Почему не нужно возвращать советскую систему образования
Краткое содержание :
Приветствую, уважаемый читатель, у себя на канале. В последнее время в медиапространстве обострились многие дискуссии. Не обошла эта тенденция и проблематику, связанную с системой высшего образования. В силу профессиональной (юридической) ориентации портала «9111.ru» мне хотелось бы высказаться по этим вопросам именно здесь.
I. Вводные замечания
1. По вопросам системы образования у меня есть планы на серию публикаций. В частности, хотелось бы рассмотреть такие темы, как целесообразность возврата к так называемой «советской» системе образования; возможные подходы к магистерскому образованию на отечественных юрфаках; успехи и неудачи, связанные с заимствованием зарубежного опыта в подготовке будущих правоведов. Кстати, одна из статей, посвященная основным идеям «болонской системы», уже представлена на канале: Подробнее ➤
2. В последние годы мы вынуждены обсуждать непростые, а иногда грустные и тревожные темы, а иногда – ой-ой-ой, темы, заразные даже через монитор. Веселья немного, так сказать, «тяжела и неказиста жизнь сами знаете кого»… Поэтому, дорогой читатель, постараюсь написать свой цикл опусов в мотивационно-юмористическом ключе. Да, прямо с этого момента! С хиханьками, бугагашечками и немного дурколюбством. Кстати, пример бугагашечек на канале можно оценить здесь: Подробнее ➤
3. Кое-какие моральные оправдания для написания цикла статей по юридическому образованию, а также прошлым и будущим образовательным реформам у автора таки имеются. Ну, начнем с того, что «я-ж-юрист». Да, со стажем. Да, с опытом рассмотрения дел различных категорий. И в некотором роде даже обремененный учёной степенью аж целого кандидата наук. Кроме того, Ich bin имел опыт преподавания правовых дисциплин. Ажно 8 лет, в хорошем, годном государственном вузе!
Ну и файналли (finally) имею небольшой опыт обучения за границей – вот прямо даже за партой сидел и слушал: …кичливого… ляха, мрачного чухонца, сурового тевтонца и даже чопорных сынов туманного Альбиона слушал. И даже вопросы им задавал – по-аглицки. И не только после занятий, но и в баре (ой, то есть – в пабе).
4. Моё полу-и псевдонаучное исследование будет разбито на несколько этапов, потому как времена сложные пошли, у нас 2 страницы текста – это уже – ой-ой-ой, ЛОНГРИД! А три страницы – так это 90% аудитории енторнета ниасилят. А сам я – человек старой закалки, я, ужос-то какой, даже сочинение выпускное на золотую медальку писал на 12 страниц, ну и как результат – профессиональная деформация: в формате «новости одной строкой» я не пишу.
II. Дисклэймер и рамки исследования
1. Как уже говорилось – я ж юрист. Поэтому мои опусы на обозначенную тему будут посвящены прежде всего: а) вопросам высшего образования и б) вопросам юридического образования.
2. Моё мнение о советском юридическом образовании (предварительные итоги исследования):
- было ли оно лучшим в мире – НЕТ! По той же причине, по которой не существует лучшей в мире конституции;
- было ли оно хорошим, годным – ДА!
- возможен ли возврат к советской системе образования – НЕТ! Причин много. Изложу в последующих публикациях.
- возможно ли использование отдельных подходов, выработанных в рамках советского опыта, – ДА! НО! «НО» – это значит, что для реализации большинства положительных достижений, примеров из советского опыта требуется много здравого смысла и сильная политическая воля. Оба вышеозначенных «товара» я считаю жутким дефицитом.
3. Коротко о так называемой «Болонской системе». Сейчас (не, не сейчас, давно уже) появился целый ряд гнуснопрославленных блохеров и невероятно авторитетных комментаторов, которые умудряются не только сравнивать «болонскую» и «советскую» системы образования, но и даже противопоставлять их. Что с точки зрения логики-науки, чрезвычайно ошибочно, все-таки это несравнимые понятия. «Советская» система – это одна из многих национальных систем образования. «Болонская» система – это нечто вроде надстройки над национальными системами с целью повышения их эффективности и решения задач, с которыми эти самые национальные системы не могут справиться в одиночку.
Вышеописанное опасное (с моей точки зрения) заблуждение о возможности сопоставления этих систем вытекает из следующей офигенно высокоинтеллектуальной посылки, столь распространённой на просторах енторнета: «советская» система – это 5 лет обучения и, по итогу, диплом специалиста, «болонская» система – это двухуровневое обучение (4+2, ага, и никак иначе) и степени «бакалавр+магистр». И стоит нам вот эти вот «4+2» поменять на «5 лет и никак иначе» – и вуаля! У нас снова самая лучшая система образования в мире!
Это было введение. Так сказать, ИНТРО! Много «воды». «Мясца» и мыслей по существу – маловато, согласен! Ниже, повторюсь, будет цикл статей по теме!
А пока – пожелание: в своих материалах я буду использовать такой хитровыдуманный приём, как «риторический вопрос». Естественно, мои вопросы – не риторические, а приглашение к дискуссии. Мне хочется услышать мнение всех, в том числе тех, кто учился до 1991 года и у кого на дипломе красуется герб с серпом и молотом. Поэтому если у вас есть ответы на невзначай задаваемые в моих опусах вопросы – добро пожаловать в комментарии.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: