Когда региональные законы стоят выше федеральных
Краткое содержание :
Согласно Конституции, Россия имеет федеративное устройство. Это значит, что страна состоит из отдельных частей – субъектов (регионов), составляющих единое государство. Формально каждый субъект обладает правом на самостоятельную деятельность, но только в пределах правил, установленных главенствующим. По крайней мере, так продолжалось до 2020 года. Что же изменилось?
Здравствуй, мой мыслящий читатель!
✓ Самостоятельность субъектов
Регионы России не являются отдельными государствами, а потому действие Конституции и других федеральных законов распространяется по всей территории страны. Однако в решении некоторых вопросов их самостоятельность допускается.
По Конституции в стране существует разграничение полномочий, определяющее, какие сферы – прерогатива главенствующего региона, и какие могут контролироваться отдельно от него. Это описано в статьях 71, 72 и 76. Вопросы делятся на три категории: федеральные, региональные и ведущиеся совместно.
В отношении первых регионы не имеют никаких полномочий. Если смотреть конкретно, это касается вопросов госбезопасности, внешнеполитических и метрологических вопросов, а также сферы государственного бюджета. Совместный контроль подразумевает возможность региональных властей корректировать федеральные законы своими. По такому принципу осуществляется контроль, к примеру, в сельхоз сфере, а также в вопросах образовательной и спортивной деятельности, семьи, жилищно-коммунальных хозяйств. Автономность субъектов возможна в вопросах, не имеющих отношения к предыдущим категориям. Они не описаны в Конституции, но их перечисляют в актах региона. Например, согласно Уставу Москвы, власти города самостоятельно определяют городские границы и распоряжаются его собственностью, занимаются охраной общественного порядка и некоторыми иными вопросами, которые по определению нельзя отнести к федеральным.
✓ Что изменилось
После распада СССР регионы, входящие в состав России, пытались добиться прав на самостоятельное ведение дел на своей территории.
Они обращались в Конституционный суд и требовали, чтобы законы субъектов стояли выше федеральных. Однако суд не пошел им на уступки, ответив, что Конституция РФ и другие законы федерации главенствуют над региональными.
Однако в 2020 году КС поменял свое мнение. Это произошло, когда суд рассматривал запрос Протвинского городского суда Московской области. В марте Губернатор объявил о введении в регионе режима повышенной готовности. Этим он затронул сферу федерального контроля, так как на момент введения режима он не обладал полномочиями на осуществление подобных действий. Право на это у него появилось лишь позже – в апреле, при вступлении в силу коррективов в Федеральный Закон об обеспечении безопасности населения в случае ЧС. Казалось бы, такое самоуправство в обход закона должно наказываться. Но нет. Конституционный суд принял сторону Губернатора, решив, что, при угрозе возникновения непредвиденных ситуаций, субъекты РФ имеют право на принятие решений для её предупреждения, не советуясь с центром.
Как думаете, послужит ли этот случай прецедентом для решения других вопросов в будущем?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты