Возможность требовать сокращение рабочего дня для женщин в сельском поселении после утраты статуса города
Такой вопрос: наш поселок был городского типа, затем он этот статус потерял и стал сельским поселением. Можем ли мы требовать от руководства сокращение рабочего дня для женщин. И как нам это представить руководству?
Такой вопрос: наш поселок был городского типа, затем он этот статус потерял и стал сельским поселением. Можем ли мы требовать от руководства сокращение рабочего дня для женщин. И как нам это представить руководству?Напишите коллективное обращение. Спросить
Уважаемая Юлия! По общему правилу, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (часть вторая ст. 91 ТК РФ).
Согласно части третьей ст. 92 ТК РФ федеральными законами для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других) может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени.
Так, в соответствии с п. 1.3 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" (далее — Постановление N 298/3-1) для всех женщин, работающих в сельской местности, установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами.
На основании части первой ст. 423 ТК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, принятые до введения в действие Трудового кодекса РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
При этом, исходя из буквального толкования п. 1.3 Постановления N 298/3-1, предоставление указанной гарантии не поставлено в зависимость ни от сферы деятельности предприятия, ни от должности (профессии) работника, ни от структурного подразделения, в котором он занят, ни от места его проживания, значение имеет именно местность, где непосредственно выполняется работа.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 03.02.2010 N 149-О-О, сокращенная продолжительность рабочего времени по сравнению с нормальной устанавливается законодателем в целях охраны труда работников, которые в силу возраста, состояния здоровья либо занятости в неблагоприятных условиях труда нуждаются в повышенной социальной защите.
Иными словами, установление сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников, определенных законодателем на основе объективных критериев, выступает в качестве гарантии обеспечения их прав на справедливые условия труда и на отдых, что не предполагает ограничение иных трудовых прав работника; п. 1.3 Постановления N 298/3-1, устанавливающий специальную гарантию для женщин, работающих в сельской местности, не может рассматриваться как нарушающий их конституционные права.
Таким образом, работодателю необходимо соблюдать положения п. 1.3 Постановления N 298/3-1 об установлении женщинам, работающим в сельской местности, сокращенной 36-часовой рабочей недели.
Примечание (дополнение): в связи с возникающими вопросами, поступающими от региональных организаций Профсоюза работников здравоохранения о продолжительности рабочего времени женщин, работающих в сельской местности, ЦК Профсоюза обратился в адрес Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) за официальным разъяснением, какова продолжительность их рабочего времени – 35 или 36 часов в неделю.
Роструд разъяснил следующее: согласно ст.423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Так, п.1.3. постановления ВС РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе (далее – Постановление) предусмотрено, что с 1 января 1991 г. для женщин, работающих в сельской местности, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 часов).
При этом необходимо учитывать, что в случаях, когда законодатель предусматривает альтернативу при решении определенного вопроса, он использует словосочетание «может», т.е. дает работодателю право выбора. В данном же случае право выбора у работодателя отсутствует, т.к. меньшая продолжительность рабочего времени для женщин, работающих в сельской местности, действующим законодательством не предусмотрена, а соответственно и установлена в размере 35 часов быть не может.
Кроме того, данным Постановлением фактически повышен уровень гарантий женщинам, работающим в сельской местности, по сравнению с другими работниками, для которых установлена 40-часовая рабочая неделя.
Таким образом, положение п.1.3. Постановления не противоречит ТК РФ, а именно ст.92 ТК РФ, поскольку является дополнительной гарантией действующей в настоящее время.
P.S. Согласно письму Госкомэкономики РСФСР от 12 декабря 1990 г. № 19-117 «К Постановлению Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1» Постановление распространяется на женщин, работающих в сельской местности, независимо от места их проживания.
Источник информации: www.przrf.ru
Спросить