А, значит, при установлении сумм возмещения вреда в первую очередь применяются положения чернобыльского Закона
Есть ли возможность решения вопроса в судебном порядке о признании периода работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, как периода работы в новых условиях на основании, изложенном далее.
В июле 2002 года отделом детских пособий и компенсаций Объединённой администрацией Ленинского и Октябрьского района г.Томска был произведён перерасчет ранее установленных мне сумм в возмещение вреда, начиная со 2 марта 1996 года, исходя из заработка за 12 месяцев (октябрь 1986 года – сентябрь 1987 года) вместо ранее применяемого заработка за сентябрь 1987 года в размере 863, 89 копеек, с применением коэффициентов осовременивания среднемесячного заработка пропорционально росту минимального размера оплаты труда вместо ранее применяемых коэффициентов увеличения минимальных размеров пенсии за период с 1988 года до 1996 года и повышающих коэффициентов 6,7 (1986 года) и 6,4 (1987 года).
Однако при данном перерасчёте были проигнорированы требования статьи 3 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которыми работа на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы является работой в новых условиях.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, возмещение вреда устанавливается в соответствии с законами, действующими на момент возникновения у гражданина такого права.
Факт того, что работа на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы является работой в новых условиях, учитывая, что работа в таких условиях в соответствии с положениями как ранее действовавшего КЗоТ РСФСР (РФ), так и Трудового кодекса РФ является работой с вредными условиями труда, в которых я ранее не работал, что соответствует записям в моей Трудовой книжке, подтверждается положениями статьи 24 чернобыльского закона (в редакции Закона от 18 июня 1992 года № 3061), действовавших на момент установления мне впервые сумм возмещения вреда, о том, что «при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах». При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 13 чернобыльского закона, как военнообязанный, призванный на специальные сборы и привлеченный в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения выполнял работы в соответствии со «Списком работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации», что подтверждается выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Решении от 20 января 2010 года № ГКПИ 09-1510 о том, что «...выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой к категории граждан – военнослужащих, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся в частности, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986-1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ (пункт 3).
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является специальным законом, относит к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого Закона, военнослужащих не в связи с прохождением ими службы в определенной местности, а по основанию выполнения работ в зоне отчуждения. Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. № 5625-1».
Кроме того, в соответствии с положениями чернобыльского Закона законодательно установлен период участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, для меня в данном случае 1986-1987 годы (статьи 3, 8, 13 (пункты 1 и 3 части первой), 24, 30), при этом конкретный период подтверждается справками и документами, находящимися в моём деле по установлению возмещения вреда, и установлен Решением Октябрьского районного суда города Томска от 04 августа 2008 года № 2-257/08 – с 08 августа 1987 года по 12 октября 1987 года.
Как указали Конституционный Суд и Верховный Суд Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является специальным законом, а из этого следует, что данный Закон имеет юридическую силу выше, чем, например, Закон «Об обязательном социальном страховании...» или ранее действовавшие Правила возмещения работодателями вреда здоровью... А, значит, при установлении сумм возмещения вреда в первую очередь применяются положения чернобыльского Закона, которые регулируют вопросы применения чернобыльского заработка для расчёта возмещения вреда, законодательно установленного периода участия в указанных работах, который является работой в новых условиях, в соответствии с законодательно установленным Списком работ в зоне отчуждения, в полном соответствии с требованием КЗоТ РСФСР (РФ), в соответствии с которыми трудовой договор, заключённый на предприятиях, организациях и учреждениях действовал только на территории Российской Федерации, а, следовательно, не имел юридической силы на территории союзного государства – Украинской ССР, где действовал свой КЗоТ Украинской ССР, что в полной мере соответствует статье 2 чернобыльского Закона. Из этого следует, что период моего участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС является обособленным периодом моего трудового стажа работы, независимо от того, что запись о данном периоде работы не внесёна в мою Трудовую книжку, учитывая, что этот период работы законодательно закреплён в чернобыльском Законе.
Как изложено было ранее, в июле 2002 был произведён перерасчёт ранее установленных мне сумм возмещения вреда, начиная со 2 марта 1996 года, возникает вопрос:
«На каком основании при перерасчёте возмещения вреда был применён среднемесячный заработок за 12 месяцев (октябрь 1986 года – сентябрь 1987 года), предшествующих увечью, если до участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – 8 августа 1987 года, в соответствии с трудовым договором с Томским электротехническим заводом я не работал во вредных радиационно-опасных условиях труда и не выполнял работы по Списку работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации», учитывая, что мой трудовой договор с Томским электротехническим заводом не имел юридической силы на территории Украинской ССР (чернобыльским Законом установлено, что работы по ликвидации последствий аварии велись в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. А Чернобыльская АЭС располагалась на территории бывшей Украинской ССР, ныне Украины, что является общеизвестным фактом, а, следовательно, не подлежит доказыванию).
Заранее благодарен,
Анатолий Иванов.