Кто-то думал, что сокращение подачи нефти западным странам сделает бесплатным бензин в России? Нефтяники предупредили о возможной остановке своих НПЗ.
Краткое содержание :
Введение.
Месяца не прошло, как на одной из веток схлестнулись бодрое мнение доморощенных победоносцев с осторожным опасением скептиков насчет обоюдоострости санкций против нашей страны.
"Они задохнутся (может, даже загнутся) без наших пшеницы, удобрений и энергоносителей!"
"Постойте - а куда наши производители денут излишки продукции? Отечественный рынок всё не освоит, а новых закордонных потребителей еще найти надо - их же никто не предупреждал".
Лукойл ставит нас перед фактом.
Глава компании Вагит Алекперов аккуратно (и очень хочется верить, что заблаговременно) информировал письмом от 25.03.22 Правительство РФ о возможных рисках остановки своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Дело в том, что переработка нефти подчинена, как любой производственный процесс, определенной технологии. Чтобы на выходе получить чистый и ароматный ("Прям пил бы!" - восклицал когда-то сосед по гаражу, нюхая еще неэтилированный 76-й) бензин, надо смириться с наличием остатков, в том числе мазута.
Наиболее прогрессивные методы дают менее пяти процентов тяжелых фракций. По иронии судьбы, а скорее, по давней традиции, передовые процессы до нас доходят последними. Сравните:
Куда девать остатки?
Как видим, наши НПЗ выдают тяжелых остатков больше, чем бензина. На нефть, того гляди, полное эмбарго наложат, экспорт самого мазута по понятным причинам снизился в полтора раза. Когда хранилища переполнятся, остановится вся переработка.
В принципе мазутом можно топить теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые приспособлены для его использования вместо природного газа. Но, во-первых, газ дешевле - поди, заставь энергетиков принять более дорогое топливо... Контракты, логистика, прибыли - все кувырком. Субсидии, повышение тарифов за отопление и ГВС?
Ну дак мы ж привыкшие, с особой выразительностью об этом сказал Игорь Шувалов (помните еще такого?): "...И выдержим любые лишения, которые будут внутри страны — меньше потреблять продуктов, меньше электричества, я не знаю, еще какие-то вещи, к которым мы все привыкли". Он-то не знает, откуда ему...
Что же он такой вредный?
Кроме цены, есть у этой темной в прямом смысле жидкости еще один недостаток: высокое содержание серы. Это ограничивает его использование для бункеровки морских судов, то есть его не смогут быстро заполучить себе даже те зарубежные потенциальные покупатели, которые позарятся на его вынужденную дешевизну.
А сжигание высокосернистого мазута на наших ТЭЦ грозит энергетическим компаниям еще и экологическими штрафами. Поэтому, чтобы не останавливать выпуск моторного топлива в России, нефтяники предлагают хотя бы временно отменить санкции, введенные у нас, как и на всем высокотехнологичном мировом пространстве, за вред экологии.
Пока весь этот комплекс вопросов переваривается в наполненной густой деловитостью атмосфере пленарных заседаний, мы с нетерпением ждем появления бурного потока полубесплатного бензина, который должен же когда-нибудь осчастливить верноподданых россиян своим низким ценником и животворяще высоким октановым числом.
Дождемся?
Источники: