Нужна ли в России европейская система обучения "Бакалавр и Магистратура"? Лучше специалитет?
С 2012 года внедрили во всех университетах программу бакалавриата и магистратуры. Присоединение России к Болонскому процессу не означает, что российским вузам надо начинать всю работу с самого начала. Многие образовательные учреждения уже давно ведут работу в этом направлении, и использование их опыта может оптимизировать процесс внедрения системы качества в вузы России, которые заинтересованы в своем развитии, подготовке высококлассных специалистов и стремятся к признанию качества своих образовательных программ.
Усиление международной конкуренции на рынке образования и его глобализация способствует выходу на рынок образования России зарубежных университетов, школ бизнеса, трейнинговых компаний, что заставляет современные образовательные учреждения, особенно профессионального образования, стремиться к получению дополнительных свидетельств качественности своих образовательных программ, повышая тем самым свою конкурентоспособность. Общественно-профессиональная аккредитация по сути является формой контроля качества образовательных программ учреждения и признания их соответствия общепринятым стандартам, в том числе и международным.
При переходе на образовательные стандарты третьего поколения, основанные на компетентностном подходе, возникает проблема оценки уровня сформированности компетенций выпускников. Безусловно, конечный оценщик – это работодатель. Но в процессе обучения необходимо определять уровень сформированности компетенций на каждом этапе. Таким образом, возникает необходимость перехода вуза на компетентностно-ориентированное обучение, важнейшим компонентом которого является овладение процессом, способами и средствами деятельности.
Нужна ли нам европейская система образования? Может лучше специалитет 5 лет учебы, чем 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры?