Психология для юриста: защита от токсичных клиентов.
1. ВВЕДЕНИЕ

Юристы и, тем более адвокаты, это представители профессии, которые работают с людьми. Не просто с людьми, а с людьми, испытывающими проблемы, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Изначальная аура у такой работы, скажем, так себе. К топовым менеджерам турфирм, например, всегда приходят с улыбкой, ведь выкроить время и деньги на поездку на Мальдивы в наше время – это уже повод улыбнуться. Поэтому мы таких работников видим пребывающими в какой-то нирване, в мире позитива. То же самое можно сказать о продавцах люксовых автомобилей, хирургах, имплантирующих миллионные груди и еще о ряде профессий. Но у юриста всё иначе. Юристов я чаще вижу помятых, усталых, хмурых. К нам ведь приходят угрюмые, подавленные, испуганные, а зачастую и вовсе сломленные люди. Байки о летящих в потолок пробках от французского шампанского, плотно набитых пачках банкнот, просто оставленных в знак благодарности юристу, все более можно слышать как анекдот от умудренных сединами коллег. В свете все большей траектории движения социума к плинтусу и вовсе можно забыть как буржуазную дымку. Очень хорошо, если юрист работает только с успешными и обеспеченными людьми, еще лучше, если с одним долларовым миллионером. Тогда он находится в совершенно иной психологической атмосфере и может не читать данную статью. Публикацию я пишу для юристов, работающих с рядовыми людьми, коих 99%.
2. СТАТИСТИКА
И так, немного простейшей математики: в суде, как правило, две противоборствующие стороны, а решение выносится в пользу только одной. Допустим, обе стороны представляют адвокаты/юристы, значит 50% недовольных результатом уже имеется. Теперь представим, что из 50%, которые одержали победу, для 10% это выстраданная победа, то есть полученная не с первого раза, которой предшествовали длительные тяжбы, иногда годы. А из оставшихся 40% победивших, примерно 15% недовольны частичной победой, ведь они хотели торт и с вишенкой и в красивой коробке, а взыскали в их пользу прошлогодний рогалик. В итоге мы имеем, примерно 75% НЕДОВОЛЬНЫХ чем-то граждан, которых видим в суде. Куда в итоге они пытаются выплеснуть свое недовольство? Зачастую на юриста. Много, конечно, адекватных и объективных доверителей, но сейчас речь не о них. Для юристов фактически нет никаких специальных обучающих программ, как именно работать, чтобы не допускать негатив в свое собственное энергетическое поле. Нет специфических обучающих программ и в адвокатских образованиях. Как-то не принято в России этому уделять внимание. Я разработал небольшую шкалу токсичности клиента, которую возможно кто-то дополнит, кто-то поправит. Так же краткие советы, как нейтрализовать негативное влияние. Тема открыта для дискуссии как юристов, так и граждан (доверителей).
3. ШКАЛА ТОКСИЧНЫХ ЛЮДЕЙ
1. ПРОИГРАВШАЯ «БАБА». Женщины сегодня перехватывают пальму первенства в социальной активности, они отстаивают свои права во всех сферах, поэтому суды заполонены женщинами. Зачастую их требования/иски бессмысленны и беспощадны, а модель поведения лишена логики и планирования. Женщина подвержена внезапным импульсам, судебный процесс и его итог воспринимает через эмоциональную сферу, а не через логику. Соответственно, трансформация из женщины в «бабу» может занять буквально несколько секунд. И вот это самый токсичный типаж. Такая «баба» будет буквально смердить и фонить, как радиационный реактор, облучая всё вокруг на своём пути. Пытаться взывать к логике и конструктивности тут без толку, лучше сразу прекращать общение и корректно уходить в туман. Пусть этот ходячий Чернобыль осчастливит своим визитом следующего юриста, поскольку её воздействие крайне негативно скажется на карме адвоката/юриста.
2. УНИЖЕННЫЙ МУЖЧИНА. Следующий в этом хит-параде идет униженный мужчина. Мужчина, в отличии от женщины, воспринимает события вокруг себя через призму логики. Соответственно, любые победы и поражения в суде запускают в его мозгу лишь определенные алгоритмы: как действовать дальше, какую стратегию избрать, какое наиболее выгодное решение принять. Но бывает так, что сбой дает и система внутренних ценностей мужчины. Еще вчера он был весел, держался уверенно, щеголял в хорошем костюме и шутил у входа в суд. А сегодня, например, его вытащили из комфортной машины, отволокли в отдел полиции, обыскали, раздели, отходили дубинкой по хребту и отпустили. Нет, не посадили в тюрьму, но холодное дыхание системы он уже ощутил. Или, например, бесцеремонно унизили его достоинство в суде, отобрав детей, обложив алиментами и сведя его «власть» к смехотворному праву видеть детей по субботам. А заодно отобрали квартиру и машину. Казалось бы, надо действовать, добиваться справедливости, призвать к ответу нарушителей. Но, между юристом и доверителем уже появился психологический дискомфорт. Ведь адвокат стал невольным свидетелем его унижения и нужно иметь недюжую волю и мужество, чтобы не измениться, не изменить свою модель поведения, остаться в холодном разуме. Не многим это под силу и зачастую доверителю комфортней сменить представителя на нового, который не видел его в таком состоянии. В подобных ситуациях не стоит сразу ставить крест, многие способны стабилизироваться, собраться с силами и продолжить борьбу. В этом случае можно и поддержать, подбодрить. Но бывает и так, что психика не выдерживает нагрузки, мужчина уподобляется типажу №1 и начинает брызгать ядом, не контролируя уже себя. В такой ситуации юрист уже бессилен и остаётся так же корректно попрощаться.
3. ПЕНСИОНЕРЫ И СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ.
Пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, матери одиночки и т.п. Это та категория граждан для которых, возможно, обращение к юристу (или тем более к адвокату) это уже стресс, финансовый стресс, прежде всего. Но, попав в сложную жизненную ситуацию, они так же хотят получить качественную юридическую помощь, возможно дело принципа. Так вот, данные граждане уже приходят на прием к юристу с натянутыми как струны нервами. Любая неудача, неурядица и поражение могут вызвать просто взрыв, когда брызгами продуктов жизнедеятельности может залить с головы до ног рядом стоящего юриста. Это та категория граждан, к которым я, например, отношусь настороженно. С данными товарищами лучше трижды всё проговорить, чтобы они отчетливо понимали: план работы, возможный исход работы, срок работы и т.п. Но, это всё, конечно, очень субъективно. Большинство из них очень хорошие люди. Самый щедрый клиент в истории моей практики, кстати, оказался пенсионер.
4. ПОЗИТИВНЫЙ ФИНАЛ.
Победа по делу - это всегда приятный момент. Позитивные эмоции надо обязательно разделить с клиентом. Цветы, овации, аплодисменты, аплодисменты стоя, крики женщин: "распишись на моей груди", спонтанные суммы просто, за то, что ты есть, за то, что ты такой один - это отлично влияет на карму юриста и его энергетическое поле.
А что скажете вы, сталкивались ли с токсичными клиентами? Или может быть сами были вынуждены выказывать недовольство юристу?
Приписка:
буду рад услышать мнение, а не просто лайк, плюс и т.п. Статья написана не для участия в конкурсе, не имеет цели создать кому-то конкуренции, важно личное мнение индивида.

Сталкивались ли с токсичными клиентами
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Все те, кто обращаются к юристам, - это люди, безусловно имеющие проблемы. Самые токсичные клиенты, это клиенты нищие. Недавно моей знакомой пенсионерке предъявили иск о взыскании с нее 100 т.р. Дело для нее было изначально проигрышным, без вариантов. Но юрист, излучающий оптимизм, конечно, для нее нашелся. Получив вознаграждение за отзыв и за присутствие на предварительном слушании дела по 15 т.р., он объявил клиентке, что все идет отлично. Получив еще 15 т.р., дело предсказуемо проиграл. И юрист-то был не молокососом каким-то, а вполне себе с именем. Итак, нищая моя знакомая к неподъемным для нее 100 тысячам получила еще 45 тысяч расходов своих, плюс возмещение расходов другой стороны, плюс оплата госпошлины. Долг ее возрос вдвое. Я думаю, что это не она токсичный клиент. Это ей достался токсичный юрист.
Я изначально такие дела не беру, если вижу, что не вариант.
Жаль людей... себе - то я на хлеб всегда заработаю, а обманывать людей - только портить свою карму.
+1
Если шансов нет, говорю сразу. В том числе о возможности снизить потери.
Принципиально не работаю в юридических фирмах и не веду частную практику, мое амплуа юрисконсульт предприятия. Поэтому на стороне физлица в процессе участвую не очень часто, только на стороне друзей-знакомых и всегда бесплатно (да, я знаю, что бесплатно это не правильно). Ходил я как-то лет 15 назад в суд проигрывать дело. Объясню, есть у нас в городе одна курьерская служба жадная до денежек и очень сильно беспринципная. Эта контора выставляет вакансии в Центре занятости и получает по направлению поток соискателей на должность курьеров. Поэтому кадрового голода не испытывает, т.е. на работе "никого за уши" не держит, а по факту вытирает о людей ноги. Платит копейки, нагрузка неподъемная, всех недовольных увольняет по "статье". Попалась и моя соседка, пришла в офис с заявлением об увольнении, ее гоняли по городу из офиса в офис, оформили прогул и уволили. Про то, что суд по ее исковому в девять утра, я узнаю накануне вечером. Обожаю такие ситуации - "доктор, у меня завтра похороны, может таблеточку какую?". Поэтому сразу сказал соседке, что дело дрянь, просто поддержу. Так и получилось. Но в каком же восторге была соседка! Я думал, что эта жизнерадостная дура никогда не успокоится: "Как ты их здорово поймал на противоречиях, как ты их запутал, какие у них рожи были, когда поняли, что заврались и попались. А какая красная рожа у судьи была, когда она определение зачитывала, а прокуроришка, вообще в пол смотрел, глаза стыдно поднять было"
К чему я это? Клиенты бывают разные, можно и проиграть, а они в восторге, что их поддержали и не бросили.
Она получила приятные эмоции и моральное удовлетворение. А что еще нужно женщине в конце-то концов?....
Пенсионерке надо было не принимать поспешных решений. Пройдись она по адвокатским коллегиям, хотя бы двум, наверняка ей бы пояснили полное отсутствие перспективы..
"Ах, обмануть меня нетрудно,
Я сам обманываться рад".
Люди специально ищут тех, кто им пообещает 100% решение их проблем и с удовольствием отдают таким деньги. Это еще ладно юристы, а вот еще врачи такие бывают...
//
Это вообще страшно.
Еще страшнее, когда они здоровых уничтожают морально и физически. Было ко мне несколько таких обращений в начале 2000-х, пока служебную симкарту не сдал.
Ожидая своей очереди в суде второй инстанции, многократно слышал "истории" адвокатов, как они подобным же образом "разводят" своих доверителей. А если он (клиент) еще и Буратино богатенький, то, - "Грех было выигрывать в первой инстанции. Сам понимаешь - он деньгами сорит, значит на вторую втрое больше можно взять"
Вот такие дела... А мы про токсичных клиентов рассуждаем.
Может, она сама мечтала найти оптимиста вместо реалиста?
Есть юристы с понятием, а есть простые хапуги которые за каждое слово требуют бабло.
Токсичных людей как класса вообще не существует.
Это нехороший, несправедливый и абсолютно ненаучный ярлык, придуман американскими практическими психологами. В научной литературе он нигде не используется. Такого понятия нет в научных публикациях, психологических словарях и учебниках по социальной психологии. есть только в псевдонаучных сочинениях практических психологов..
В реальности есть нарциссы и психопаты. А т.н. "токсичные люди" — просто любые чем-либо неприятные.
..
Спасибо за мнение. Формулировка (оболочка) не принципиальна. Речь о людях, которые в целом излучают негативную энергетику, нахождение рядом с которыми сопряжено с отрицательным влиянием. Такие люди существуют, может и не как класс, но как временное явление. В любой профессии, в жизни любого человека. Токсичным может быть уволенный с работы супруг, уставшая жена и т.п...
"Негативная энергетика", если речь идет о людях, это весьма приблизительное описание своего состояния после общения с неприятным человеком.
"Энергетика" у человека — это метафора для обозначения активности человека в общении или других социальных контактах.
Под "негативной энергетикой" скрываются отрицательные эмоциональные реакции партнера по общению, возникающие в результате сознательной и бессознательной оценки поведения другого человека.
Большинство людей рискуют прожить всю жизнь, так и не сумев понять, что на самом деле скрывается за словами "негативная энергетика" или "отрицательная аура" и т.п.
Окружающие люди не "излучают" мифическую "негативную энергетику", а вызывают у окружающих людей (в том числе у юристов-партнеров по деловому общению) отрицательные эмоции или отрицательное сознательное отношение своим поведением, некомпетентными суждениями по юридическим и другим вопросам, сочетаемыми с ложной уверенностью в своей правоте или чрезмерной решимостью действовать прямо сейчас, без анализа ситуации и продуманного плана.
..
Позволю не согласиться. Каждый человек излучает какую-то энергетику. Поэтому, с одними нам интересно и приятно общаться, с другими нейтрально, а с третьими неприятно. Энергетика, это именно то внутреннее состояние собеседника, которое определяет его тон, его слова, его мимику, жесты и конечно поступки. Если у человека что-то не в порядке, он испытывает боль физическую, или душевную, то зачастую он подсознательно хочет поделиться своей болью с окружающими. Возьмём, к примеру, двух потенциальных клиенток. Обе некомпетентно рассуждают, обе заблуждаются, обе уверены в своей правоте. Но одна 20-ти летняя студентка, с большими планами на жизнь, с позитивным настроем, открыта к коммуникациям с окружающим миром, улыбчива. А другая женщина в возрасте, потерявшая ребенка, испытавшая лишения и пережившая боль. При этом, как бы она не скрывала свое состояние за мимической маской, ее желание причинить боль окружающим отчётливо прослеживается. И если первая вызывает искреннее желание ей помочь, указать на ошибки, направить на путь истинный, то вторая, как минимум, скорейшего прекращения делового общения, а то и вовсе, опытный юрист или судья может промолчать и не указать на ее ошибку, чем предопределить исход дела, например.
Человек излучает вовне немного энергии.
Это тепловая, электромагнитная и акустическая энергия.
Теплом тела можно согреть другого человека, нагреть термометр.
ЭМ- излучения из коры головного мозга достаточно для записи энцефалограммы (мощность мозга всего 75 Ватт).
Все остальное человек не излучает, так выражаться некорректно.
Внутреннее состояние собеседника или партнера по другой деятельности (трудовой, игровой, учебной, научной, спортивной и т.д.) формируется не за счет поглощения энергии, излучаемой партнером, а за счет ответных сознательных и эмоциональных реакций, при которых энергия расходуется, а не пополняется.
Изменяется не энергия в физическом смысле, а готовность к деятельности, эмоциональный фон (настроение), текущий поток мышления и система мотивов, необходимых для ведения деятельности.
В конечном счете, изменяется физическая и социальная активность человека.
Только один вопрос: если говорить глупости с умным видом, это звучит убедительно?
Принадлежность моих суждений к глупостям вами не обоснована. Это ложное утверждение.
Люди интеллектуально развитые не рассуждают про "ум" или "умный вид", это просторечные выражения, свойственные сегодня только незрелым людям. Например, школьникам, студентам или посредственным взрослым.
Вместо "ума" лучше рассуждать об интеллекте человека (то есть его способностях использовать свои познавательные функции для решения практических задач), либо о свойствах мышления и речи. Например, о критическом и творческом характере мышления.
Выражение "с умным видом" используется для ироничной характеристики поведения человека, который притворно демонстрирует внешние признаки напряженной интеллектуальной деятельности (сосредоточенный взгляд, отрешенность от происходящего вокруг, серьезное выражение лица и т.п.), не будучи занят такой на самом деле. Либо рассуждает на темы, которыми на самом деле не владеет, используя набор фраз, когда-то запомненных, но не вполне усвоенных.
Однако, в вашем случае не было оснований для таких выводов в отношении меня. Вероятно, вы просто спроецировали собственную некомпетентность в теме на меня, считая .что другие не могут или не должны владеть темой лучше, чем вы сами.
Поэтому и предположили, что я только имитирую большую осведомленность, не владея знаниями в действительности.
С учетом содержания ответа, даже самый недоверчивый собеседник вынужден будет заключить, что имеет дело все-таки с реальным, а не притворным интеллектуалом.
..
А где вы увидели указание на вас? Видите как, букв написали много, а самого главного не уловили.
..
..
Количество букв в бессвязном тексте не свидетельствует об интеллектуальных способностях автора.
Токсичные люди могут быть и хорошими клиентами.
Приятные женщины могут быть еще и хорошими юристами....

Отличная публикация, приятное изложение мысли. Спасибо!
Рад, что моя писанина, кому-то пришлась по душе.