Можно ли работодателю снизить доплату за вредность и дни отпуска до проведения специальной оценки труда, учитывая старую аттестацию?
Имеет ли право работодатель снизить доплату за вредность и дни отпуска, если специальная оценка труда не проводилась? На сегодняшний день еще действительна аттестация от 2013-го года.
Нет, Иван Юрьевич, такого права работодатель не имеет.
В конце 2013 г. были приняты два закона, существенно изменившие действующее трудовое законодательство:
1) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон о спецоценке) и
2) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 421-ФЗ). Этим законом внесены изменения в Трудовой кодекс РФ (ТК РФ).
Согласно этим законам с 1 января 2014 года вступили в силу изменения, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда, то есть на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда:
Законом № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 219 ТК РФ, согласно которой теперь гарантии «вредникам» прописываются в ТК РФ, а не устанавливаются Правительством, как было раньше.
В ст. 117 ТК РФ в редакции Закона № 421-ФЗ закреплено следующее:
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (абз.1 ст. 117 ТК РФ).
Таким образом, законодатель «привязал» возникновение права работников с вредными и опасными условиями труда на дополнительный отпуск к результатам специальной оценки условий труда.
Теперь право на дополнительный отпуск имеют только работники, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 2, 3 и 4 степени либо к опасным.
При этом надо иметь в виду:
С результатами спецоценки условий труда на рабочем месте работодатель обязан ознакомить сотрудника под роспись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 ст. 15 Закона о спецоценке).
Свою подпись работник ставит в карте спецоценки условий труда на его рабочем месте в реквизите «С результатами специальной оценки условий труда ознакомлен (ы):» строки 050.
Однако согласно с ч. 4 ст. 27 Закона о спецоценке в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации и спецоценка может не проводиться в течение 5 лет с даты проведения аттестации. Но по истечении этого срока, если оценка условий труда на рабочих местах не будет проведена, работодатель не вправе будет назначать никакие доп. компенсации, в т.ч. доп. отпуска.
Статьей 117 ТК РФ установлен минимальный размер дополнительного отпуска для работников с вредными и опасными условиями труда в размере 7 календарных дней.
При этом обращаю внимание, что согласно ст. 117 ТК РФ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается с учетом результатов специальной оценки условий труда трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора.
Важно знать, что согласно п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ не должен снижаться уровень гарантий тех работников, которые на момент принятия вышеуказанных изменений законодательства уже трудились в организации.
Спросить