Добро пожаловать на сайт юридических консультаций онлайн
8150
бесплатных консультаций дали наши юристы за 24 часа
182
юристов
сейчас на сайте
ждут ваших вопросов
Юридическая
Cоциальная Cеть 9111.ru Cоц. Cеть 9111.ru
Нас уже 6 132 596
Задать вопрос юристу
8 800 505-91-11
Звонок бесплатный

Уклонение от уплаты налогов. Как минимизировать возбуждение уголовного дела.

Адвокат 9111.ru Панфилов Анатолий Федорович На сайте
Россия, г. Москва
13.09.2017, 17:28

Как ИП или руководству фирмы, включая главного бухгалтера, обезопасить себя или хотя бы свести к минимуму возможность быть привлеченным к уголовной ответственности за неуплату налогов?

Для этого надо знать на основании каких сведений, и в каком порядке, компетентные органы принимают решения о возбуждении уголовных дел.

Первое, что хочется отметить – это то, что дела о налоговых преступлениях расследуются следственным комитетом России, а предшествуют этому налоговые и процессуальные проверки, проводимые в определенной последовательности, в которых, безусловно, участвуют сотрудники МВД.

Согласно ст.32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Согласно пункту 2 статьи 110 Кодекса налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Доказывание умысла, таким образом, состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств, как прямо, так и косвенно указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Суды выявляют вину, установив отсутствие случайностей в ряде (цепи) событий и действий, имеющих отношение к обстоятельствам совершенного правонарушения.

При этом стоит обратить внимание, что этот ряд неслучайных действий, пусть и якобы независимых лиц должен быть подчинен единой воле и приводить к противоправному результату. Поэтому не дать такой цепи сформироваться или разорвать эту цепь – задача, которую дожжен ставить перед собой руководитель или ИП и их адвокаты.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные. Например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности.

Поэтому задача №1 выявить ошибки и указать их проверяющим.

Не могут быть правомерными основаниями невиновности организации личностные и профессиональные обстоятельства сотрудников организации.

Необходимо иметь ввиду, что недопустимо обоснование виновности лица на предположениях, на соображениях вероятности тех или иных фактов, то создание неопределенности ситуации на руку налогоплательщику.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты.

Примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой или уголовной ответственности является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки).

Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном "дроблении" бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо.

Таким образом, первый признак, который ИФНС и СК РФ проверяют – имитация некой деятельности.

Поскольку при использовании подставного лица налогоплательщик несет некоторые расходы, его целью одновременно является стремление эти "непроизводительные" расходы сократить, в результате полноценной имитации не происходит, а налоговые и следственные органы должны эти признаки выявить и документально закрепить.

Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

В таких случаях налоговому органу необходимо установить принадлежность фирмы-однодневки (поставщику или покупателю) и доказать это.

Для того чтобы обосновать умышленность совершенного деяния, в акте налоговой проверки требуется в обязательном порядке формулируются цели и мотивы, которые преследовались конкретным лицом при совершении противоправных действий.

К прямым доказательствам относятся показания свидетелей, наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы "черной бухгалтерии"), видео- и аудиозаписи, результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.

Поэтому не надо хранить у себя и надо обращать внимание на:

чеки незарегистрированных контрольно-кассовых аппаратов; авансовые отчеты за период, предшествовавший созданию организации, которая выдавалась налогоплательщиком в качестве контрагента; приобретать векселя у таких "контрагентов" с использованием наличных денежных средств в крупных размерах; указывать ФИО одного руководителя; почерк и заполнение документов от имени контрагента одним из работников проверяемого лица, что свидетельствует о создании формального документооборота между участниками оспариваемых сделок, в целях получения необоснованной налоговой выгоды; отсутствие реальной возможности поставки товара, отсутствие подтверждения доставки товара, отсутствие участия контрагентов в движении товара, транзитный характер расчетов; обналичивание денежных средств; искусственное недопущение превышения предельного лимита выручки, для получения и сохранения права на применение специального налогового режима; отсутствие информации об отдельных операциях у лиц, обычно ответственных за их оформление; исключить возможность доказывания выполнение ряда функций, операций, действий якобы силами и средствами фирмы-однодневки с использованием техники, средств, рабочей силы, имущества проверяемого налогоплательщика, в том числе использование материально-технических средств, сотрудников бухгалтерии, средств связи, договоров с провайдерами; сведения об IP-адресах по месту выхода в сеть для направления налоговой отчетности и распоряжения расчетным счетом по системе удаленного электронного доступа; исключить прямые доказательства противоправной деятельности: например, наличие "черной бухгалтерии", обнаружение печатей и документации фирм-однодневок на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика, факты обналичивания денежных средств вместе с установленными фактами их расходования на те или иные нужды налогоплательщика-организации, ее должностных лиц и учредителей (участников).

То есть надо заранее озаботиться указанным выше и готовить почву о том, что «проявлена достаточная осмотрительность и осторожность в выборе контрагента», а при даче пояснений исключить перекладывание вины и кивание друг на друга (бухгалтер – директор), так как это легко проверяется.

Учитывая норму пункта 4 статьи 110 Кодекса, в первую очередь в рамках проводимых мероприятий налогового контроля подлежит обязательному исследованию вопрос о конкретных должностных лицах организации, в результате действий которых совершено налоговое правонарушение.

К ним могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

Соответственно избежать обвинения в умышленном правонарушении сама компания сможет, если виновным лицом (с уголовно-правовой точки зрения) окажется, например, рядовой менеджер. Наделил его полномочиями и все, человек знает, что в случае чего он отвечает.

Для выявления всех обстоятельств используются мероприятия налогового контроля: получение пояснений налогоплательщика, допросы, истребование документов (информации), осмотры, выемка, направление запросов в банки.

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, выводы проверяющих.

Задача защитника в том, чтобы изложение доказательств в акте налоговой проверки не создавало устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей.

Поэтому нашим интересам соответствует употребление выражений типа "недобросовестность налогоплательщика" и "непроявление должной осмотрительности", а не «умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы..»

Кто находится в группе риска по опросу (допросу) в первую очередь?

-руководители, лица, ответственные за исполнение и принимающих товары (работы, услуги), а также бухгалтеры организации-налогоплательщика и его контрагентов об обстоятельствах заключения и исполнения сомнительного договора.

Что не надо хранить в офисе?

-документы, подтверждающие сомнительные финансово-хозяйственные операции, в том числе и не обязательные для ведения (переписка, заявки, протоколы совещаний, складские книги, журналы въезда и выезда, журналы выдачи пропусков и др.).

Следить за соответствием количество товара и его объем в разных документах (договор и ТТН), идентичность первичных бухгалтерских документов экземпляров поставщика и покупателя, заказчика и исполнителя услуг.

Налоговым органам и следствию рекомендуют анализировать сведения, имеющиеся в информационных ресурсах (ЕГРЮЛ, ЕГРН, Налоговая отчетность, Банковские счета и др.), а также в ЕГРП, ГИБДД, Гостехнадзор, ГИМС, Роспатент и иных регистрирующих органах для установления единых лиц, адресов, интернет-сайтов, сотрудников, имущества, наличие обременения имущества (движимого и недвижимого) теми или иными физическими и юридическими лицами, при возможности установить пользователей выявленного имущества, представителей интересующих юридических лиц по доверенности и иную информацию.

Каждый работник должен знать, кто у него работодатель, а не фантазировать на эту тему, чтобы не заявляли, что «непосредственным их руководителем является руководитель организации-налогоплательщика».

Например, есть имущество, его арендует ООО1, собственник ООО2, все подконтрольны проверяемому лицу, так как исследовав историю перехода права собственности, выясняется, что у ООО2 не имелось собственных средств для его приобретения, получив займ (как это отражено в учете) от собственника, аффилированная организация приобретала формально указанное имущество, а в действительности движение денежных средств фактически места не имело и оставался неизменным персонал, его обслуживающий.

Отсюда они доказывают факт осведомленности должностных лиц организации о фиктивности отношений с аффилированной организацией и нереальности затрат, отраженных в учете.

С аффилированностью иностранных партнеров делают так:

выявляют номинальных директоров, которые даже не пересекали границу Российской Федерации; валюта счета и расчеты в рублях; получение информации об операциях офшорной компании в России, как конечный выгодоприобретатель (бенефициар) будет использовать накопленные в компании денежные средства, вывод их на корпоративные банковские карты; сведения о их использовании на территории Российской Федерации через ЦБ РФ; информация о том, кто приобрел в собственность автомобиль или квартиру (как физическое лицо), то получатся косвенные доказательства реального бенефициара, стоящего за иностранной компанией.

При выработке позиции по делу необходимо помнить, что органы анализируют следующие обстоятельства и ставят перед собой следующие задачи для формирования доказательственной базы умышленности налогового правонарушения и причастности должностных лиц к его совершению:

- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, место нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, а также денежных ресурсов;

- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

- сбор доказательства фиктивности отношений между реальным поставщиком и фиктивными производителями работ (услуг) (допросы представителей фиктивных организаций, анализ истории создания организации (как правило, организации создаются и используются лицами, причастными к реализации преступной схемы); установление лиц, фактически распоряжавшихся расчетным счетом организации, отношения с которой носили фиктивный характер; установить и допросить лиц, оказывавших бухгалтерские услуги (как правило, это те же лица, которые оказывают услуги для проверяемого налогоплательщика), направить запросы и истребовать сведения об IP-адресах по месту выхода в сеть для направления налоговой отчетности и распоряжения расчетным счетом по системе удаленного электронного доступа;

- установить аффилированность налогоплательщика и фиктивных участников схемы (истребовать и приобщить к материалу налоговой проверки сведения о создании, переходе прав на участие в организации), проанализировать характер хозяйственной деятельности фиктивных аффилированных организаций (как правило, участники схемы являются единственными контрагентами фиктивных организаций), допросить лиц из числа работников аффилированных к налогоплательщику организаций, выясняя у них роль и характер деятельности (при наличии таких лиц вообще), кто является реальным руководителем указанной организации, участие в ее деятельности должностных лиц проверяемого налогоплательщика;

- получить сведения о причастности должностных лиц проверяемого налогоплательщика к фактическому руководству фиктивной деятельностью аффилированных организаций (проведение осмотра офиса по месту ведения учета предприятий с целью обнаружения документов, свидетельствующих о даче обязательных к исполнению поручений (целесообразно проводить с привлечением органа дознания), а также истребование и приобщение к материалам налоговой проверки сведений о лицах, фактически распоряжающихся расчетным счетом организаций, используемых в схеме (запросы в банк по месту открытия расчетных счетов организаций, допросы представителей банка, обсуживающих такие счета).

Наиболее результативным у них считается обследование помещений по месту возможного нахождения первичной документации, с изъятием документации и предметы (печати, бланки, флешнакопители, пластиковые банковские карты физических лиц, серверы, токены, рутокены и т.д.) в порядке статьи 94 НК РФ, чтобы доказать, что в период проведения проверки, что бухгалтерский и налоговый учет фирм-однодневок ведут бухгалтера проверяемой организации.

Далее, второе по результативности, это установить невозможность перевозки товара в указанном объеме и в сроки согласно договору поставки, при проводится не только допрос водителей, перевозчиков товара, арендодателя, но и делается расчет объемов и массы товара с целью установления действительных его объемов и сопоставление данных объемов с объемами грузовых автомобилей, а также объемами склада, где хранился данный товар. При необходимости определяется соответствие условий содержания товара с условиями его хранения на складах, обеспечивающими сохранность товара и его потребительских свойств;

Устанавливается реальный производитель товара или поставщик товара.

Устанавливаются лица, фактически выполнявшие работы (оказывавшие услуги), либо устанавливается факт того, что работы (услуги) вообще не выполнялись (не оказывались).

Проводят опрос (допрос) лиц из числа сотрудников, не работающих в настоящее время в организации, что позволяет снизить риск дачи ими неправдивых показаний.

В ходе допросов выясняют, кто конкретно выполнял работы (оказывал услуги), кто контролировал процесс выполнения работ, что лицу известно об осведомленности руководителя организации о лицах, которые фактически выполняли работы (чем это подтверждается, например, проведение планерок, на которых обсуждались вопросы выполнения работ, постановка конкретных задач, обсуждение проблем исполнения, шла ли речь о выполнении работ субподрядными организациями, включая спорного контрагента; непосредственное осуществление контроля выполнения работ руководителем организации на объекте, пр.).

Анализируются условия допуска рабочих на объект, наличие списков сотрудников, допускаемых на объект в тот или иной период, журналы инструктажа на рабочем месте, общие журналы работ, допуски к осуществлению работ отдельных категорий (бетонные, электромонтажные и т.д.); кем принимался товар из числа работников проверяемого налогоплательщика (как правило, подпись указанного лица имеется на товарно-транспортных накладных), опросить его (его ли подпись имеется в документах первичного учета, куда помещался товар, кем привозился, роль руководителя организации в контроле за поставками).

Анализируются факты нереальности затрат, понесенных организацией якобы по факту оказания услуг фирмой-однодневкой (относительно специфических услуг маркетинговых, консалтинговых, пр. подобных). Отражение в учете предприятия затрат данной категории, как правило, свидетельствует об их фиктивности, в связи с чем их реальное осуществление подвергается особой проверке.

Доказательства отсутствия услуг: отсутствие отчетов оценки (в части маркетинговых услуг - конъюнктуры рынка, в части консалтинговых - предложений оптимизации бизнеса), отсутствие достаточного уровня квалификации у специалистов, которые якобы проводили такой анализ, либо вообще отсутствие таких специалистов; отсутствие сведений об оказанных услугах в учете фирмы-однодневки).

Конечно, проверяющие понимают, что должностными лицами налогоплательщика могут предприниматься меры к искажению учета, замена документов, замене фиктивных контрагентов аффилированными организациями, должностные лица, которые ориентированы на подтверждение фиктивных отношений с налогоплательщиком.

У каждого защитника по налоговым делам должен быть выработан круг обстоятельств, которые правоохранительные органы будут выяснять в различных ситуациях и какими методами, а именно:

- при дроблении бизнеса;

- при фиктивности сделки (например, договора подряда);

- при избежании уплаты НДС с аванса;

- при применении договора финансовой аренды (договору лизинга);.

- при реализации долей в уставном капитале;

- при создании разветвленной структуры бизнеса с привлечением аффилированных организаций.

На опрос и (или) допрос необходимо всегда заранее готовиться, а именно по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету ТМЦ.

Имеется разработанный список конкретных вопросов и в обязательном порядке они будут заданы, а вот какой будет на них ответ, зависит от многих факторов.