Возможно ли получить в России удостоверение ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС по виду на жительство гражданину Украины?
Возможно ли получить в россии удостоверение ликвидатора последствий аварии на чаэс по виду на жительство гражданину украины?
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1
(ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Статья 1. Цели и задачи Закона
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Статья 3. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки
Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
-------------------
Данный закон распространяется только на граждан России.
Но:
Авария на Чернобыльской АЭС произошла в период существования СССР - единого государства, граждане которого приняли активное участие в ликвидации не только самой аварии, но и ее последствий. Географическое положение Чернобыльской зоны свидетельствует о том, что основное количество граждан, принявших участие в ликвидации аварии, проживало на территории современной Украины и Республики Беларусь, а также в РСФСР. Таким образом, в ряде случаев граждане, принимавшие участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в настоящее время являются гражданами различных суверенных государств, и не всегда им предоставлен специальный статус и специальные гарантии.
Подписанное главами трех республик в 1991 г. Беловежское соглашение, которое установило де-юре распад Советского союза, одновременно провозгласило Российскую Федерацию в качестве правопреемницы СССР. Несмотря на не вполне легитимное Соглашение, мировое сообщество признало факт правопреемства, вследствие чего к Российской Федерации перешли не только права, но и обязанности распавшегося Советского союза. Одними из таких обязанностей являются обязательства по возмещению ущерба, а также предоставлению гарантий гражданам, участвовавшим в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС или пострадавшим от воздействия радиации вследствие данной аварии.
Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит, что иностранные граждане... пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Положения настоящей статьи направлены на предоставление специальных гарантий бывшим гражданам СССР, которые пострадали вследствие аварии или участвовали в ее ликвидации, являющимся в настоящее время иностранными гражданами. В данном случае общий характер формулировки Закона свидетельствует о возможности предоставления специальных гарантий гражданам любой республики СССР, которые подтвердят свое право на их получение. Комментируемый Закон предусматривает, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам Украины, Республики Беларусь и других государств.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации иностранный гражданин на территории Российской Федерации может обладать одним из следующих статусов:
- иностранный гражданин, временно пребывающий на территории Российской Федерации, - срок временного пребывания определяется сроком действия выданной иностранному гражданину визы. В случае если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных законом. По окончании срока действия визы (иного срока, установленного законом) иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации либо получить разрешение на продление срока пребывания или разрешение на временное проживание;
- иностранный гражданин, временно проживающий на территории Российской Федерации, - временно проживающим считается иностранный гражданин, которому выдано разрешение на временное проживание. Данное разрешение подтверждает право лица временно проживать на территории России до получения вида на жительство. Срок действия разрешения составляет 3 года и выдается в пределах квоты на выдачу разрешений, ежегодно утверждаемой Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан;
- иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, - право иностранного гражданина постоянно проживать на территории Российской Федерации удостоверяется видом на жительство. Более того, иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, вправе свободно выезжать и въезжать на территорию России. Для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить на территории России не менее года на основании разрешения на временное проживание. Срок действия вида на жительство составляет 5 лет. По окончании этого срока вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет, причем количество продлений не ограничено.
В соответствии с требованиями Конституции РФ, действующих законов Российской Федерации иностранные граждане (граждане бывшего СССР), законно проживающие на территории Российской Федерации, наделяются равным с гражданами Российской Федерации правовым статусом, в том числе и по объему гарантий, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или принимавшим участие в ликвидации последствий данной аварии. Во избежание нарушения прав указанных категорий лиц комментируемый Закон предусматривает специальное предписание, уравнивающее в правах российских граждан и граждан иных республик, входивших в состав СССР, однако данное правило действует лишь в случае переселения такого гражданина на территорию России. Таким образом, правом на получение мер социальной поддержки наделяются лишь те иностранные граждане, которые переселились на территорию Российской Федерации, т.е. относящиеся к категории иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Иным категориям иностранных граждан, обладающим правом на получение мер социальной поддержки, она может быть предоставлена государством, гражданами которого они являются. Например, аналогичные комментируемому Законы приняты в Республике Беларусь и Украине: Закон Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. N 634-XII "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Закон Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы". При этом каждый из указанных нормативных актов предоставляет гарантии социальной поддержки иностранным гражданам только в случае, если они переселяются на соответствующую территорию и постоянно проживают на территории данного государства.
В силу прямого предписания настоящей статьи иностранные граждане приравниваются в случае их постоянного проживания на территории России к российским гражданам и приобретают равное право на получение мер социальной поддержки, регламентированных комментируемым Законом.
----------
Вам следует обратиться в управление социальной защиты по месту жительства.
В Краснодаре: 350000, г.Краснодар, ул.Чапаева, 58, тел. (861) 259-03-27,
Спросить