Водитель и природа — возможен ли компромисс?
Краткое содержание :
Гибель животных на дорогах
В 2018 году в России принята новая стратегия по безопасности дорожного движения до 2024 года. Как говорит статистика, в год в России происходит примерно 160 000—170 000 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнет порядка 16 000—17 000 человек.
Как бы немножко в стороне в документе стоит проблема ДТП с участием животных. По статистике, относительная цифра вроде не очень «большая», порядка 0,3% в год. Но если перевести в абсолютные цифры — это порядка 48 000 ДТП в год или 4000 ДТП в месяц.
И эти цифры ежегодно возрастают. Как информирует интернет-портал «Газета.ru», в 2020—2021 годах резко возросло число погибших людей в результате ДТП с дикими животными. В эти годы (2020—2021) в подобных ДТП погибали более 100 человек ежегодно. Почти до 1000 человек возросло количество травмированных.
Из статистики ГИБДД следует, что чаще всего подобные ДТП происходят в Тверской, Ленинградской, Ярославской и Вологодской областях, в Республике Башкирии и Пермском крае.
Чаще всего в ДТП с участием диких животных погибают лоси, на втором месте — кабаны. Значительное количество подобных ДТП связаны с несоответствием скорости автомобиля конкретным условиям движения.
Статистика по количеству погибших животных разрозненная и неполная. Если ДТП с крупными животными попадают в сводку происшествий из-за летального исхода или ущерба автомобилю, то при наезде на мелких животных водители обычно не сообщают о ДТП. Материальная заинтересованность здесь проста — не надо платить штраф. Гибель сотен тысяч птиц и амфибий остаётся незамеченной.
По данным Минприроды, за 2018 год на дорогах России погибли 1380 лосей, 183 кабана, 233 косули, семь благородных оленей, десять пятнистых оленей.
Отдельную статистику приводят некоторые регионы:
Кировская область
Информация по Вологодской области:
В Европе ДТП с гибелью диких животных большей частью учитываются, и статистика ужасающая. Журнал «Границы экологии и окружающей среды» (Frontiers in Ecology and the Environment) опубликовал исследование, согласно которому на дорогах Европы ежегодно погибает около 200 миллионов птиц и около 30 миллионов млекопитающих.
Общества в защиту животных бьют тревогу — некоторые виды животных могут исчезнуть из-за гибели природной среды и автомобилизации населения.
Нормативная база
В правилах дорожного движения нет особой статьи по происшествиям с дикими животными, есть отдельные вкрапления по гужевым повозкам и домашним животным. В то же время наезд на животное является дорожно-транспортным происшествием, так как происходит в результате движения транспортного средства. Летальный исход или повреждение автомобиля — гарантировано ДТП. При мелких событиях в дело вступает «Гражданский кодекс РФ», так как в результате ДТП наносится материальный ущерб или домашнему животному (есть собственник), или субъекту животного мира (собственник — государство).
По Кодексу об административных нарушениях не предусмотрена ответственность за наезд на животного. Здесь можно рассматривать только косвенные признаки нарушения — оставление места ДТП или превышение скорости.
По гражданско-правовой ответственности виновник может быть наказан по статье 1079 Гражданского кодекса РФ — причинение материального ущерба собственнику. С 2011 года действует приказ Минприроды №948 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причинённого охотничьим ресурсам". Суммы штрафов приведены ниже:
Как найти компромисс?
Чаще всего для снижения аварийности с дикими животными применяют предупреждающие знаки.
Вместе с предупреждением неплохо бы ставить и знак ограничения скорости. Природа не смогла заложить в геномы диких животных рефлекс опасности от «железяк на дороге». Жизнь на земле появилась около 4 миллиардов лет назад, человек начал ходить вертикально (не ездить на авто) около 6 миллионов лет назад, только 11 тысяч лет назад начали появляться первые города, а первое колесо появилось около 3,5 тысяч лет до нашей эры. Упустила матушка-природа, что колесо сможет так жестоко поступить с представителями животного мира.
Надо больше строить больше ландшафтных переходов и экодуков. В Нидерландах таких сооружений уже более 600, у нас в России несколько сотен (согласно сайту Автодора — 257, включая туннели для перехода животных).
Первый экодук — в Калужской области
Экодук в Германии
Для изменения подхода к защите животного мира необходимо изменение действующего законодательства и проектной документации. При строительстве автомобильных дорог и их капитальном ремонте необходима экспертиза специалистов по животному миру и по миграции животных. Необходима комплексная карта перемещений диких животных.
Ну и необходимо менять сознание некоторых представителей водителей при вождении («водителей-дятлов» и «водителей-оленей»).
Берегите Природу!
Фото из открытых источников
Уникальность текста: 94.1%
Попадали в ДТП с участием животного?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты