Налог на продажу земли - владение более 5 лет не всегда гарантирует освобождение от налога. Как приостановить начисление пеней и штрафов?
199₽ VIP
Вопросы: 1. В 2016 году я продала участки земли. Эти участки принадлежат мне с 2009 года. Но в процессе пользования я проводила межевание и деление. В результате получила свидетельства в 2014 г. Налоговая заставляет платить налог 13% . Хотя я была уверена, что землей я владею с 2009 г., т.е. более 5 лет. Новой земли не приобретала и налог не считала нужным платить и подавать декларацию. 2, Я нахожусь за рубежом и не имею возможности срочно прилететь для выяснения, можно ли как то приостановить начисление пеней и штрафов до выяснения проблемы?
Срок владения земельным участком в целях получения имущественного вычета при его продаже отсчитывается с момента госрегистрации права собственности. Приостановить начисление пени не получится.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2016 г. N 03-04-05/47339
Вопрос: Об исчислении срока владения земельным участком для получения имущественного вычета по НДФЛ, если он приобретен в 1998 г., а свидетельство о праве собственности получено в 2016 г.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления срока владения земельным участком в случае его продажи и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что физическим лицом в 1998 году был приобретен земельный участок по договору купли-продажи. В 2016 году указанный земельный участок планируется продать, в связи с чем в этом же году получено свидетельство о праве собственности.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
При этом подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса установлено, что вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом на основании статьи 219 Гражданского кодекса право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Учитывая вышеизложенное, срок владения земельным участком при его продаже будет исчисляться с момента его государственной регистрации.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ.
Спросить1. срок владения земельным участком при его продаже будет исчисляться с момента его государственной регистрации. Об этом есть Письмо МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 августа 2016 г. N 03-04-05/47339.
2.Вы можете просить налоговый орган о предоставлении Вам острочки или рассрочки по уплате налога, пени и штрафов
НК РФ Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов
1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.
2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.
3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.
4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.
5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.
5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.
6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.
(а
8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.
9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.
Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.
12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.
13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
СпроситьПозиция налоговиков сводится к следующему: При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При этом на основании ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации
. Пунктом 9 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. Таким образом, поскольку при разделе земельного участка возникают новые объекты права собственности, которым присваиваются новые кадастровые номера, а данный объект прекращает свое существование, срок нахождения в собственности образованных при таком разделе земельных участков исчисляется с даты их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 октября 2011 г. N 03-04-05/7-768 О получении имущественного налогового вычета по НДФЛ
9 ноября 2011
Справка
Вопрос: Мне на праве общей долевой собственности, доля в праве 5/35, принадлежал земельный участок на основании договора купли-продажи доли земельного участка от 28.02.2008 года, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок выдано 06.03.2008 года.
По решению собственников от 06.05.2008 года земельный участок разделён на два земельных участка. В результате, я приобрёл общую долевую собственность (доля в праве 50352/170000) на земельный участок, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок выдано 3 июля 2009 года.
На основании соглашения о разделе земельного участка от 29.10.2009 года земельный участок разделён на три земельных участка. В результате, я стал собственником земельного участка площадью 50352 кв. м., свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок выдано 16 ноября 2009 года.
По решению собственника от 06.05.2011 года земельный участок площадью 50 352 кв.м., разделён на два земельных участка: площадью 4 735 кв. м. и 45 617 кв. м. Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок выдано 31 мая 2011 года.
Таким образом, земельный участок площадью 4 735 кв. м. является составной частью первоначального земельного участка, который находился в моей собственности более трёх лет, право общей долевой собственности зарегистрировано 06.03.2008 года.
В связи с тем, что я продал земельный участок площадью 4 735 кв.м., прошу Вас дать письменный ответ по следующему вопросу: правильно ли я понимаю, что в описанном случае доходы от продажи земельного участка на основании абз. 1 п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), так как право собственности налогоплательщика на первоначальный земельный участок возникло более трёх лет назад?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб.
Из письма следует, что налогоплательщик с марта 2008 года является одним из четырех совладельцев земельного участка с принадлежащей ему 5/35 доли в праве собственности на данный земельный участок. В 2009 году произошел передел земельного участка, в результате налогоплательщику стала принадлежать 50352/170000 доли в праве собственности. До 2011 года произошло еще два разделения данного земельного участка, вследствие этого одна из выделенных долей земельного участка с мая 2011 года стала принадлежать налогоплательщику единолично, после чего была продана.
Согласно статье 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
При этом на основании статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 9 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
Таким образом, поскольку при разделе земельного участка возникают новые объекты права собственности, которым присваиваются новые кадастровые номера, а данный объект прекращает свое существование, срок нахождения в собственности образованных при таком разделе земельных участков исчисляется с даты их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая вышеизложенное, поскольку вновь образованный земельный участок при его продаже в 2011 году находился в собственности налогоплательщика менее трех лет, то он имеет право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в размере, не превышающем 1 000 000 рублей. Доход, превышающий названную сумму, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов.
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 октября 2011 г. N 03-04-05/7-768При разделе земли прежний участок перестает существовать и образуются новые с новыми кадастровыми номерами.
Разъяснено, что срок нахождения в собственности участков, образованных при разделе, исчисляется с даты их регистрации в ЕГРП.
Если проданный участок находился в собственности плательщика НДФЛ менее 3 лет, то данное лицо в отношении дохода от реализации имеет право на вычет до 1 млн руб.
Доход, превышающий названную сумму, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке по ставке 13%.
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин
В данном случае Вы вправе обжаловать решение налогового органа. При этом судебная практика по спорам данной категории довольно противоречива. Пример положительной для Вас судебной практики: ОПРЕДЕЛЕНИЕ гр.д. № 33-23054 10 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда В составе председательствующего: Федерякиной М.А. и судей: Владимировой Н.Ю., Лукьянова И.Е., при секретаре: Подопригора К.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.дело по кассационной жалобе представителя Довлатбегова М.Г. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 16.03.2011 г., которым постановлено: в удовлетворении заявленных требований Довлатбегова М.Г. об оспаривании решения ИФНС России № 18 г.Москвы от 10.09.2010 года № 1113 о привлечении к налоговой ответственности и решения УФНС по г.Москве от 17.11.2010 года № 21-19/120533 по результатам апелляционной жалобы — отказатьУСТАНОВИЛА: Довлатбегов М.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просит отменить решение заместителя начальника ИФНС № 18 по г.Москве от 10.09.2010 г., которым он был привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, а также отменить Акт УФНС по г.Москве от 17.11.2010 г. № 21-19/102533, которым вышеуказанное решение было оставлено без изменения, считая, что данные акты противоречат закону, указывая, что в 2006 г. приобрел в свою и совместную собственность 2 земельных участка, спустя 3 года им было принято решение о разделе указанных земельных участков, после чего он совершил отчуждение двух из вновь образованных после раздела. При этом, подавая декларацию о доходах физических лиц за 2009 год, заявитель сообщил все необходимые сведения в отношении указанных земельных участков, а также приложил все необходимые документы, подтверждающие изначальное право на указанные земельные участки. 10.09.2010 г. заместителем начальника ИФНС № 18 по г.Москве было вынесено решение о привлечении Довлатбегова М.Г. к ответственности в порядке п.1 ст.122 НК РФ, а именно: неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Не согласившись с постановленным решением, Довлатбегов М.Г. обратился в УФНС по г.Москве с жалобой на решение, 17.11.2010 г., по рассмотрении жалобы Довлатбегова М.Г., было принято решение об оставлении жалобы Довлатбегова М.Г. без удовлетворения, решение ИФНС № 18 по г.Москве было оставлено без изменения. Довлатбегов М.Г. считает решения, принятые налоговыми органами незаконными и просит их отменить, считает, что, поскольку земельные участки находились в его собственности более 3 лет, впоследствии реализованы по договорам купли-продажи иным лицам, при этом закон не ставит порядок освобождения от налогооблажения собственников, реализующих принадлежащее им более трех лет недвижимое имущество в зависимость от способа получения последними данной собственности, ему должен быть предоставлен имущественный налоговый вычет в связи с продажей земельных участков, образованных в результате их разделения для исчисления НДФЛ за 2009 г. на сумму 646625 руб. Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал. Представители ИФНС № 18 по г.Москве, УФНС по г.Москве в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленных требований. Судом постановлено названное решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просит представитель Довлатбегова М.Г.Заслушав представителей Довлатбегова М.Г., ИФНС № 18 по г.Москве, УФНС по г.Москве, проверив письменные материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене. Судом 1 инстанции установлено, что в соответствии с договором дарения земельного участка от 06.04.2006 г., Лыгин В.В. подарил заявителю земельный участок площадью 54800 кв.м. с кадастровым номером в границах кадастрового плана земельного участка, находящийся по адресу: на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства. Заявителем было получено свидетельство о государственной регистрации права от 05.05.2006 г. Постановлением Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 24.10.2007 г. был изменен разрешенный вид использования земельного участка, Довлатбеговым М.Г. 03.06.2008 г. было получено свидетельство о государственной регистрации права в связи с изменением вида разрешенного использования.06.04.2006 г. Хохлов Е.И. подарил Довлатбегову М.Г. и Казакову С.Г. в равных долях, по ½ доле каждому, принадлежащий ему по праву собственности земельный участок площадью 65 400 кв.м. с кадастровым номером ., находящейся по адресу: . на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства. Довлатбеговым М.Г. и Казаковым С.Г. были получены свидетельства о государственной регистрации права. Постановлением Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 24.10.2007 г. был изменен разрешенный вид использования земельного участка, Довлатбеговым М.Г. и Казаковым С.Г. 03.06.2008 г. было получено свидетельство о государственной регистрации права в связи с изменением вида разрешенного использования.16.04.2009 г. Довлатбеговым М.Г. и Казаковым С.Г. было принято решение о разделе земельного участка площадью 65 400 кв.м. кадастровый номер 50:07:07 05 09:03, расположенный по вышеназванному адресу на 38 обособленных земельных участков, с указанием общей площади и кадастровых номеров разделенных участков, о чем в ЕГРП были сделаны соответствующие регистрационные записи. 05.05.2009 г. Довлатбегов М.Г. получил свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки, полученные в результате раздела.21.05.2009 г. Довлатбеговым М.Г. принято решение о разделе земельного участка площадью 54 800 кв.м. на 33 обособленных земельных участка, с указанием общей площади и кадастровых номеров разделенных участков, о чем в ЕГРП были сделаны соответствующие регистрационные записи. Также судом было установлено и сторонами не оспаривалось, что образованные в результате раздела земельные участки 09.07.2009 г., 06.11.2009 г. были реализованы в соответствии с договорами купли-продажи (купчей) Каширину Ю.А. и Масагутовой И.Р., Абрамову Ю.Н. и Кудрявцевой Е.П.27.04.2010 г. заявителем в ИФНС № 18 по г.Москве была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2009 год, в которой Довлатбегов М.Г. отразил полученные в 2009 г. доходы от реализации 2 земельных участков в сумме 1 646 625 руб. и заявил имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп.1 п.1 ст.220 НК РФ.ИФНС № 18 по г.Москве, проведя камеральную налоговую проверку представленной налоговой декларации, составила акт камеральной налоговой проверки от 27.07.2010 г. № 3544, которым Довлатбегову М.Г. предлагалось уплатить сумму НДФЛ в размере 84 062 руб. по сроку уплаты 15.07.2010 г., пени по НДФЛ в размере 1 237,81 руб., штрафные санкции в размере 16 812,40 руб. за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, а также вынесла 10.09.2010 г. решение № 1113 о привлечении Довлатбегова М.Г. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ.01.10.2010 г. Довлатбегов М.Г. обратился в УФНС по г.Москве с жалобой на решение от 10.09.2010 г. Решением УФНС по г.Москве от 17.11.2010 г. решение ИФНС № 18 по г.Москве было оставлено без изменения, жалоба Довлатбегова М.Г. без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении заявления Довлетбегова М.Г. суд указал, что учитывая возникшее зарегистрированное право собственности у заявителя на 71 вновь образованный земельный участок с новыми кадастровыми номерами, в том числе, впоследствии 2 реализованных, при этом срок нахождения в собственности образованных участков исчисляется с даты их регистрации в ЕГРП, суд приходит к выводу, что проданные в 2009 г. земельные участки с кадастровыми номерами и были образованы в 2009 г., находились в собственности Довлатбегова М.Г. менее трех лет, в связи с чем налогоплательщик имеет право на имущественный налоговый вычет в размере, не превышающем 1.000.000 руб. по всем объектам недвижимого имущества, реализованным за налоговый период. Однако, с выводом суда судебная коллегия согласиться не может. В соответствии с п.17.1 ст.217 НК РФ, доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения): доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. (ранее – пп.1 п.1 ст.220 НК РФ — При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов: в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 рублей. При продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.) В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. По смыслу приведенной нормы, такое подтверждение должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации без искажения содержания правового режима собственности в отношении объекта недвижимости, основываться исключительно на представленных документах, подтверждающих право и его содержание. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в отношении которого он вправе совершать любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться иным образом, не связанным с его отчуждением или передачей во владения другим лицам (пункты 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает основания прекращения права собственности: отчуждение собственником своего имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества, утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Как указывалось выше, по договору дарения заявитель 06.04.2006 г. приобрел земельный участок площадью 54800 кв.м., также 06.04.2006 г. по договору дарения Довлатбегов М.Г. и Казаков С.Г. в равных долях, по ½ доле каждому, приобрели земельный участок площадью 65 400 кв.м., право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке. Впоследствии заявитель принял решение о разделе земельного участка площадью 54 800 кв.м. на 33 обособленных земельных участка (21.05.2009 г.), а земельного участка площадью 65 400 кв.м. на 38 обособленных земельных участков (16.04.2009 г.) с указанием общей площади и кадастровых номеров разделенных участков, о чем в ЕГРП были сделаны соответствующие регистрационные записи. Действующее законодательство не предусматривает в качестве основания прекращения права собственности на недвижимость ее раздел на отдельные самостоятельные части с последующей постановкой на кадастровый и технический учет. Согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах Единого государственного реестра прав и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открыты новые дела правоустанавливающих документов. При этом Федеральный закон N 122-ФЗ не возлагает на собственника недвижимого имущества обязанности повторно регистрировать свое право, в том числе на отдельные части объекта недвижимости. Таким образом, факт регистрации заявителем объектов недвижимости, возникших после раздела двух земельных участков, не влечет прекращение права собственности Довлатбегова М.Г. на спорное имущество, являющееся частями земельных участков, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке в 2006 г., то есть, проданные Довлатбеговым М.Г. земельные участки находились в его собственности более трех лет. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела,, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное решение, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об удовлетворении требований Довлатбегова М.Г. На основании изложенного, и, руководствуясь ст.360 ГПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Преображенского районного суда г.Москвы от 16.03.2011 г., отменить. Принять по делу новое решение. Требования Довлатбегова Михаила Георгиевича удовлетворить. Отменить решение заместителя начальника ИФНС № 18 по г.Москве от 10.09.2010 г., которым Довлатбегов Михаил Георгиевич был привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, а также отменить Акт УФНС по г.Москве от 17.11.2010 г. № 21-19/102533. dolya.org/mosgorsud/33_23054_2011 Следует обратить внимание на тот факт, что суды первой и апелляционной инстанции в этом деле не поддержали позицию налогоплательщика.
Ч.1 НК РФ
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.07.2017)
""НК РФ Статья 229. Налоговая декларация
КонсультантПлюс: примечание.
Налогоплательщики физические лица могут заполнить и представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в интерактивном сервисе "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru)
""1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 28.11.2015 N 327-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
""Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
""2. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.
""3. В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
""При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.
""Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
""4. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 27.12.2009 N 368-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
""Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ; в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
СпроситьНет, пени и штрафы Вы не остановите.
Ст. 115 НК РФ не оставляет Вас в безопасности, когда Вы не в России.
1. Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)
Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
СпроситьДобрый день!
Камеральные налоговые проверки проводятся в соответствии со ст.88 НК РФ. В вашем случае, если декларация подана, то значит на нее составлен акт камеральной налоговой проверки, предполагающий доначисление к уплате суммы налога. Если оспаривать начисления, то это надо начинать делать сразу при получении акта налоговой проверки. Если срок на оспаривание у вас еще есть, я готова оказать вам помощь в составлении письменных возражений.
Если же декларация подана не была, налоговые органы при отсутствии вразумительных пояснений с приложением документов от налогоплательщика передают такие сведения в полицию, в худшем случае может быть даже возбуждено уголовное дело. Так что если не подавали, то хотя бы пришлите мотивированный ответ на их требование. У вас случай, где можно попробовать побороться и отбить начисления, главное не пропустить сроки по проверке.
Спросить