Наследование - что подать натариусу и почему нужна оценка акций
₽ VIP
Как вступить в наследство? Что нужно подать натариусу? Что должен делать натариус? Кому можно пожаловаться на натариуса?
Зачем нужно натариусу оценка акций при наследовании.
Уважаемая Галина! Разъясняю Вам, что процедура оформления наследства начинается с принятия наследства. Принятие осуществляется путем подачи заявления о выдаче Свидетельства о праве на наследство, которое выдается по месту открытия наследства нотариусом, уполномоченным законом совершать такое нотариальное действие. Таким образом, первоначально надлежит определить, у какого нотариуса или должностного лица будет отрываться наследственное дело. Как правило, нотариус определяется по месту жительства и первой букве фамилии наследодателя. Распространенной ошибкой является пропуск срока принятия наследства: в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
Для подтверждения того, что заявитель может являться наследником умершего, и в зависимости от того, какое имущество включается в наследственную массу, нотариусу должны быть представлены:
- Свидетельство о смерти наследодателя
- Документы, подтверждающие брачные, родственные либо иные отношения с наследодателем (например, доказательства факта нахождения лица на иждивении наследодателя), если имеет место наследование по закону;
- Правоустанавливающие документы на наследуемое имущество
- Экземпляр завещания (или его дубликат), если наследство оформляется по завещанию.
Если кто-либо из наследников не имеет возможности представить доказательства, являющиеся основанием для призвания к наследованию, он может быть включен в круг наследников на основании письменного заявления других наследников, принявших наследство и подтвердивших свое родство с наследодателем.
В процессе оформления наследственных прав, в частности при приеме заявления о принятии наследства от наследника по закону, нотариус должен выяснить у обратившегося наследника полный круг наследников по закону, а при наследовании по завещанию - установить лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве. Об открывшемся наследстве нотариус извещает наследников, место нахождения которых ему известно.После того, как все необходимые документы собраны и наследственное имущество поделено между наследниками, можно получить Свидетельство о праве на наследство.
Оценка акций предприятия – это, по сути, определение стоимости данной компании (бизнеса), а точнее, той доли стоимости бизнеса, которая приходится на оцениваемый пакет акций. Оценочная экспертиза может быть проведена для определения рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций, эмитированных открытыми или закрытыми акционерными обществами.
Под рыночной стоимостью акции (пакета акций) понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
•одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
•стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
•объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
•цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
•платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
При оценке акций для оформления наследства не обязательно предоставлять весь пакет документов, так как оценка носит формальный характер и нотариусу для расчета пошлины достаточно одного экспертного заключения. Оценка акций в таком случае проводится по котировкам акций на бирже, если они котируются и есть информация по сделкам, или методом чистых активов - делением стоимости чистых активов на количество акций с применением поправки на «контрольность» и низкую ликвидность.
Часто стоимость акций (пакета акций) при наследовании гораздо ниже стоимости услуг по оценке акций. Это связано с тем, что много акционерных обществ, образованных в период приватизации, к настоящему времени не существуют или существуют только на бумаге, а их имущество выведено на другие компании и продано по частям, оборудование морально устарело и представляет интерес только как металлолом. В таких случаях рекомендуется отыскать координаты акционированного предприятия и попытаться самостоятельно выяснить стоимость пакета наследуемых акций. После этого можно самостоятельно принять решение по вопросу о необходимости оценки таких акций.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ АКЦИЙ (для оформления НАСЛЕДСТВА)
1.Копия свидетельства о смерти;
2.Копия паспорта заказчика оценки (желательно, наследника);
3.Выписка из реестра акционеров с указанием количества акций, находящихся на лицевом счете умершего.
•Вопрос: Об оценке стоимости инвестиционных паев, необходимой для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на указанное имущество.
•Ответ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПИСЬМО от 7 октября 2009 г. N 03-05-06-03/51
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу оценки стоимости инвестиционных паев, необходимой для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на указанное имущество, и сообщает следующее:
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с пп. 7 - 10 настоящего пункта.
По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
На основании пп. 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса стоимость ценных бумаг определяется специалистами-оценщиками.
При этом оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства на основании пп. 6 п. 1 ст. 333.25 Кодекса.
Статьей 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) определен перечень объектов оценки, который включает в себя совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое).
Проведение оценки объектов оценки является обязательным в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы (ст. 8 Закона N 135-ФЗ).
Согласно Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2), утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку, используются: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе для целей налогообложения. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Также ст. 7 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом N 135-ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
Учитывая положения ст. 333.25 Кодекса, Закона N 135-ФЗ и ФСО N 2 для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, специалистом-оценщиком будет определяться рыночная стоимость ценных бумаг.
Одновременно сообщаем, что оценка активов паевого инвестиционного фонда осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, на основании ст. 37 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
•Вопрос: Какая стоимость акций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и доли в уставном капитале ООО принимается для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство? Является ли обязательным привлечение оценщика-специалиста для определения стоимости акций?
•Ответ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПИСЬМО от 3 октября 2008 г. N 03-05-06-03/36
В связи с письмом по вопросу исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, состоящего из акций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее:
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по выбору плательщика для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
На основании пп. 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса стоимость ценных бумаг определяется специалистами-оценщиками (экспертами).
При этом согласно пп. 6 п. 1 ст. 333.25 Кодекса оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) к объектам оценки относится совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе акции предприятия, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью).
На основании ст. 8 Федерального закона N 135-ФЗ проведение оценки объектов оценки является обязательным в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2), утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку, используются: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе и для целей налогообложения.
Также ст. 7 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что в случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Федеральным законом N 135-ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
Учитывая изложенные нормы ст. 333.25 Кодекса, Федерального закона N 135-ФЗ и ФСО N 2, для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги (акции), паи и доли в участия в хозяйственных обществах и кооперативах, нотариусу необходимо представить документы с указанием рыночной стоимости ценных бумаг (акций), паев и долей участия в хозяйственных обществах и кооперативах, определенной специалистом-оценщиком (экспертом).
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
СпроситьЗаявление нотариусу по последнему месту жительства наследодателю. А с оценкой очень интересно,так как оценку надо делать на день открытия наследства,а цена их уже известна,котировки на день открытия и соответственно взникает вопрос,что же оценивать?А оценивать придется все равно. Рекомендации одни поискать самого дешевого оценшика,потому что он все равно оценит так,как уже было,то есть по известной цене,на момент открытия наследства.
СпроситьВ прошлом году умерли родители сначала мать через пол года отец. Я на наследство подала жо полу года у натариуса. А вот сестра нет (уже 1.5 г прошло как мать умерла) в наследство остался дом она в нем прописана. К натариусу не идет. Я поистечению полу года еще тоже не ходила. Может ли натариус весь дом на меня оформить? И как мне быть если ее не заставишь идти к натариусу.
Как оформляется доля в квартире оставленная по завещанию, оформленного у натариуса. Нужно ли вновь обращается к натариусу? Или можно подать документы в мфц?
12 лет не могу вступить в права наследования. Натариус, как могла, всячески затягивала дело. Могу я обратиться в Натариальную палату, с заявлением о замене натариуса в связи с недоверием?
Известила бывшего мужа о продажи квартиры с детскими долями через натариуса, вручили письмо натариальное через 5 дней. Какие документы должен дать натариус и есть ли сроки, когда натариус отдает документы.
Муж умер 06.12.20 г. Мы с сыном подали заявление на наследство у натариуса в течении 6 месяцев после смерти, дочь решила не подавать заявление не претендует на доли папы в квартире мы все в квартире прописаны, натариус сейчас утверждает что мы автоматически наследуем и будем делить доли отца, дочь отказывается от доли, но натариус настаивает на том, что теперь не возможно дочери отказаться от наследства, подскажите как натариус сейчас может заставить дочь вступить в наследство, оплата за документы на троих достигла 90000 руб.
Вступаем в наследство, наследников 4 человек, обратились к натариусу по месту жительства умершего, за заявление об открытии наследственого дела заплатили 2500 тыс. Когда будем выступать в наследство 24 000 тыс нужно будет заплатить. В наследство переходит не большой земельный участок, а так же ипотека на 6 млн. так же 1,5 млн. потребит. Кредита и автокредит. Ещё и натариусу платить, разве это не государственный натариус? Законно ли то что натариус берет столько денег?
Банк списал все деньги с карты по подписи натариуса, при этом не уведомил что обратится к натариусу и от натариуса нет никаких уведомлений. Теперь карты в аресте что делать? И правомерно поступил ли банк не предупредив арестовал карты?
У натариуса делали завещание на квартиру неправильно поставили долю, что можно сделать, если натариус исправит ошибку и заверит, будет ли действительно завещание.