Религия и СССР: как за крещение младенца в 1986 году мы чуть не лишились работы
Краткое содержание :
Завязался тут занятный диалог у подружки моей виртуальной под текстом про Союз Советских Социалистических Республик (если вдруг кто не в курсе, как аббревиатурка расшифровывается). Конкретно о том, что нынче у молодежи совести нет, а тогда, мол, была, а вот молитвы тогда были, а сейчас их нет.
Я в корне не согласен с таким утверждением, которое под гребенку тащит всех – это во-первых. И вообще оно противоречит политике партии власти – во-вторых. Но спорить не люблю. Предпочитаю факты.
Воинствующий атеизм
Сначала предисловие.
Хотите вы того или нет, а в СССР официально был признан атеизм и инакомыслие НЕ поощрялось.
Да, бабуськи в деревнях по-тихому бегали к местным священникам, которые из старых православных семей родом и подпольно продолжали служить в крохотных часовенках там, где НКВД не видит. Например, в Лисьем Носу была такая:
В советское время
Сейчас
А официальной религии в стране, конечно, не существовало. Поэтому никаких молитв: ни утренних, ни вечерних – вслух практически никто произносить не смел, если рядом находилась живая душа. Исключение стали только военные годы, когда Сталин разрешил служить в церквях, да то не надолго оставалось.
Абсолютное большинство партийных не знало ни одной молитвы и в храмы не стремилось, боясь потерять и место, и репутацию.
Так что не надо путать теплое с мягким. Если у кого-то в душе сохранилась вера, это не имело никакого отношения к тому строю, который существовал в государстве.
И попытки сейчас притянуть за уши какую-то религиозность советского народа смотрятся достаточно смешно на фоне многочисленных разрушений церквей и сброшенных колоколов.
Крещёные «по-советски»
Надо сказать, советские бабуськи, рожденные ещё при царе или в первые годы после революции, действительно частенько ударялись в веру, даже если они до этого пропагандировали воинствующий атеизм. Так устроен человек, что с возрастом начинает думать о душе.
И вот наши бабушки (в смысле наши матери – бабушки наших детей) не были исключением. Поэтому дети у нас крещеные, но «по-советски».
Как это? Сейчас расскажу тем, кто не в курсе.
Церквушки в перестройку уже не были редкостью. Времена воинствующего атеизма, когда мы учили наизусть Маркса и Ленина, оказались позади. Но нам, комсомольцам да коммунистам, негоже было показываться в этих заведениях – такие вольности могли быть чреваты последствиями на работе: выговором или, еще чего хуже, разбирательством твоей личности на партсобрании.
Старшего сына наши матери крестили сами. Без нашего присутствия. Вообще. И крестные отец и мать, разумеется, в церкви тоже отсутствовали. Просто их имена назвались батюшке, и он нарекал их крестными родителями младенцу.
Так вот крестили по-советски!
Случай после посещения церкви. 1986 год
В 1986 году, когда пришла пора крестить младшего и племянника, решились моя жена и сестра пойти с бабушками в храм. Супруга, в отличие от моей сестры, тогда была некрещеная. И за одно с сыном тоже решила покреститься. Тем более что того требовала религия.
Решила она: всё-таки уже перестройка, свобода слова какая-то появилась… Ничего страшного – никто не узнает.
И что бы вы думали? За моими гражданочками следом прямиком до дома от ворот храма шёл некий человек. Даже не таясь. Подсмотрел, где живут, а на следующий день наших женщин вызвали на ковер к директору учреждения, где они обе и трудились.
Тот, строго сдвинув брови, спросил: «Что делали в храме по такому-то адресу?»
Жена и сестра (каждую отдельно вызывали) ответили, что по настоянию старушек пришли крестить детей. Моя супруга не обмолвилась даже, что крестилась и сама. И ни та, ни другая не решилась сказать, что потянуло к вере-то…
Начальство ограничились предупреждением устно без занесения в личное дело. И пообещали гражданочки не посещать божий храм никогда, покуда трудятся под началом этого директора.
На следующий день и меня с зятем вызвали к нашим начальникам с наказанием строже следить за поведением жен. В противном случае пригрозили исключить из партии.
Благо чуть позже, буквально через 5 лет, свобода вероисповедания стала уже нормой для нового общества.
Вывод
Так вот, друзья мои, совесть и вера – это признак каждой личности. А не социального строя государства.
P.S. А про совесть современных молодых людей напишу ещё отдельно.
Ваш неворчливый Печкин. Игорь Иванович