В последнее время в ряде регионов страны у собственников автомобилей возникла проблема с регистрационными действиями в ГИБДД в случаях, когда номер двигателя не совпадает с данными документов на автомобиль.
Я согласен с действиями ГИБДД в тех случаях, когда не соответствует модель двигателя и при этом мощность не соответствует сведениям документов, либо модель двигателя не соответствует конструкции транспортного средства (далее - ТС), и, таким образом, усматривается внесение изменения в конструкцию ТС. В случае же несоответствия номера двигателя с данными документов на ТС отказ в проведении регистрационных действий должен расцениваться как превышение полномочий сотрудником ГИБДД и никак иначе.
Попытаюсь пояснить свою позицию.
23.09.2010 вступил в силу Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее – ТР РФ), утвержденнный постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720. Приложением № 8 к ТР РФ установлены требования к маркировке и возможности идентификации ТС. Разделом 3 «Требования к маркировке компонентов транспортных средств, выпускаемых в обращение в качестве сменных (запасных) частей» указанного выше приложения установлено, что «компоненты транспортных средств, выпускаемые в обращение в качестве сменных (запасных) частей, в своей маркировке должны содержать наименование или товарный знак изготовителя, а также, при наличии, информацию о специфических конструктивных характеристиках, влияющих на безопасность». Двигатель ТС и является таким компонентом, и, как следствие, не подлежит маркировке посредством идентификационного номера.
Таким образом, с вступлением в силу ТР РФ требования нормативных правовых актов, регламентирующих регистрацию ТС, на которые распространяется действие ТР РФ, в силу требований части 2 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не могли применяться в части требований к наличию номеров на двигателях и, как следствие, проверке их наличия. С целью приведения правовых норм в сфере регистрации транспортных средств в соответствие с законодательством о техническом регулировании с 20.01.2011 были внесены изменения в раздел «Осмотр транспортного средства и проверка подлинности номерных агрегатов с отметкой в заявлении» Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств». Результатом внесенных изменений явилось отсутствие требования по подтверждению и установлению номера двигателя при осмотре ТС.
С 15.10.2013 введен в действие Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (далее - Административный регламент). Разделом «Осмотр транспортного средства» Административного регламента установлено, «сотрудником производится визуальный осмотр транспортного средства на предмет соответствия идентификационной маркировки с представленными документами на транспортное средство, а также для проверки ее подлинности».
Правовыми актами в сфере регистрации транспортных средств понятие идентификационной маркировки транспортного средства не раскрывается. При этом ТР РФ в разделе 1 «Требования к маркировке транспортных средств (шасси) посредством идентификационных номеров» приложения № 8 регламентирует нанесение на каждое ТС уникального идентификационного номера, которым и является всем известный VIN, и устанавливает требования к его форме, содержанию, расположению и нанесению. Из изложенного следует, что уникальный идентификационный номер транспортного средства ничто иное, как его идентификационная маркировка.
Таким образом, Административный регламент не устанавливает обязательного требования по идентификации номера двигателя при осмотре ТС. Дополнительно, раздел «Изменение регистрационных данных» Административного регламента не предусматривает каких-либо действий при изменении номера двигателя.
С 01.01.2015 введен в действие технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС), решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877. При этом требования к маркировке компонентов транспортных средств, выпускаемых в обращение в качестве сменных (запасных) частей, в части отсутствия требований по нанесению идентификационного номера на такие компоненты не изменились.
Как следствие, факт превышения полномочий, предоставленных сотруднику ГИБДД при проведении регистрационных действий с ТС, в случае отказа в проведении таких действий при несоответствии номера двигателя с данными документов на ТС налицо. А это, как говорится, уже совсем другая история, которая изложена в других сферах законодательста, в том числе и в сфере противодействия коррупции.
Хотелось бы узнать Ваше мнение по изложенной проблеме. Заранее спасибо.
С уважением,
Андрей.