Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетных организаций
На сегодняшний день наряду с хозяйственными организациями различных форм собственности существуют и бюджетные, взыскание с которых по решениям судов имеет свои особенности. И здесь приходится непосредственно сталкиваться с таким нормативным документом, как Бюджетный Кодекс, который регулирует сферу бюджетных отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов государственными и муниципальными организациями.
Вопросам исполнения судебных актов по искам к бюджетным организациям посвящена глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ. Именно здесь и говорится об особенностях взыскания долга в этих случаях. В соответствии с этим нормативным актом взыскатель должен подавать исполнительные документы не в службу судебных приставов, а в местное отделение федерального казначейства. После получения этих документов казначейство в течении пяти рабочих дней должно уведомить должника об их поступлении. Далее у должника есть тридцать рабочих дней для добровольного возврата долга. Последующий обмен документов между казначейством и должником осуществляется без участия взыскателя, но он вправе следить за процессом взыскания и в случае необходимости обращаться с жалобами в прокуратуру или суд. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих эти ассигнования, вносятся соответствующие изменения в сводный бюджет.
Если должник не сможет оплатить долг в течении трех месяцев, то взыскатель должен получить уведомление об этом от казначейства в течении десяти дней с момента истечения вышеназванного срока. При этом взыскатель имеет право забрать исполнительные документы из казначейства и обратиться с ними в вышестоящий финансовый орган. Также в рамках закона "Об исполнительном производстве" взыскатель может обратиться в казначейство повторно.
Вообще же нужно сказать, что даже при отсутствии полномочий по аресту имущества, казначейство в части взыскания долгов более эффективно, чем служба судебных приставов, тем более, что оно может приостанавливать платежи должника, конечно с учетом определенных ограничений.
Мне часто приходилось заниматься вопросами, связанными с Бюджетным Кодексом, как при работе в банке, так и в последующей адвокатской деятельности. Помню как-то пришлось столкнуться с взысканием субсидий, которые были обещаны организации муниципальным органом власти и уже учтены в себестоимости продукции, но так и не были получены. Осложнялось решение вопроса еще и тем, что при дефиците бюджета на тот момент в ежегодном Законе о госбюджете при приостановлении ряда статей, была приостановлена и глава 24.1 Бюджетного Кодекса. То есть решение суда было получено, а вот со взысканием возникли проблемы. Но это уже совсем другая история.
Прошу оценить и прокомментировать
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: