Кассеты, бобины, винил, патефон или как и на чем в СССР слушали музыку
Краткое содержание :
В нашем, современном мире продвинутых технологий каждый может себе позволить слушать музыку: какую захочет, когда захочет и где захочет. Сотовый телефон, гаджеты в полном доступе у большинства. Конечно же, так было не всегда, но даже выросшие при Советском Союзе люди редко вспоминают, как они мотали плёнки, привинчивали ручки к патефону и собирались на дискотеку к единственному владельцу магнитофона на улице.
Давайте вспомним истории прошедших дней, поговорим о том, как слушали музыку во времена СССР. Вспомним, на чём её слушали, как записывали понравившиеся песни и как потом переписывали их на другие носители музыки.
Как и на чём слушали музыку?
Нельзя сказать, что в СССР музыка, производимая техникой, была чем-то необходимым или естественным для быта обычного человека. Наоборот, музыка в те годы считалась «допустимым изыском» или предметом роскоши. Оно и ясно – в послевоенные годы редко кто мог себе позволить граммофон, да и не о музыке тогда волновались люди.
К тому же у большинства было радио, по которому вещали и новости, и песни пионерского хора, и необходимую информацию, а на праздники и «гулянки» наши молодые бабушки и дедушки собирались у чьего-то двора и пели под гармонь и гитару. Но представьте, какого было повторно прослушивать полюбившуюся запись желанного концерта, а не прокручивать по памяти из раза в раз частично забытые куплеты? Не у каждого была возможность побывать на мероприятии, а узнать, что было и как, очень хотелось. Таким образом, в быт советского человека постепенно начала врываться и приниматься массами на ура музыкальная техника.
Патефон
У особенно богатых людей заместо патефонов были граммофоны – они были коллекционным достоянием, привезённым из-за границы, а потому очень ценились. Патефоном звался механизм, который был помещён в большой ящик, чаще всего окрашенный в невзрачные цвета: чёрный, коричневый, иногда красный или синий. Своей конструкцией патефон сильно схож с граммофоном, с разницей лишь в выводе звука — у граммофона для этого предназначена труба, у патефона же рупор меньше и вставлен в корпус; да и формой – патефон компактнее, выполнен в форме чемоданчика.
Для прослушивания музыки через патефон нужно было положить пластинку на диск и завести инструмент – покрутить ручку, она хранилась в специальном отсеке «чемоданчика» и вставлялась в небольшое углубление сбоку. Обычно пластинки хранились отдельно, но у некоторых патефонов в крышке был «кармашек», куда можно было её положить.
Редкий человек был обладателем этого «чудо-механизма», а потому, стоило только заиграть музыке, как вокруг дома собирались люди, чтобы вдоволь насладиться музыкой 50-х. Молодёжь специально выбирала подходящие пластинки, договаривалась о встрече и, серьёзно подготовившись, устраивала дискотеки почти до самой ночи. И хоть патефоны не отличались хорошим качеством звука – музыка на них была приглушённой и зачастую с небольшим дребезжанием и шумом, это не мешало ею наслаждаться.
Проигрыватели
Можно сказать, что проигрыватели – это просто улучшенная версия патефонов с небольшими изменениями в пользовании. В отличие от патефонов, звук в проигрывателе был гораздо чище и приятней – этому способствовало встроенные электрические усилители. Другим плюсом считалась длительность музыки – виниловая пластинка пела 60 минут. И всё же, несмотря на такие плюсы, виниловыми проигрывателями пользовались нечасто.
Хороших пластинок с качественным звуком было не сыскать днём с огнём, а имеющиеся не сильно отличались по звуку от патефона. Тайный импорт пластинок из-за границы был делом редким и крайне дорогим, а потому этот аппарат зачастую стоял либо для поддержания престижности обладателя, либо для собирания слоя пыли.
Первые проигрыватели были встроены в радиолы, и до 70-х годов чаще встречались именно они: и радио, и динамик, и вертушка – и всё в одном большом массивном ящике. Немаловажным плюсом была длительность музыки. Проигрыватели были «долгоиграющими» и пели многим дольше патефонов – до 40 минут. Стоит отметить, что люди отдавали большее предпочтение прибалтийским моделям – они реже «слетали».
Через несколько лет проигрыватели стали выпускать отдельно от радиол, а ещё позже – даже на батарейках. Такие проигрыватели пользовались гораздо большим спросом, но для них тоже требовались пластинки и с, желательно, хорошим звуком. Проигрыватели почти полностью заменили патефон к 1950-м годам. К 70-м годам качество пластинок в СССР намного улучшилось, ассортимент расширился, а также стали выпускать пластинки для экспорта.
Магнитофоны бобинные
Следующий рывок в области аудиотехники произошёл в 1970-х годах и отличился от всех предыдущих, и о нём, несомненно, помнят многие: бобинные или, как их ещё называют, катушечные магнитофоны. Наряду с пластинками стали активно поступать на рынок магнитные ленты. И, хотя эти магнитофоны продавались ещё до 70-х годов, особым спросом они не пользовались. Первые магнитофоны появились на рынке ещё в 50-х годах, но они были слишком дорогими – после войны такую роскошь люди не могли себе позволить.
Звук в бобинниках был лучше, чем на пластинках патефона или проигрывателя, а длительность записи зависела от длины плёнки. Например, плёнки длиной 180 м хватало на 2 часа медленной скорости. Однако, из-за такого количества плёнки, бобины получались громоздкими, под стать магнитофону. Такую громоздкую технику использовали в основном на дискотеках или в киностудиях.
Кассетные магнитофоны
Для простого обывателя пришёлся по нраву один из самых удобных творений аудиотехники – кассетный магнитофон, вышедший в массовые продажи в конце 70-х. Принцип работы кассетников тот же, что и у катушечников – запись звука на магнитной ленте, только кассеты были меньше и удобнее – диски с магнитной плёнкой спрятаны в пластиковой коробочке с двумя отверстиями. Лучшей плёнкой считалась хромовая, но самой распространённой – покрытая окисью железа.
Самыми ходовыми были модели магнитофонов «электроника» и «маяк». Также были и другие модели, но принцип работы у всех в основном был одинаков: нажатием на кнопку открывали кассетник, вставляли кассету, закрывали нажатием на эту же кнопку, либо можно было вручную закрыть кассетник и, нажав на кнопку «пуск» запускали кассету в работу. Играла музыка. При помощи двух кнопок со стрелками вправо и влево производилась перемотка плёнки назад или вперёд. Была также кнопка «стоп» для остановки мелодии.
Как записывали и копировали музыку
Очень удобны были двухкассетники. В этих магнитофонах можно было записывать музыку с кассеты на кассету. В первый кассетник вставляли кассету с понравившейся музыкой, а во второй – чистую, нажималась кнопка «запись» и музыка копировалась на чистую кассету. На однокассетниках использовали в этих случаях специальный шнур, который присоединяли к другому однокассетнику и таким образом также копировали музыку.
Можно было записывать собственные сборники при помощи радиоприёмника, встроенного в магнитофон. Главное — чисто поймать волну, чтобы запись было приятно слушать и при первых услышанных нотах нажать кнопку «запись». Такие кассеты подписывались вручную и составляли гордость для меломанов: ведь это собственноручно записанная музыка, подобранная по своему вкусу.
Магнитофоны стали очень популярны среди молодёжи, так как техника могла работать также на батарейках. За счёт своего удобства и компактности их можно было брать с собой на природу или на вечернюю прогулку. Эта техника встречается у многих на дачах по сей день и исправно работает.
По материалам: adobe-master.ru
ДРУГИЕ СТАТЬИ
ОСАГО 2023: Что делать если страховая занизила выплату по ОСАГО?
Опекунство или как оформить опеку над пожилым человеком. Документы, оформление, обязанности опекуна