Как потребителю написать претензию? И зачем это нужно?
Краткое содержание :
В статьях, посвященных вопросам защиты прав потребителей, часто упоминается о необходимости подготовки претензии. Каким целям служит этот документ? Как правильно его оформить? Что будет, если этого не сделать? На эти вопросы отвечаем в статье.
Претензия — что это и для чего?
Не вдаваясь в терминологию, можно сказать, что претензия — это письменное требование, которое потребитель предъявляет продавцу или исполнителю, нарушившему его права.
Вручая или направляя претензию, человек предлагает нарушителю решить дело без привлечения суда. Правильно оформленная претензия поможет решить вопрос без потери времени и денег.
По общему правилу претензию можно подать в течение гарантийного срока или срока годности товара.
Как оформить претензию?
Претензия — это индивидуализированный документ. Конечно, за основу можно взять образцы из Интернета, но наполнить документ содержанием придется самостоятельно.
Рассмотрим подробнее, какие разделы должна содержать хорошая претензия и как их заполнять.
1. Адресная часть (или шапка). Реквизит располагается в правом верхнем углу листа и включает полное наименование адресата – организации или данные индивидуального предпринимателя, адрес, а также сведения о подателе претензии (Ф.И.О. и контактные данные).
Необходимую информацию можно узнать в договоре, кассовом чеке, квитанции, а также можно получить из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, они находятся в свободном доступе на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». В последнем случае в форму поиска потребуется ввести ИНН, ОГРН или наименование организации, ОГРНИП, ИНН или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя.
2. Заголовок. Здесь все просто: достаточно написать название документа – «Претензия». По желанию можно кратко указать суть, например, «претензия о некачественном оказании услуги».
3. Описательная часть. В этой части следует подробно описать:
- когда и при каких обстоятельствах был приобретен товар, заказана услуга или работа,
- реквизиты заключенного договора (номер, дата, вид),
- способ приобретения (в магазине/офисе или через Интернет, по каталогу),
- подробно расписать, с чем связана невозможность использования товара, либо какие недостатки выполненной работы или оказанной услуги были обнаружены.
В этой же части нужно описать все негативные последствия, которые испытал пострадавший вследствие недостатков товара или услуги. К таким последствиям можно отнести дополнительные затраты, ущерб имуществу, вред здоровью и другое.
4. Требования. В этой части документа предельно четко и конкретно излагаются требования, основанные на законе, например:
- заменить товар ненадлежащего качества, произвести его ремонт, внести исправления в результат оказания работы/услуги,
- расторгнуть договор и возвратить уплаченные за товар, работу или услугу средства,
- выплатить неустойку за нарушение срока передачи квартиры по договору ДДУ,
- передать оплаченный товар в указанный срок.
Это только некоторые из возможных формулировок, поэтому при подготовке претензии следует опираться на положения нормативных актов, регулирующих конкретные отношения между сторонами.
В том случае, если в связи с нарушением прав потребителя последнему причинен ущерб, требования о его возмещении также формулируются в просительной части претензии со ссылкой на статью 14 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
5. Приложения – очень важный раздел документа. К претензии должны быть в обязательном порядке приложены все документы, подтверждающие указанные потребителем доводы. В противном случае претензия на абсолютно законном основании может быть оставлена без рассмотрения.
6. Подпись и дата также должны указываться в обязательном порядке, чтобы важный документ не превратился в анонимку.
Важно не только грамотно оформить, но и правильно подать претензию!
Самый лучший способ — направить ценным письмом с описью вложения. Да, это дольше и значительно дороже, но зато можно проверить, кто и когда получил претензию.
Важно! Распечатка с сервиса отслеживания почтовых отправлений «Почты России» может быть доказательством в суде.
А можно ли сразу в суд?
Закон «О защите прав потребителей» не запрещает пострадавшему обратиться сразу в суд, ведь его права в любом случае подлежат защите. Однако в этом случае пострадавший лишается возможности взыскать компенсацию морального вреда, неустойку и штраф за отказ нарушителя от добровольного удовлетворения требований.
Образец претензии
Образец претензии можно скачать по этой ссылке.
Заключение
В заключение отметим, что описанный алгоритм составления претензии подойдет для любого случая, когда составление такого документа предусмотрено законом или договором.
Спасибо, что дочитали! Буду благодарна за лайк и репост! Новым подписчикам всегда рада! Все взаимно!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: