ст. 101.4 НК РФ
Краткое содержание :
Итак, предположим, что вам не повезло, и налоговая инспекция обнаружила в ваших действиях (бездействии) признаки какого-то нарушения и составила в отношении вас акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ).
Название длинное и угрожающее, но прежде, чем пугаться, стоит приглядеться повнимательнее.
Для начала несколько фраз о процессуальном порядке (это сама по себе тема для целого научного исследования). НК РФ предусматривает всего два порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях:
ст. 101 НК РФ – для нарушений, выявленных в ходе камеральных и выездных проверок;
ст. 101.4 НК РФ – для всех остальных нарушений.
Как показывает практика, у каждой налоговой инспекции вал производств в порядке ст. 101.4 НК РФ (равно как и вал в порядке ст. 101 НК РФ), что означает повсеместное нарушение инспекцией всех мыслимых и немыслимых сроков, которыми НК РФ изобилует.
Типовые сроки
Нормативно в ст. 101.4 НК РФ установлены следующие сроки:
10 дней – для составления акта об обнаружении нарушения;
5 дней – на его отправку налогоплательщику;
1 месяц – для возражений налогоплательщика;
10 дней – для вынесения решения.
Сразу убью всю интригу и скажу, что за нарушение трех из них инспекции ничего не будет. То есть нарушение этих сроков не влечет вывода о незаконности принятых решений. И судебная практика единодушна.
Исключение из правил
Единственный срок, нарушение которого влечет недействительность принятого решения по причине грубого процессуального недочета, – нарушение месячного срока на представление налогоплательщиком объяснений.
А обоснование следующее:
1) сроки, предусмотренные п. 4, п. 6 ст. 104.1 НК РФ, не являются пресекательными в отношении совершения тех действий, для которых они установлены (вручения/направления акта, вынесения решения), а являются основным моментом при определении срока давности взыскания санкций, установленных ст. 115 НК РФ, и не препятствуют совершению этих действий по истечении указанного срока;
2) нарушение указанных сроков не является существенным нарушением процедуры привлечения к налоговой ответственности, предусмотренным абз. 2, 3 п. 12 ст. 101.4 НК РФ, которое может послужить безусловным основанием для отмены решения, так как:
a) нарушение указанных сроков не препятствовало обеспечению возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя;
б) нарушение указанных сроков не препятствовало обеспечению возможности заявителя представить объяснения.
в) нарушение указанных сроков никак не могло привести к принятию неправильного решения, а значит существенным не является;
3) абзац второй п. 31 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» гласит, что «доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предьявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ».
Таким образом, Инспекцией обеспечена возможность представлять объяснения и участвовать в процессе рассмотрения материалов, нарушение налоговым органом сроков, закрепленных положениями ст. 101.4 НК РФ, не оказало существенного влияния на обеспечение соответствующих прав налогоплательщика в ходе рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля.
Этот материал – еще один кирпич в стену постулата о катастрофической пробельности российского налогового права.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: