Поговорим о МРОТ и заработной плате.
В 2007 году я, еще не работавшая на тот момент студентка первого курса юридического факультета, лично столкнулась с результатом изменений, которые повлекло за собой принятие ФЗ от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ.
Случилось так, что моей родственнице, которая работала бюджетной сфере и получала минимальную заработную плату, за полностью отработанный месяц заплатили меньше, чем прежде. Оказалось, что это связано с уменьшением размера оклада. Я начала изучать проблему. Ч. 4 ст. 133 ТК РФ гласила, что размер оклада работника не может быть меньше МРОТ (ТК РФ на тот момент у меня был без изменений), но после тщательного изучения вопроса выяснилось, что 1 сентября 2007 года были внесены изменения в ТК РФ, которые повлекли за собой, как я считаю, ухудшение положения сотрудников. В основном изменения сказались на работниках бюджетной сферы, получавших минимальную заработную плату.
Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы раскрывается путем уточнения, что «справедливая заработная плата» должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (п.6, ч. 1 ст. 2 ТК РФ). Основой данного принципа является п. а, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого в 1966 году и ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Так же он закреплен во многих законодательных актах РФ. Кроме того, законодательно закреплено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (абз. 4 ч. 1 ст. 21 ТК).
Минимальный размер оплаты труда является одной из важнейших гарантий и находится под защитой Конституции РФ. До 1 сентября 2007 года ч. 2 ст. 129 ТК РФ определяла минимальную заработную плату (МРОТ), как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Данное определение утратило силу.
Сейчас законодательное определение МРОТ отсутствует, в связи с чем, появилась возможность трактовать это понятие не в пользу работника. Я встречала случаи, когда работодатель незаконно включал надбавки за особые условия труда в МРОТ. Между тем как в ранее данном законодателем определении было четко указано, что работы должны быть выполнены в «нормальных условиях труда».
В данный момент в ч. 1 ст. 133 ТК РФ закреплено положение, о том, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Ст. 421 ТК РФ гласит, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаются федеральным законом, однако данная норма закона не работает. Во-первых, не принят федеральный закон, который будет регулировать данную норму, а во-вторых, с 2021 года прожиточный минимум отвязан от стоимости потребительской корзины и рассчитывается относительно (42 % от величины медианной заработной платы по РФ за прошлый год, с учётом коэффициента дифференциации по каждому региону). В наше сложное время, в связи с ростом стоимости продуктов питания, товаров и услуг, падением реальных зарплат населения такая система расчетов может привести к несоответствию МРОТ реальным затратам человека на потребительскую корзину. И хотя, размер МРОТ в среднем по стране немного опережает размер прожиточного минимума (в разных регионах показатели отличаются), принимая во внимание то, что с минимальной заработной платы взимается подоходный налог в размере 13%, зарплата работников очень часто выходит меньше размера прожиточного минимума. Приведу пример на Воронежской области. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на 2022 год равна 13 793 руб., размер МРОТ - 13 890 руб. (все суммы указаны мной по состоянию на 25 мая 2022 года). После вычета 13%, остается сумма равная 12 084 руб. 30 коп, что значительно ниже прожиточного минимума в регионе.
Эта разница станет более существенной в случае подорожания потребительской корзины и оставлении заработной платы на прежнем уровне или ее уменьшении. С учетом вышесказанного получается, что применяемый в настоящий момент правила расчета МРОТ противоречат отраслевому принципу об обеспечении каждого работника и его семьи справедливой и достойной заработной платы, поскольку размер минимальной зарплаты, равной МРОТ не может удовлетворить все самые необходимые потребности работника и его семьи.
Вместе с определением МРОТ были утрачены и гарантии того, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (утратившая силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ), а так же того, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не включаются в величину МРОТ (утратившая силу ч. 2 ст. 129 ТК РФ). Пример того, как отразились вышеуказанные изменения в трудовом законодательстве, я привела в своем вступлении. У многих работников, получавших минимальную заработную плату были уменьшены оклады. Для того, чтобы размер зарплаты соответствовал величине МРОТ, работодатели начали производить доплату до МРОТ, в которую включили надбавки и стимулирующие выплаты (в некоторых организациях ранее я встречала и включение в МРОТ компенсационных выплат), что фактически лишило работника положенных ему по закону доплат и премий. То есть, фактически, зарплата уменьшилась, поскольку все вышеуказанные выплаты раньше прибавляли к окладу, равному МРОТ, теперь же они входят в МРОТ.
Получается, что как бы продуктивно не трудился человек, заработная плата у него от этого все равно не изменится, что, по моему мнению, противоречит, праву каждого работника на выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а так же отраслевому принципу об обеспечении каждого работника и его семьи справедливой и достойной заработной платы.
В ч. 3 ст. 133 ТК РФ осталось лишь указание на то, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Эта норма гарантирует только зарплату на уровне МРОТ и ничего более, в то время как раньше была гарантия получить за отработанный месяц выплату свыше предусмотренного МРОТ сотруднику, имеющему право на различные доплаты и показавшему хорошие результаты работы.
Весте с тем, введение в ТК РФ ст. 133.1, предусматривающей возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом считаю нужной и необходимой мерой, поскольку в нашей стране стоимость продуктов, вещей, коммунальных услуг и прочих необходимых предметов, разнится, иногда даже в разы. Поэтому, целесообразно регулировать размер МРОТ в каждом регионе отдельно. Но, к сожалению, данное положение не касается работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Я считаю, что это, в некоторой степени, уменьшает привлекательность вакансий в бюджетной сфере и позволяет занижать заработную плату бюджетникам.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: