Требования к питанию и устройство кухонных приспособлений для работников, работающих вахтой на предприятии Москвы из других регионов
Работаю на предприятии Москвы вахтой. Обязан ли работодатель организовать трех разовое питание работников и разрешено ли работникам на рабочем месте в цеху иметь холодильник и микроволновую печь. Работники в основном из других регионов проживания.
Нигде в законодательстве об обязанности работодателя перед работниками в виде трёхразового питания не упоминается!
Согласно ст. 223 Трудового кодекса РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и др. Следовательно, работодатель обязан выделить место работникам для приема пищи. Требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарными нормами, например п. п. 5.48 - 5.51 Свода правил СП 44.13330.2011 "Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87", утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782. Если на предприятии работает до 10 человек в смену, то вместо комнаты для приема пищи следует предусмотреть в гардеробной дополнительное место площадью 6 кв. м с установкой стола для приема пищи. При численности работников в наиболее многочисленной смене до 30 человек следует оборудовать комнату для приема пищи. Комната для приема пищи должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником. При численности работников более 200 человек в смену необходимо предусматривать столовую, работающую на полуфабрикатах, а при численности до 200 человек - столовую-раздаточную. Таким образом, наличие в организации столовой (отвечающей указанным выше требованиям) освобождает работодателя от обеспечения рабочих мест работников бытовой техникой (холодильник, чайник, микроволновая печь) для приема пищи. За нарушение установленных требований работодатель может быть привлечен к административной ответственности согласно ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Хотелось бы дополнительно обратить Ваше внимание на то, что, в случае, если Вы организуете свою столовую для работников, где будет работать повар, то Вам нужно соблюдать все нормы как для предприятия общественного питания. А именно в целях создания такой столовой нужно будет: получить разрешение Роспотребнадзора (см. Письмо Роспотребнадзора от 20.03.2007 N 0100/2745-07-32 "Об усилении госсанэпиднадзора за производством и оборотом пищевых продуктов"); определить и соблюдать при приеме на работу квалификационные требования к поварам (см. Постановление Минтруда РФ от 05.03.2004 N 30; Приказ Минздрава России от 29.06.2000 N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций"); оформить на работу иной обслуживающий персонал (в трудовые обязанности повара не могут одновременно входить и обязанности уборщика); исполнять требования трудового законодательства по обязательному проведению медицинских осмотров работников, которые заняты приготовлением пищи (ст. 213 ТК РФ), а также по наличию личных медицинских книжек на каждого работника; соблюдать требования Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Допустим, в организации нет ни столовой, ни специальной комнаты для приема пищи. Отсутствие отдельного помещения для приема пищи не освобождает работодателя от обязанности обеспечить нормальные условия труда. В подобной ситуации работникам должна быть предоставлена возможность обедать непосредственно на рабочих местах (ст. 108 ТК РФ). Следовательно, затраты на покупку холодильников (постановление ФАС Центрального округа от 12.01.2006 № А 62-817/2005), микроволновой печи (постановление ФАС Поволжского округа от 04.09.2007 по делу № А 65-19675/2006-СА 1-19), кофеварки (постановление ФАС Московского округа от 18.12.2007 № КА-А 40/13151-07 по делу № А 40-192/07-4-2), электрочайников (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2006 по делу № А 56-7747/2005) и другой бытовой техники можно квалифицировать как расходы на создание нормальных условий труда и учитывать при расчете налога на прибыль.
Бутилированная питьевая вода и кулеры
Многие организации приобретают для своих работников не только различную бытовую технику, но также обеспечивают их чистой питьевой водой. Минфин России считает, что расходы на покупку питьевой воды и аренду кулера можно признать в целях налогообложения прибыли только в том случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья (письмо от 02.12.2005 № 03-03-04/1/408). Однако в последнее время арбитражные суды обычно с такой позицией не соглашаются. В решениях судьи отмечают, что расходы на приобретение кулера и питьевой воды уменьшают налогооблагаемую прибыль независимо от того, пригодна водопроводная вода для употребления или нет. Ведь подобные затраты являются составной частью расходов на обеспечение нормальных условий труда, а в налоговом законодательстве не содержится требования представить документ о качестве водопроводной воды (постановления ФАС Поволжского округа от 20.03.2008 по делу № А 55-9669/07-3 и ФАС Московского округа от 05.05.2009 № КА-А 40/3335-09 по делу № А 40-47054/08-108-151).
Удачи во всех ваших начинаниях и в защите Ваших прав! А мне не забудьте за своевременный и качественный ответ поставить благодарность!..
Спросить