Движение на велосипеде по обочине навстречу движению – нарушение Правил дорожного движения или нет?
Краткое содержание :
Друзья, у нас только что закончился неимоверно теплый месяц май. Настоящее лето. По ощущениям как будто июль. В этот период многие наши граждане активно начинают использовать в своей жизнедеятельности велосипед. Я в этом плане не исключение. Мой железный конь всегда готов к путешествиям. Удобно, практично и задорно. Осуществляю движение на короткие дистанции исключительно на велосипеде. Будь то рабочие моменты либо просто прогуляться.
Двигаясь хоть на автомобиле, велосипеде, либо пешком, никогда не стоит забывать о Правилах дорожного движения. Всегда нужно быть бдительным и аккуратным, трезво оценивать возникающие ситуации на дороге, поведение водителей и пешеходов.
На велосипеде по обочине навстречу движению
После прошлого маневра через регулируемый перекресток я решил продолжить освещать истории, возникающие при движении на велосипеде. В этот раз встал, на мой взгляд, очень острый вопрос — это движение по обочинам дорог.
Обращаю внимание, речь идет именно об обочине дороги, а не о проезжей части.
Перед стартом предлагаю вспомнить термины, которые мы будем использовать при анализе нашей ситуации. В первую очередь, давайте разберемся, что же такое дорога, проезжая часть, обочина. Для этого заглянем непосредственно в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 (в редакции от 31.12.2020). На мой взгляд, это очень важно.
Итак. Что такое дорога? Это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Что такое обочина? Это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Что такое проезжая часть? Это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
С этим мы разобрались. Теперь самое интересное.
Пункт 24.2 ПДД, в соответствии с которым допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.
К сожалению, на мой взгляд, исчерпывающего ответа, по какой конкретно обочине допускается движение на велосипедах, Правила не дают. Следовательно, можно двигаться на велосипеде по обочине как в ту, так и в другую сторону. Я сам склонен именно к этой правовой позиции, исходя из буквального толкования Правил.
В противовес этой позиции можно апеллировать тем, что на наших дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств (пункт 1.4 ПДД), а велосипед в свою очередь является транспортным средством. Но и здесь оппонент может сослаться на пункт 9.9 ПДД, согласно которому, запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам.
Считаю, что ситуация спорная. Конкретика отсутствует. Такая, например, как установленная абзацем 3 пункта 4.1 ПДД, регулирующая обязанность пешеходов. Согласно данной норме, при движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
В любом случае для поддержания дисциплины на наших дорогах, которая обеспечит жизнь и здоровье велосипедистам, всегда нужно помнить о пункте 24.6 ПДД. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Это, на мой взгляд, ключевой момент во всей нашей истории — создание помех для движения иных лиц и возникающая опасность. Участники дорожного движения должны избегать наступления этих неблагоприятных ситуаций.
Что по этому поводу думают читатель и юристы? Имеют ли право велосипедисты двигаться по обочине навстречу движению? Пишите свои мнения и правовые позиции в комментарии. Также прошу оценить на наглядном примере действия велосипедиста на видео.
P.S. В статье идет речь о велосипедистах старше 14 лет.
Имеет ли право велосипедист двигаться по обочине навстречу движения?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты