Вернуться ли к советскому образованию
Краткое содержание :
В силу возраста автор данной статьи школьное образование получил в СССР, причем выпускным классом был 10, а вот те, кто на один год младше автора, выпускались уже из 11.
Впрочем, 11-й класс был только по названию: ничего, кроме нумерации класса, не менялось: ни количество уроков, ни их программа. Учащиеся просто «перешагивали через класс».
Почему нельзя было ввести 11-летнее обучение именно с тех, кто начал заниматься по программе этого обучения, мне до сих пор было бы не понятно, если бы я не поработал в государственных структурах.
Самое важное здесь, это отчет. Перешли дети из 9-го класса в 11-й – и можно отчитываться о введении 11-летнего образования.
В силу полученного первого высшего образования после окончания школы я опять пошел в школу в качестве учителя.
Демократия обрадовала нас разнообразными школьными программами различных авторов и направлений, а также необходимостью приобретать учебники этих авторов за свой счет.
Обязанность приобретения учебников распространялась не только на учителей, но и на учащихся. Классы, особенно начальные, делились на тех, кто занимается по «обычной» программе, системе Эльконина–Давыдова, Занкова и других, которых я уже и не помню.
Не берусь оценивать результат этих программ, но лично мне на уроках истории, которые я вел в средней школе, единственным отличием, которое бросалось в глаза, была фраза учеников, прошедших авторское обучение, и звучащая в начале любого ответа: «я думаю».
Не спорю, иногда она уместна, но далеко не всегда. Так, например, когда произошла Полтавская битва, нужно просто знать, а не думать. Я уже не говорю о точных науках, так как в ответе на вопрос, сколько будет дважды два, фразу «я думаю» мне слышать приходилось.
А после введений огромного разнообразия в программах и авторах, чьи взгляды сильно расходились, например, в оценке исторических событий, мудрое руководство ввело до сих пор обсуждаемый и многими осуждаемый ЕГЭ.
Как соотносятся многообразие систем и единый экзамен?
По моему мнению, совсем не соотносится, как и не показывает реальный уровень знаний. Когда вводили ЕГЭ, я еще работал в школе, и мне запомнился случай, когда далеко не лучший ученик набрал наибольшее в школе количество баллов по математике. Сам он по этому поводу посмеялся и честно сказал, что по вопросам, ответы на которые он не знал, а таких было большинство, просто бросал монетку.
Ну а среди одноклассников этого ученика поползли слухи, что кому-то в министерстве его родители дали взятку.
Противников ЕГЭ было и есть великое множество, но каким-то существенным весом для отмены этой формы экзамена они не обладают.
Но сейчас все чаще критиковать систему ЕГЭ стали серьезные чиновники. Так, бывший директор ФСБ Н. Патрушев заявил, что образование должно даваться с учетом советского опыта, который был самым передовым в мире.
Что касается ЕГЭ, это экзамен, по моему мнению, в духе игры «крестики-нолики».