Спросить юриста  бесплатно

Вопрос № 12459

03.09.2001, 19:59

Прошу Вас ответить на два моих вопроса. Я унаследовал кирпичный гараж на КАЗ.

Является ли мой кирпичный гараж недвижимым имуществом?

Должен ли я как владелец кирпичного гаража оплачивать арендную плату за землю, на которой мой гараж расположен либо оплачивать только налог на недвижимое имущество? Земля вроде-бы принадлежит городу. Унаследовав недвижимое имущество (или кирпичный гараж таковым имуществом не является?) получил ли я автоматически права на землю?

Спасибо за ответ.

Ответы юристов

04.09.2001, 07:04

Да, Ваш гараж-объект недвижимости, Вы должны оформить договор с городом на аренду земли или налог на землю, как скажут. Согласно ГК одновременно с недвижимостью вы получаете право оформления земельных отношений.

Вопрос № 17722227

26.08.2020, 09:51

Арендная плата за сооружение ГС.

Какой установлен порядок изменения арендной платы за сооружение ГС (гидротехническое сооружение) по договору с администрацией. Администрация выставляет счета на основании отчета об оценке рыночной стоимости права аренды, однако такого условия у нас в договоре нет. Насколько правомерны их действия. Если можно с обоснованием пожалуйста.

Ответы юристов

26.08.2020, 08:59

Действия арендодателя (на балансе которого находится ГС) правомерны. Ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентирует порядок определения размера арендной платы при аренде объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к категории государственного недвижимого имущества.

Арендная плата определяется на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования такими объектами.

Оценка проводится в соответствии с:

- гражданским законодательством;

- законодательством РФ об оценочной деятельности;

- федеральным стандартом оценки, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Как следует из ст. 7 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2) утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298.

В ч. 5 ст. 31 указанного Федерального закона предусмотрена индексация арендной платы за пользование объектами инфраструктуры морского порта, находящимися в государственной собственности. Порядок индексации определяется в договоре аренды.

Стороны в договоре аренды могут согласовать возможность одностороннего изменения арендодателем установленного размера арендной платы.

Посмотрите свой договор аренды в отношении включения этого условия об одностороннем изменении арендодателем размера арендной платы. Если такое условие имеется, то арендодатель вправе выставлять счета об уплате нового размера арендной платы на основании отчета об оценке.

26.08.2020, 09:53

Антон! Неправомерны, т.к. вопрос арендной платы (ст.614 ГК РФ, ст.31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") регламентируется договором либо доп. соглашением к нему (ст.450-453 ГК РФ). Если же ни в договоре нет на это указания и стороны не согласны изменять условия договора в течение срока его действия, то это незаконно. Если у администрации претензии, то направьте их в суд. Произвольно же изменять размер арендной платы не имеют права!

26.08.2020, 10:03

На мой взгляд следует оценить размер арендной платы, в противном случае нарушается законодательство о конкуренции и следует наложение штрафа от ФАС России.

Цитата:
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

26.08.2020, 10:56

Антон

В соответствии с п.25 ст.39.6 К вам был предоставлен в аренду земельный участок для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений.

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 20.02.2020) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера...

При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком.

При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

Исходя из изложенного в вашем договоре аренды должна была быть отражена информация об изменении арендной платы, если такового пункта нет, то считайте, что действия администрации соответствуют

п.8 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 20.02.2020)

27.08.2020, 00:07

уважаемый Антон.

Порядок изменения арендной платы за сооружение ГС (гидротехническое сооружение) должен регулироваться договором с администрацией.

Для того, чтобы выставлять счета на основании отчета об оценке рыночной стоимости права аренды нужно это прописать в договоре аренды или дополнительном соглашении.

Если этого нет, то администрация поступает незаконно.

В таком случае надо писать претензию и обращаться в суд.

ст.450-452,606,614 ГК Рф.

Вопрос № 17722319

26.08.2020, 09:08

В нашем случае ГС - плотина (дамба), образующая пруд. Не объект морской инфраструктуры.

Вопрос № 17722487

26.08.2020, 09:54

В условиях договора аренды с администрацией установлено:

"Размер арендной платы по настоящему договору составляет №№№ сумма рублей в год"

"Размер арендной платы за пользование Объектом может быть пересмотрен Арендодателем в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Белгородской области"

Ответы юристов

26.08.2020, 10:13

В дополнение к своему ответу хотелось бы сообщить, что в данном случае арендодатель, к сожалению, вправе изменять установленный размер арендной платы в одностороннем порядке, но при выполнении следующих условий.

1. Если размер арендной платы пересматривается администрацией, то, что за случаи, послужившие основанием для такого пересмотра в конкретном случае. О них администрация должна уведомить арендатора, а затем предъявлять счета на оплату.

2. Согласно пункту 3 статьи 614 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (статья 310 ГК РФ), то по смыслу пункта 3 статьи 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год.

26.08.2020, 10:59

Арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды согласно

п.8 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 20.02.2020)

Так что есть основание для изменения суммы аренды. А вот саму сумму требуется считать в соответствии с на.

Вопрос № 17352130

13.05.2020, 14:57

Арендная плата за садовый участок пенсионерам предусматривает льготы?

Арендная плата за садовый участок пенсионерам предусматривает льготы?

Ответы юристов

13.05.2020, 15:03

Арендная плата и льготы по ее оплате устанавливается органами местного самоуправления и органами власти в каждом регионе. Поинтересуйтесь данным вопросом в местной администрации, если землю Вы арендуете у муниципалитета. Если земля арендуется Вами у СНТ, то льготы устанавливаются решением общего собрания.

Вопрос № 4200350

18.06.2014, 10:45

Арендная плата за землю муниципального образования

Предельный размер арендной платы за земли предоставленные муниципальным образованием для строительства магазина.

Ответы юристов

18.06.2014, 10:46

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ ''О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации'' (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 г. Переоформление права на земельный участок включает:

подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном ст. ст. 15 или 22 Земельного кодекса, при переоформлении этого права в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 3;

принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 Земельного кодекса, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ ''О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним''.

При этом размер арендной платы за использование указанных земельных участков, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, не может превышать:

двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

18.06.2014, 10:49

В каждом муниципальном образовании эти ставки едины и определяются решением органа местного самоуправления.

18.06.2014, 10:50

Вывод ВАС РФ: предельный размер регулируемой арендной платы за публичные земли применим к аренде земельных участков для любого строительства, а не только для жилищного

Президиум ВАС РФ указал, что сформулированная им ранее в Постановлении N 15837/11 позиция о том, что размер регулируемой арендной платы за публичные земли не может быть выше ставок, установленных для федеральных земель, применяется к аренде земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, если договор аренды заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.

Если арендная плата за предоставленный для строительства земельный участок из региональных или муниципальных земель или земель, право собственности на которые не разграничено, превышает предельный размер (2 процента от кадастровой стоимости), то арендатор после уплаты соответствующих сумм вправе взыскать неосновательное обогащение, которое возникло у арендодателя вследствие завышения арендной платы.

18.06.2014, 10:51

Ст. 19 Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» детально регламентирует вопросы, связанные с арендной платой, в частности: 1) дает определение арендной платы как платежа, который вносит арендатор арендодателю независимо от последствий хозяйственной деятельности; 2) ограничивает максимальный размер арендной платы—годовая арендная плата за пользование целостным имущественным комплексом предприятия, его структурным подразделением не может превышать десяти процентов стоимости арендованного имущества. При определении арендатора на конкурсных началах условиями конкурса может быть предусмотрен больший размер арендной платы; 3) указывает порядок зачисления и использования арендной платы — она зачисляется на специальные счета и используется для финансирования капитальных вложений; 4) указывает органы, которые определяют методику расчета, размеры и порядок использования арендной платы; 5) предусматривает возможность предоставления льгот по арендной плате. Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.02.96 г. № 271 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления льгот по арендной плате арендаторам имущества государственных предприятий. Оно определяет предоставление льгот по арендной плате арендаторам целостных имущественных комплексов государственных предприятий, их структурных подразделений в целях предотвращения их банкротства, улучшения финансового состояния. Указанные льготы предоставляются арендаторам в том случае, если в течение последних 6 месяцев (в агропромышленном комплексе — 12 месяцев) до заключения договора аренды государственное предприятие было убыточным или уровень рентабельности был ниже 25 процентов от средней по отрасли (подотрасли), а также если объект аренды имеет важное социальное значение. Льготы могут быть предоставлены на срок до 2 лет; 6) указывает, что взыскание задолженности по арендной плате проводится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса; 7) устанавливает формы арендной платы. Арендная плата устанавливается, как правило, в денежной форме. Она также может устанавливаться в натуральной или денежно-натуральной форме (ст.20 Закона). Если одна из сторон возражает против указанных форм арендной платы, у хозяйственного суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения предложения другой стороны относительно применения таких форм арендной платы (п. 14.1 разъяснения Президиума Высшего арбитражного суда Украины от 25.05.2000 г.);

8) регламентирует изменение размеров арендной платы. Размер арендной платы может быть изменен по соглашению сторон. Размер может быть изменен по требованию одной из сторон, если по независящим от них обстоятельствам изменилось состояние объекта аренды, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами Украины (ст.21 Закона). В случае недостижения согласия по этому вопросу по заявлению заинтересованной стороны спор разрешается хозяйственным судом.

Нормативное установление новых арендных ставок является основанием для внесения в договор аренды соответствующих изменений.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения надзорной инстанцией, удовлетворены исковые требования регионального отделения Фонда государственного имущества Украины (далее — Отделение) к акционерной страховой компании (далее — Компания) о внесении изменений в договор аренды в части размера арендной платы.

Решение мотивировано установлением новых арендных ставок согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 19.01.2000 г. N 75 «О внесении изменений и дополнений в Методику расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества» (далее — постановление Кабинета Министров Украины от 19.01.2000 г. № 75).

В заявлении в Высший арбитражный суд Украины Компания, не соглашаясь с решением и постановлением арбитражного суда по делу и считая их противоречащими фактическим обстоятельствам и материалам дела, просила их отменить, а в удовлетворении исковых требований отказать. Компания обосновывала свое заявление тем. что одностороннее изменение размера арендной платы не допускается, ссылаясь на действие положений договора аренды в течение всего срока его действия, а также на отсутствие в постановлении Кабинета Министров Украины от 19.01.2000 г. N 75 предписания о пересмотре размера арендной платы по ранее заключенным договорам.

Проверив материалы дела и доводы заявителя, судебная коллегия Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, определений, постановлений установила, что согласно условиям договора арендная плата определяется в соответствии с Методикой расчета и порядком использования платы за аренду государственного имущества, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 04.10.95 г. N 786, и может пересматриваться по требованию одной из сторон, в том числе в случае изменения методики ее расчета.

Ст.21 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального Существа» предусмотрена возможность изменения размера арендной платы по требованию одной из сторон в случае изменения цен и тарифов 11 в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Украины. Учитывая определение постановлением Кабинета Министров Украины °т 19.01.2000 г. N 75 новых арендных ставок, арендодатель обоснованно обратился к арендатору с предложением о внесении в договор изменений в части размера арендной платы, а в связи с отказом принять предложение — передал спор на разрешение арбитражного суда.

При таких обстоятельствах судебной коллегией Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, определений, постановлений решение и постановление арбитражного суда оставлены без изменения как отвечающие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела [Бизнес. Бухгалтерия. — 2001. — №18/2. — С.29].

В соответствии с Перечнем документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.06.99 г. № 1172, в таком порядке возможно взыскание задолженности по арендной плате за пользование государственным и коммунальным имуществом. Для получения исполнительной надписи представляются: а) оригинал договора аренды; б) удостоверенная взыскателем копия счета, высланного должнику, с отметкой о непогашении задолженности после вручения письменного предупреждения.

Обязанности сторон. Закон «Об аренде государственного и коммунального имущества», так же, как и ГК, не называет обязанностей арендодателя, следовательно, их можно определить как корреспондирующие соответствующим правам арендатора. Они сходны с обязанностями наймодателя по договору найма.

В частности, если объектом аренды является государственное или коммунальное имущество, то передача объекта аренды арендодателем арендатору осуществляется в сроки и на условиях, определенных в договоре аренды. Арендованное имущество (кроме отдельного индивидуально определенного имущества) включается в баланс предприятия, хозяйственного общества с указанием, что это имущество является арендованным. Арендованное недвижимое и другое отдельное индивидуально определенное имущество остается на балансе предприятия или хозяйственного общества, созданного в процессе приватизации (корпоратизации), с указанием, что это имущество передано в аренду, и зачисляется на внебалансовый счет арендатора с указанием, что это имущество является арендованным (ст. 13 Закона).

Основные обязанности арендатора названы в ст. 18 Закона: использовать объект аренды по целевому назначению в соответствии с профилем производственной деятельности предприятия, имущество которого передано в аренду, и производить продукцию в объемах, необходимых для удовлетворения нужд региона; использовать и хранить арендованное имущество в соответствии с условиями договора, предохранять его от повреждения и порчи; вносить арендную плату своевременно и в полном объеме.

Следовательно, специфика обязанностей арендатора в договоре аренды государственного и коммунального имущества проявляется в том, что он обязан использовать объект аренды не только в соответствии с назначением имущества, но и по его целевому назначению в соответствии с профилем производственной деятельности предприятия, которое передано в аренду, и производить продукцию в объемах, необходимых для удовлетворения нужд региона.

Отсутствие в договоре аренды всех существенных условий является основанием для признания такого договора незаключенным и прекращения производства по делу о признании его недействительным.

Рассмотрев иск хлебокомбината в лице ликвидационной комиссии (далее — Истец) к обществу с ограниченной ответственностью (далее — общество) о признании недействительным договора аренды и выселении из арендованных помещений, арбитражный суд признал оспариваемый договор недействительным ввиду отсутствия в нем предусмотренных статьей 10 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (далее — Закон) существенных условий, а исковые требования в части выселения из арендованных помещений оставил без рассмотрения в связи с нарушением Истцом порядка доарбитражного урегулирования спора.

Постановлением надзорной инстанции реиіение арбитражного суда оставлено без изменения по тем же основаниям.

В заявлении в Высший арбитражный суд Украины Общество просило отменить решение и постановление арбитражного суда, а дело направить на новое рассмотрение со ссылкой на необоснованное применение судом одновременно статей 48 и 153 Гражданского кодекса Украины, поскольку применение одной исключает возможность применения другой, а также на необязательность применения Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 04.10.95 г. № 786, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Методика), к объектам негосударственной формы собственности.

Проверив материалы дела, судебная коллегия Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, определений, постановлений установила, что сторонами согласовано применение норм Закона к спорным правоотношениям, а следовательно, договор аренды может считаться заключенным только при наличии в нем предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона существенных условий.

Подтвержденное материалами дела отсутствие в договоре аренды существенных условий о стоимости объекта аренды, порядке использования амортизационных отчислений, ответственности сторон является основанием для признания его незаключенным согласно ст. 153 Гражданского кодекса Украины. При таких обстоятельствах арбитражному суду в соответствии с п. 17 разъяснения президиума Высшего арбитражного суда Украины от 12.03.99 г. № 02-5/111 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием сделок недействительными» следует прекратить производство по делу на основании п.1 ст. 80 Арбитражного процессуального кодекса Украины.

Утверждение заявителя о необязательности применения к арендным правоотношениям Методики является неосновательным ввиду того, что согласованное сторонами применение норм Закона к спорным правоотношениям предполагает необходимость экспертной оценки стоимости объекта аренды на условиях, установленных Методикой.

Вместе с тем, судебная коллегия пришла к выводу о неполном выяснении арбитражным судом некоторых обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, а их достоверное выяснение возможно только при условии нового рассмотрения дела с истребованием дополнительных документов.

Учитывая это, судебной коллегией Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, определений, постановлений отменены решение и постановление арбитражного суда, дело направлено на новое рассмотрение [Бизнес. Бухгалтерия. — 2001. — № 18/2. — С.ЗО].

Прекращение договора. Правила прекращения договора аренды содержатся в ст.26 Закона.

Односторонний отказ от договора не допускается.

Договор аренды прекращается в случае: 1) истечения срока, на который он был заключен; 2) приватизации объекта аренды (при участии арендатора); 3) банкротства арендатора; 4) гибели объекта аренды.

Договор может быть расторгнут с согласия сторон. По требованию одной из сторон договор может быть досрочно расторгнут по решению суда, хозяйственного суда в случае неисполнения сторонами своих обязательств и по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Украины.

Неисполнение обязанности о внесении в установленный законом срок арендной платы является основанием для расторжения договора аренды.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения надзорной инстанцией, удовлетворен иск предприятия (далее — Истец) к издательству (далее — Ответчик) о расторжении договора аренды и возврате арендованных помещений в связи с неисполнением ответчиком условий договора о внесении арендной платы.

В заявлении в Высший арбитражный суд Украины о проверке решения и постановления в порядке надзора Ответчик прост их отменить со ссылкой на то, что согласно Методике расчета и порядку использования платы за аренду государственного имущества, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.10.95 г. N° 786, с последующими изменениями и дополнениями (даіее — Методика), размер арендной платы для Ответчика должен иметь фиксированный льготный характер, отличный от указанного в договоре.

Проверив материалы дела, судебная коллегия Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, определений, постановлений при-иіла к выводу, что решение и постановление арбитражного суда отвечают фактическим обстоятельствам дела и деіїствующему законодательству.

Согласно заключенному сторонами договору аренды Ответчику переданы в аренду нежтые помещения для рахмещения редакции газет. Размер арендной платы установлен в соответствии с Методикой.

Материалы дела свидетельствуют о нарушении Ответчикам обязательства о внесении в течение года арендной платы в размере, установ-лепном договором, что является основанием для досрочного расторжения договора в порядке, предусмотренном ч.З ст.26 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества».

Доводы Ответчика о необходимости расчета арендной платы в новом размере в связи с внесением Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.05.98 г. № 699 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины по вопросам регулирования арендных отношений» изменений в Методику не заслуживают внимания, поскольку нормативное установление нового фиксированного размера (ставки) арендной платы для определенного круга арендаторов не свидетельствует об автоматическом внесении изменений в этой части в уже действующий договор. К тому же процедура внесения таких изменений, в том числе в целях приведения условий договора в соответствие с действующим законодательством, исчерпывающе урегулирована ст.21 названного Закона, согласно которой споры по вопросам изменения арендной платы разрешаются в судебном порядке (ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Украины).

Для расторжения договора аренды определяющим является факт неисполнения ответчикам договорных обязательств о внесении арендной платы в течение определенного ст. 269 Гражданского кодекса Украины срока, а не разногласия относительно размера такой платы. Упомянутые разногласия могут быть предметом отдельного судебного разбирательства.

Учитывая это, судебной коллегией Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, определений, постановлений решение и постановление арбитражного суда оставлены без изменения [Бизнес.

Бухгалтерия. — 2001. — № 18/2. — С.29-30].

Заблаговременное уведомление о прекращении договора аренды не ущемляет прав арендатора, а наоборот — создает благоприятные условия для проведения подготовительных мероприятий, связанных с возвратом объекта аренды.

В арбитражный суд области обратилось государственное предприятие по содержанию жилищного фонда района (далее — Истец) с заявлением о выселении коммерческого предприятия (далее — Ответчик) из занимаемого нежилого помещения в связи с окончанием срока действия договора аренды, заключенного в августе 1993 г.

Реиіением арбитражного суда в иске отказано со ссылкой на следующие обстоятельства. Истец предупредил Ответчика о прекращении договора аренды в связи с окончанием срока, на который договор был заключен. Но и после окончания этого срока Истец продолжал начислять и взыскивать арендную плату, хотя по окончании срока действия договора арендодатель утрачивает право на взыскание арендной платы. При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том, что Истец изменил свое решение о прекращении договора и договорные отношения продлеваются на тот же срок и на тех же условиях, как это предусмотрено ст. 17 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества». Кроме того, согласно этой же статье Закона аренда-тор, который надлежащим образам исполнял свои обязательства, имеет преимущественное право при прочих равных условиях на продление договора аренды на новый срок.

Проверив решение арбитражного суда в порядке надзора, заместитель председателя суда отменил его и принял решение об удовлетворении исковых требований и выселении Ответчика из спорного помещения. Постановление мотивировано тем, что арендодатель заблаговременно предупредил арендатора о том, что договор не будет продлеваться на новый срок. Следоватеїьно, договор аренды прекратил свое действие, и в соответствии с Законом Ответчик обязан возвратить нежилые помещения арендодателю. Вывод суда о том, что, принимая арендную плату по истечении срока действия договора, Истец тем самым изменил свое решение о прекращении договора, признан ошибочным.

Будучи несогласным с постановлением. Ответчик обратился в судебную коллегию Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, определений, постановлений с заявлением об отмене постановления и оставлении в силе решения арбитражного суда, ссылаясь при этом на следующее.

Письмо истца, датированное июнем 1998 г., не может служить основанием для прекращения договора, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 17 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» соответствующее предупреждение должно быть сделано арендодателем в течение одного месяца по окончании срока действия договора.

Ч. 3 ст. 17 упомянутого Закона предоставляет Ответчику преимущественное право на продление договора аренды на новый срок, поскольку он добросовестно исполнял свои договорные обязательства. Распоряжение районной государственной администрации о передаче спорного помещения другому арендатору является незаконным.

Ответчиком заявлен иск о признании названного распоряжения недействительным.

Ответчик продолжает добросовестно оплачивать платежные требования-поручения Истца о перечислении арендной платы и коммунальных платежей.

Истец необоснованно ссылается на ст. 269 1%южданского кодекса Украины, регулирующего случаи досрочного расторжения договора по требованию наймодателя.

Проверив материалы дела, судебная коллегия установила следующее.

Сторонами по данному спору в августе 1993 г. был заключен договор аренды нежилого помещения сроком на пять лет. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» в случае окончания срока действия договора аренды и отказа от его продолжения арендатор обязан возвратить арендодателю объект аренды на условиях, указанных в договоре аренды.

Об отказе Истца от продолжения договора аренды на новый срок свидетельствует его письмо, датированное июнем 1998 г., в котором Истец предупредил арендатора, что договор не будет продлеваться на аіедую-щий срок и просил освободить помещение до 10.08.98 г.

Ссылка ответчика на нарушение арендодателем требований ч.2 ст. / 7 упомянутого выше Закона не заслуживает внимания. Предусмотренный этой статьей срок (один месяц по окончании срока действия договора аренды) не препятствует стороне раньше этого срока сообщить другой стороне о прекращении договора. Заблаговременное уведомление об этом не ущемляет прав арендатора, а, наоборот, создает благоприятные условия для проведения подготовительных мероприятий, связанных с возвратом объекта аренды.

Утверждение о том, что продолжая выставлять счета на арендную плату после августа 1998 г., арендодатель тем самым изменил свои намерения относительно прекращения договора, является предположением, противоречащим фактическим действиям арендодателя: направление арендатору повторного письма в ноябре 1998 г. об освобождении помещения, предъявление иска о выселении Ответчика из помещения.

Ссылаясь на свое преимущественное право на продление договора на новый срок. Ответчик не представил доказательств реализации этого права в установленном порядке. Доказательства обращения к арендодателю с соответствующим предложением, обращения в арбитражный суд с заявлением об обязании арендодателя продлить действие договора на новый срок отсутствуют.

С учетом изложенного судебная коллегия сочла недоказанным право Ответчика находиться в спорном помещении и оставила постановление арбитражного суда без изменений [Бизнес. Бухгалтерия. — 1999. — № 26. — С. 123-124].

Законодательство не предусматривает автоматического прекращения действия или признания недействительным договора аренды в связи с заключением нового договора аренды спорного имущества с другим арендатором.

При отсутствии специальных норм, регламентирующих расторжение договора аренды государственного и коммунального имущества по требованию одной из сторон, следует руководствоваться общими нормами, закрепленными в ГК.

Улучшения имущества. В соответствии с п.2 ст.27 Закона, арендатор вправе оставить за собой проведенные им улучшения арендованного имущества, осуществленные за счет собственных средств, если они могут быть отделены от имущества без причинения ему ущерба.

Если арендатор за счет собственных средств осуществил с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, которые невозможно отделить от имущества без причинения ему ущерба, арендодатель обязан компенсировать ему указанные средства в пределах увеличения в результате этих улучшений стоимости арендованного имущества, определенной в установленном законодательством порядке, которое произошло в результате таких улучшений, если иное не определено договором аренды.

Стоимость улучшений арендованного имущества, осуществленных арендатором без согласия арендодателя, которые нельзя отделить без ущерба для имущества, компенсации не подлежит.

18.06.2014, 10:52

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 22.02.2014) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"

Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

3. Арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах:

а) 0,01 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах). При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);

земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

б) 0,3 процента в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченных в обороте, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);

в) 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;

г) 1,5 процента в отношении:

земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;

земельного участка, предоставленного в соответствии с договором о развитии застроенной территории;

земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

д) 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если:

земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации;

право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;

земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159442/

© Консультант Плюс, 1992-2014

Вопрос № 17662793

07.08.2020, 07:30

Арендная плата при пандемии

В пользовании у меня находится муниципальное имущество за арендную плату, может ли муниципалитет требовать претензионное погасить образовавшуюся задолженность в период пандемии коронавируса?

Ответы юристов

07.08.2020, 07:33

Сама по себе пандемия не является безусловным основанием чтобы в этот период не платить арендную плату СЦТ 610-614 ГК РФ Поэтому муниципалитет имеет право предъявить вам претензию об оплате долга.

Вопрос № 9700675

10.02.2016, 21:28

Арендная плата за пай если

Кто платит НДФЛ за аренду земельных паев, если арендная плата выдана зерном.

Ответы юристов

10.02.2016, 21:30

Данные условия прописываются в договоре аренды. Статья 614. Арендная плата

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 614 ГК РФ

1. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

ГАРАНТ:

В соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка

2. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

3. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

4. Если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.

5. Если иное не предусмотрено договором аренды, в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд.

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164072/35/#ixzz3zn7R7jPT

Вопрос № 17666370

08.08.2020, 11:07

Арендная плата при остановке работы предприятия

Юрид. лицо имеет договор аренды земли населенных пунктов для размещения промышленных объектов на 49 лет остановлена работа предприятия есть ли возможность не платить арендную плату.

Ответы юристов

08.08.2020, 11:08

Все в соответствии с Договором который трактуется по правилам ст 431 ГК РФ.

Вопрос № 4385777

13.07.2014, 13:47

Арендная плата за земельный участок пенсионерам

Пенсионеру 75 лет, начисляется арендная плата за земельный участок ИЖС. Положены ли какие нибудь льготы на оплату аренды? Спасибо.

Ответы юристов

13.07.2014, 13:49

Увы нет, эконом никаких льгот не предусмотрено, т.к. заключается договор аренды (ст 421 ГК РФ)

14.07.2014, 09:35

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских