Коррупция в госзакупках или это что-то другое? часть II
В предыдущей теме «Коррупция в госзакупках или это что-то другое?» мы поверхностно разобрали что же такое коррупция и какие действия к не относятся. Опрос прошлой статьи, показал, как разделились мнения читателей. Нам удалось выяснить, что коррупция - это не всегда взятка и не всегда выгода числится в денежном эквиваленте.
Практика УФАС, показывает нам, как при проверках, выдаются представления о возбуждении уголовных дел, где заказчики используют коррупционные схемы для прямого извлечения выгоды.
По статистике, наиболее часто в закупках коррупционные схемы применяются в таких сферах:
* Работы по строительству — 34%;
* aУслуги по ремонту дорожных покрытий — 27%;
* Услуги различного рода — 18%;
* Сфера оказания услуг в области медицины — 12%;
* Прочие отрасли — 9%.
Выходит, что самые прибыльные виды закупок, по результатам которых заключаются многомиллионные контракты, подвержены коррупции сильнее остальных.
Очевидно, что проблемам в системе закупок можно отнести постоянные изменения законодательства, коррупция и картелизация. Эти факторы, влияют на систему закупок, снижая эффективность и увеличивая расходы заказчика. Безусловно, органы контроля направляют силы на борьбу с недобросовестными заказчиками и поставщиками, сговорами и коррупционными махинациями. Упрощаются механизмы закупочного законодательства, стремясь повысить прозрачность закупочных процедур.
Возможно для кого-то, будет новостью, но в рамках контроля закупочной деятельности, в соответствии с нормами 44-ФЗ, начиная от 01.07.2022 года, за деятельностью каждого учреждения (заказчика), будет установлен автоматический контроль, что позволит отнести заказчика к определенной категории риска и обеспечит органам контроля, чаще проводить плановые проверки учреждений! Если данная тема заинтересует читателя, то оставьте в отзывах слово «интересно» и в ближайшее время мы обсудим тему контроля.
И все же, когда заказчик совершает одну и ту же закупку у «проверенного» исполнителя, тем самым косвенно использует своё положение ради извлечения выгоды, для выполнения плана и дальнейшем, премировании от начальства…как квалифицировать деяния?
Конечно же, не все специалисты по закупкам честны перед законом. Однако и не стоит всех равнять под одну гребёнку.
Зачастую, из-за своей загруженности в работе, специалист не успевает должным образом проводить мероприятия направленные на эффективность закупочной процедуры. Такой специалист просто неэффективно работает. Работает по «накатанной». Ему так удобно.
А бывает, что специалист - «новичок», который вчера получил корочки по 44-ФЗ и вот уже сегодня, с самым умным видом, стал проводить процедуры не понимая сути процессов и вся его работа ведётся в сплошном «дроблении» закупок.
Это два, типичных случая, представителей Заказчика. И если в первом случае «ещё куда ни шло», то второй случай это беда.
Ни тот ни другой, не имеют выгоды с проведённой закупки. Их мало интересует кто будет выполнять контракт. Специалист думает только о том, чтобы контракт был заключён и исполнен.
Все косвенные признаки, которые ведут к получению премий и прочее - конечно же, не относятся к коррупции. Основной признак коррупции - должностное лицо (сотрудник) отступающее от прав и прямых обязанностей, имеющий корыстный мотив с прямым умыслом выгодоизвлечения (Указание Генпрокуратуры России N 35/11, МВД России N 1 от 24.01.2020 (ред. от 13.07.2020) О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности). Для тех специалистов, которые были приведены в примерах, основная цель - получить оплату за свой труд и выполнение прямых обязанностей.
Заключение ГК с одним и тем же участником - показатель не эффективности работы специалиста по закупкам. Показатель его не компетентности в работе. А возможно, что контракт заключается со «своим» участником, введу невозможности достижения поставленной перед заказчиком цели, другими путями.
Разумеется что моя статья, это вершина айсберга. Примеров можно приводить массу и говорить о коррупции можно бесконечно. И все же, закупочной отрасли нужно пройти ещё долгий путь к упрощению и прозрачности со стороны законодательной базы. Это проблема была и остаётся главной посей день.
Спасибо за оказанный интерес к моей публикации!
Полезна ли для Вас данная информация?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты