Колотилин Алексей Валерьевич
Колотилин А.В.Подписчиков: 9092
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг8.5М

Высшее образование в современной России: качество или профанация?

216 просмотров
104 дочитывания
57 комментариев
Эта публикация уже заработала 5,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Минист высшего и послевузовского образования в России Валерий Фальков обьявил о том, что Россия намерена выйти из Болонской системы высшего образования и разработать свою собственную "уникальную систему высшего образования ", пишет сегодня деловое издание "Коммерсантъ ". Очевидно, теперь двухступенчатая система бакалавриата и магистратуры будет заменена на что-то родное, близкое нам по духу и по существу.

Как человек, проработавший в системе высшего и дополнительного профессионального образования довольно длительное время (в общей сложности более 15 лет), я не понаслышке знаком с Болонской системой и хорошо знаю, что творится в современной системе высшего образования. Сразу оговорюсь, что я не хочу кого-то обидеть, оскорбить, не буду называть никаких конкретных наименований и фамилий. В России много прекрасных вузов, выпускающих качественных специалистов в различных областях. Но тем не менее, захотелось поразмышлять о некоторых проблемах современного высшего образования в нашей стране, тем более в предвосхищении создания новой российской системы образования.

Какие проблемы наших вузов у всех на языках? Конечно, почти все сразу скажут о высоком уровне коррупции. Да, соглашусь, как и во многих других сферах, в образовании уровень коррупции не маленький. Правда, за последние годы он стал более "невидимым " и даже серьёзно снизился. Дело здесь не в том, что все вдруг стали кристально честными, а в целом ряде причин. В том числе и в развитии технологий, сейчас практически везде видеокамеры (в ведущих вузах стоят в каждой аудитории), а у почти любого студента может оказаться с собой диктофон или скрытая видеокамера. Многих это останавливает. Да и различные проверки и даже "подставы" для освобождения места по отношению к сотрудникам вуза никто не отменял, это тоже обычное дело.

Также практически каждый из Вас подумает о низком уровне самого даваемого образования, его некачественности, неконкурентноспособности. И это, на мой взгляд, одна из главных претензий к нашей системе высшего образования. Но кто виноват, что мы выпускаем юристов, не умеющих написать исковое заявление или медиков, не знающих, как поставить диагноз? Что у нас рушатся дома из-за ошибок проектировщиков и архитекторов? Студенты стали хуже, чем раньше? Или плохие преподаватели? Либо сама система обучения не соответствует современным реалиям? На каждый из данных вопросов в какой-то мере можно ответить утвердительно: и выпускники наших школ часто не отличаются глубокими знаниями и способностями, позволяющими успешно осваивать программы высшего образования, и квалификация преподавателей иногда оставляет желать лучшего. Но давайте посмотрим на нашу систему высшего образования глазами преподавателя.

Как Вы думаете, на что преподаватель вуза, часто с учеными степенью и званием, тратит большую часть своего рабочего (и часто не только рабочего времени)? На написание научных статей и учебно-методических материалов? На подготовку к лекциям? На живое общение со студентами, в том числе воспитательную работу? Все перечисленное, конечно, хорошо, но большая часть времени обычно уходит на "бумажную" работу, а именно написание бесконечных отчётов о проделанной учебной, учебно- методической, научной, воспитательной и иной общественно полезной работы. Фактически, каждое действие преподавателя влечёт за собой необходимость написания подробного отчёта о нем (иногда в нескольких экземплярах: для заведующего кафедрой; для деканата; для учебно - методического управлерия вуза). Помню, как один старый профессор, который ещё у меня преподавал трудовое право, а потом я работал вместе с ним в вузе, любил говорить: "сейчас мы ладный отчётик сделаем, утвердим, а остальное хоть травой порасти". Фактически, из преподавателя сделали чиновника, который просто должен писать красивые отчёты о проделанной работе. При этом, что стоит за этим отчётом часто вообще никого не волнует, качество работы оценивается по формальным признакам. Никто и не думает зачастую проверять, какая работа (к примеру воспитательная или культурная со студентами) была проведена (и была ли она вообще). Главное - своевременно подготовленный "ладный" отчёт.

В одном из институтов, в котором я работал, однажды разразился скандал. Оказалось, что одна из преподавателей (с моей кафедры), у которой занятия со студентами были первой парой (с 8.30 утра), спала на этих занятиях вместе со студентами (в буквальном смысле, а не в каком-то другом). Пользуясь тем, что администрация приходила позже (обычно часов в 10, после пары) она предложила студентам (многие из них, как часто бывает у студентов, не высыпались нормально) просто тихо спать на первой паре. Студенты согласились, кто-то даже принёс с собой специальные дорожные подушки. Сама молодая девушка- ассистент тоже использовала рабочее место для сна. Как мне рассказывали, это продолжалось около двух месяцев, но однажды им не повезло. Декан факультета как-то очень рано пришёл на работу и решил пройтись по аудиториям, проверить наличие студентов. Подойдя к новоявленной "спальне", он обратил внимание на необычную тишину и решил зайти внутрь. Непонятно, почему преподаватель не закрыл дверь, если бы пришёл кто-то из ректората или какой-нибудь ведомственной комисси всё могло бы закончиться не очень хорошо. А так все ограничилось для девушки только устным замечанием. И отчёт о проделанной работе она сдала вовремя.

К чему я это пишу? Да к тому, что сама работа в вузе часто становится формальной, фиктивной. Всех интересует только "бумажная " сторона дела, что фактически происходит на занятиях (учатся ли там студенты, спят или танцуют) никого часто особо не волнует. Конечно, такая картина, далеко не везде и не всегда, но тенденция печальная. Как и не интересно содержание лекций и практических занятий. Отсюда часто формальное отношение некоторых преподавателей к своей работе, стремление просто побыстрее провести занятие для галочки.

Бюрократизированность учебного процесса приводит и к тому, что у преподавателя не хватает времени для научной работы, вместо научных статей он пишет бесконечные отчёты. Нет времени и на живое общение со студентами. На культурно-массовую и воспитательную работу с ними. Зато есть подробные отчёты о проделанной работе. Так, образовательный процесс превращается в профанацию обучения.

Прошу поддержать статью лайком, комментарием или репостом в социальных сетях! Продолжение следует! С уважением к Вам и благодарностью, кандидат юридических наук Алексей Валерьевич Колотилин!

Источники: газета "Коммерсантъ".

57 комментариев
Понравилась публикация?
90 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Колотилин Алексей Валерьевич
Комментарии: 57
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Карина Юрьевна
Подписчиков 5807
вчера, 22:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.7М
Подвиги на виду: Российские школы внедряют электронные табло с именами участников СВО
Подробнее
Неинтересно
-1
17
Парфенов Валерий Николаевич
Подписчиков 92291
19.04.2024, 11:19
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.9М
ПрологМоя любовь в к этому городу является всепоглощающей и безусловной. Томск — это город моей студенческой
Подробнее
Неинтересно
-2
6
Козорез Александр Ростиславович
Подписчиков 79
18.04.2024, 14:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг28.4к
ОГЭ, или основной государственный экзамен, является важным этапом в жизни каждого российского школьника.
Подробнее
Неинтересно
0
5
Плетус Валерий
Подписчиков 31
сегодня, 15:19
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.5к
В современном мире цифровизация становится неотъемлемой частью всех сфер жизни, в том числе и образования.
Подробнее
Неинтересно
-1
0
Сергей Санников
Подписчиков 949
сегодня, 08:31
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.3М
Российские войска не прекращают наступление на важный со стратегической точки ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Швайцер Александр Александрович
Подписчиков 1046
вчера, 19:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг423.1к
Федеральная служба судебных приставов предлагает несколько способов оплаты задолженности:1.
Подробнее
Неинтересно
0
1
Валерий
Подписчиков 113
вчера, 15:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг299.5к
Подробнее
Неинтересно
0
0
Алексей Васильевич
Подписчиков 5884
вчера, 13:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.1М
Здравствуйте, дорогие друзья, мои верные читатели!
Подробнее
Неинтересно
-3
152
Александра
Подписчиков 5
вчера, 10:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4348
1. Сейчас меня закидают камнями, но если ты думаешь, что работая на обычной ...
Подробнее
Неинтересно
0
0