Досрочное лишение главы муниципального образования и вопросы назначения И.О. главы - нужно ли вносить сведения в ЕГРЮЛ?
Глава муниципального образования досрочно лишён своих полномочий. Совет депутатов данного муниципального образования назначил временно исполняющего обязанности главы МО. Нужно ли подавать сведения о нём, как о лице, имеющим право действовать без доверенности в ЕГРЮЛ? Процедура назначения И.О. главы в документах муниципального образования нигде не прописана.
Не нужно.
"Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 февраля 2011 г. N КГ-А41/17912-10 по делу N А41-8874/10
Комментарий ГАРАНТа
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.
судей Денисовой Н.Д. и Стрельникова А.И.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Королева Е.В. по дов. N 29 от 16.12.10 г.,
от ответчика - ИФНС России по г. Ногинску - неявка, извещен,
от ответчика - Главы Ногинского муниципального района Московской области - Белякова Е.Е. по дов. от 13.08.08 г.,
от третьего лица - Белякова Е.Е. по дов. от 08.07.08 г.,
рассмотрев 7 февраля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Мособлстрой-9" на решение от 3 августа 2010 года Арбитражного суда Московской области, принятое судьей Севостьяновой Н.В., и на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2010 года, принятое судьями Виткаловой Е.Н., Бархатовым В.Ю., Гагариной В.Г., по заявлению ЗАО "Мособлстрой-9" к ИФНС России по г. Ногинску Московской области, Главе Ногинского муниципального района Московской области об оспаривании действий; третье лицо: Администрация муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области", установил:
Закрытое акционерное общество "Мособлстрой-9" (далее по тексту - ЗАО "Мособлстрой-9"
обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Ногинску Московской области и Главе Ногинского муниципального района Московской области со следующими требованиями: 1) признать недействительным внесение налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года - администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" с порядковым номером 1, государственным регистрационным номером записи 1025003917289 от 10.02.2002; 2) признать недействительным свидетельство о внесении указанной записи в ЕГРЮЛ серии 50 N 004946670 от 10.12.2002, выданное инспекцией; 3) при- знать недействительной постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" от 12.11.2005.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Администрация муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области". Решением Арбитражного суда Московской области от 3 августа 2010 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные ЗАО "Мособлстрой-9" требования оставлены без удовлетворения. При этом суд указал, что администрация зарегистрирована в качестве юридического лица на законных основаниях, а заявитель не представил доказательств нарушения его прав.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "Мособлстрой-9" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя, при принятии обжалуемых судебных актов судами нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Считает, что внесение оспариваемой записи в ЕГРЮЛ не соответствует закону, поскольку в отношении администрации не соблюдена в установленном законом порядке процедура регистрации в качестве юридического лица, следовательно, она не может выступать субъектом гражданских правоотношений.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Пояснила, что решение о государственной регистрации не обжаловалось истцом, поскольку, по его мнению, такое решение не принималось.
Представитель Главы района и администрации возражала против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в письменных возражениях на жалобу, просила решение и постановление оставить в силе, считая их законными и обоснованными.
ИФНС России по г. Ногинску Московской области, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направила. При этом в суд поступило ходатайство ИФНС России по г. Ногинску Московской области о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя инспекции.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, устав Ногинского района был зарегистрирован Постановлением Главы администрации Московской области от 07.03.1996 N 74 -ПГ.
В соответствии с пунктом 30 устава Ногинского района администрация является исполнительным органом районного самоуправления и действует под непосредственным руководством Главы района.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" основанием для внесения записи о юридическом лице в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введение в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц.
Порядок организации и регистрации органов местного самоуправления до принятия Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определялся Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
На основании статьей 14 и 20 данного закона судами правомерно указано, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с названным Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований и данные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
При этом порядок принятия и регистрации уставов местного самоуправления в Московской области определен Положением от 20.09.1994 N 12/94-НА "О порядке подготовки, принятия и регистрации Уставов местного самоуправления в Московской области, согласно пункту 34 которого в целях создания единой системы учета и единообразного применения норм права, связанных с фактом принятия устава, уставы местного самоуправления любой территориальной общности Московской области проходят государственную регистрацию: не прошедший государственную регистрацию устав юридической силы не имеет и введен в действие быть не может.
Государственную регистрацию уставов производит Администрация Московской области.
Поскольку устав Ногинского муниципального района зарегистрирован Постановлением Правительства Московской области от 07.03.1996 N 74-ПГ, судами сделан правомерный вывод о том, что датой регистрации юридического лица - Администрации Ногинского муниципального района - также является дата регистрации устава муниципального образования - 07.03.1996 г., регистрационный номер юридического лица - N 74 ПГ и наименование регистрирующего органа до принятия Федерального закона N 129-ФЗ - Администрация Московской области.
Порядок организации деятельности органов местного самоуправления в настоящее время определен Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 41 данного закона органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 37 названного закона и статье 25 устава муниципального образования "Ногинский муниципальный район" местная администрация обладает правами юридического лица.
На основании указанных норм, судами сделан правомерный вывод об обоснованности и законности записи о регистрации администрации в качестве юридического лица, и выданного на её основании свидетельства о внесении записи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным ненормативного акта необходимо установить наличие одновременно двух условий: 1) несоответствие действий закону или иному нормативному акту; 2) нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося за судебной защитой.
Поскольку доказательств незаконности оснований внесения записи и выдачи свидетельства не установлено, а заявителем в судах первой и апелляционной инстанции не был доказан факт нарушения его прав и законных интересов наличием записи о регистрации администрации в качестве юридического лица и данное решение о внесении записи в установленный законом срок заявителем не оспаривалось, кассационная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ЗАО "Мособлстрой-9".
Поскольку доводы кассационной жалобы не нашли своего подтверждения и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные доводы не опровергают правильности принятых по делу решения и постановления.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых с удами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 3 августа 2010 года и постановление от 20 октября 2010 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-8874/10 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Мособлстрой-9" - без удовлетворения.
Председательствующий судья В.В. Кобылянский
Судьи Н.Д. Денисова
А.И. Стрельников"
Спросить