Изменения в Закон о защите прав потребителей защитят нас от серьезной угрозы
Краткое содержание :
При совершении любой сделки розничной купли-продажи, идет ли речь о приобретении батона хлеба и рулона туалетной бумаги в ближайшем магазине, или об откладываемой годами дорогостоящей покупке мечты, должны соблюдаться требования ЗоЗПП. К сожалению, правила знают далеко не все покупатели и даже не все продавцы. Некоторые до сих пор считают, если их не обсчитали, не обвесили и не попытались отравить просрочкой, значит все права соблюдены.
Из-за этого ежедневно нарушаются права сотен тысяч покупателей. И это не фигура речи, а жесткий факт. Более того, некоторые нарушения могут привести к неприятным последствиям в будущем. Одной из таких проблем решил заняться Комитет Государственной lумы по промышленности и торговле.
А помните ли вы?..
А помните ли вы все пункты договоров, которые подписывали за последние годы, и все случаи, когда при оформлении товара или услуги продавец просил предоставить паспортные данные или просто дать ему в руки паспорт? Даже из тех, кто ответит утвердительно, большинство не упомнит абсолютно всего.
А некоторые граждане и вовсе считают лишним изучать договор и задумываться о необходимости предоставления личных данных при той или иной сделке.
Проблема в том, что договор часто содержит дополнительные условия, которые не относятся к сделке напрямую, но могут навредить впоследствии. Например, если требования закона не предусматривают обязательный сбор персональных данных, но их все равно просят предоставить, а в договоре проставлено согласие на обработку этих данных и передачу их третьим лицам.
Гражданин собственной рукой протягивает паспорт и подписывает согласие, а потом ищет «вселенский заговор», из-за которого ему круглыми сутками названивают и предлагают оформить кредит, пройти обследование, заняться торгами на бирже, купить кирпич и т.д. Да, бывают утечки информации из тех организаций, которые обязаны ее собирать и хранить по закону, но зачастую люди сами облегчают жизнь навязчивым операторам, разрешив им звонить и предоставив всю информацию о себе.
Даже если гражданин заметит неприемлемое условие, ему зачастую могут сообщить, что договор типовой, и ни один пункт убрать из него нельзя. Можно только согласиться на то, что предлагают, или искать другого продавца/исполнителя. Можно, конечно, пойти на принцип и судиться по поводу каждого сомнительного пункта, но кто станет этим заниматься?
Четко прописать пункты и защитить покупателя от угрозы
Итак, Комитет по промышленности и торговле подал на рассмотрение законопроект № 1184356-7, который предполагает внесение в ЗоЗПП перечня самых распространенных неправомерных условий договора, которыми злоупотребляют продавцы и исполнители услуг, ущемляя права покупателей.
Никакими аргументами нельзя будет оставить их в договоре, если сторона сделки против.
В перечень входит пункт о предоставлении персональных данных, за исключением тех случаев, когда это напрямую предусмотрено законом. Помимо этого по требованию покупателя придется убрать пункты об одностороннем изменении условий договора, ограничении выбора территориальной подсудности, незаконных штрафных санкциях, снятии или ограничении ответственности продавца за товары и услуги, а также навязывании дополнительных товаров и услуг.
Для большинства граждан это просто будет очень удобно и полезно, а некоторых действительно защитит от угрозы, ведь невыгодные условия бывают разные, и иногда они могут даже незаметно загнать в долги, а передаваемые третьим лицам персональные данные в конечном счете могут оказаться у мошенников.
Так что мне эти изменения кажутся позитивными, а вероятность их итогового принятия очень высокой. А что об этом думаете вы?