Новый закон от 1 мая 2022 года: новые права потребителей. Что продавцам теперь делать нельзя? Важно знать!
Краткое содержание :
Каждый день мы что-то покупаем, а на некоторые покупки откладываем деньги месяцами или даже годами.
И даже если подсунут черствый хлеб, становится крайне неприятно, а что уж говорить, если не оправдало ожиданий дорогое приобретение.
Казалось бы, должно быть всё просто: за некачественный товар, за навязанную покупку и прочие нарушения продавцы должны расплачиваться незамедлительно. Но продавцы пользуются малейшим пробелом в законодательстве.
Теперь таких пробелов стало меньше.
ФЗ от 1 мая 2022 г. № 135-ФЗ внес коррективы в ст. 16 закона «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП), изменения должны вступить в силу с 1 сентября 2022 года.
Новый закон разработали в Роспотребнадзоре, в нем перечислены недопустимые условия в договорах, ущемляющие права потребителя.
Недопустимые условия договоров
В перечне названо 14 условий, которые теперь являются недопустимыми, так как ущемляют права потребителя.
Рассмотрим некоторые из них.
Недопустимы условия договора о наличии права на односторонний отказ от взятых на себя обязательств, а также на внесение в него правок в одностороннем порядке.
Перечисленные манёвры не редкость в договорах кредитных организаций и операторов связи.
Также теперь недопустимо обуславливать приобретение одного товара или услуги необходимостью приобретения других.
Так, к примеру, зачастую автодилеры при заключении договора купли-продажи на автомобиль вынуждали покупателей приобретать разные дополнительные услуги, в частности, пакет «Помощь на дороге».
И ведь многие не знали, что в этом нет необходимости. Узнают ли теперь?
Сотовые операторы любят скрытно продавать платные подписки.
В стоматологии ортодонты могут незаметно навязать профессиональную чистку зубов.
Нельзя вводить ограничения потребителей в выборе средств и способов защиты прав при их нарушении.
Что примечательно, условие о «невозвратности подарочных карт» неправомерно.
Подарочные карты и ранее можно было возвращать, примером тому может являться дело № 88-20714/2020, но продавцы настолько этого не хотели, что доходили в обжалованиях до кассационной инстанции.
Кроме того, теперь запрещено требовать у потребителей предоставление персональных данных, угрожая в случае их непредоставления отказом от сделки, если их предоставления не требует законодательство РФ.
Возмещение ущерба
В законе зафиксирована обязанность продавца по полному возмещению убытков, если потребителю пришлось их понести из-за содержания в договоре недопустимых условий.
Ранее в судебных разбирательствах по спорам о защите прав потребителей достаточно сложно было доказать, например, что услугу навязали, часто суд отказывал потребителям в удовлетворении требований.
Теперь же судебная практика по этому направлению должна измениться в положительную для граждан сторону.
Если потребитель не просил о включении в договор товара или услуги, а продавец их включил, то потребителю следует написать претензию с требованием компенсировать убытки.
Если недобросовестный продавец за 10 дней не перечислил требуемую сумму, то нужно обращаться в суд.
В судебном порядке с продавца могут также взыскать неустойку, компенсацию морального вреда и «потребительский штраф».
Указанные меры направлены на искоренение несправедливости в отношении потребителей.
С одной стороны, от внесения таких изменений впечатление положительное, а с другой, остаются сожаления о том, сколько же гражданам приходится сталкиваться с теми, чей девиз «не обманешь не продашь».
Дело ведь в элементарном уважении, торговать надо честно.
Как вы считаете, уважаемые читатели, это нужные изменения? Станет от них проще потребителям? Перестанут ли продавцы ущемлять права покупателей? Может быть, было бы неплохо запрещать торговать недобросовестным продавцам? Ведь в суд обращаются далеко не все, кого обманули, и продавцы этим пользуются.
Если у вас остались вопросы, есть мнение по обсуждаемой в публикации теме, напишите их в комментариях.
Если статья вам понравилась, будьте добры поставить 👍.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: