Досрочное лишение главы муниципального образования и вопросы назначения И.О. главы - нужно ли вносить сведения в ЕГРЮЛ?

• г. Рязань

Глава муниципального образования досрочно лишён своих полномочий. Совет депутатов данного муниципального образования назначил временно исполняющего обязанности главы МО. Нужно ли подавать сведения о нём, как о лице, имеющим право действовать без доверенности в ЕГРЮЛ? Процедура назначения И.О. главы в документах муниципального образования нигде не прописана.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Не нужно.

"Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа

от 14 февраля 2011 г. N КГ-А41/17912-10 по делу N А41-8874/10

Комментарий ГАРАНТа

Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кобылянского В.В.

судей Денисовой Н.Д. и Стрельникова А.И.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) - Королева Е.В. по дов. N 29 от 16.12.10 г.,

от ответчика - ИФНС России по г. Ногинску - неявка, извещен,

от ответчика - Главы Ногинского муниципального района Московской области - Белякова Е.Е. по дов. от 13.08.08 г.,

от третьего лица - Белякова Е.Е. по дов. от 08.07.08 г.,

рассмотрев 7 февраля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Мособлстрой-9" на решение от 3 августа 2010 года Арбитражного суда Московской области, принятое судьей Севостьяновой Н.В., и на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2010 года, принятое судьями Виткаловой Е.Н., Бархатовым В.Ю., Гагариной В.Г., по заявлению ЗАО "Мособлстрой-9" к ИФНС России по г. Ногинску Московской области, Главе Ногинского муниципального района Московской области об оспаривании действий; третье лицо: Администрация муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области", установил:

Закрытое акционерное общество "Мособлстрой-9" (далее по тексту - ЗАО "Мособлстрой-9";) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Ногинску Московской области и Главе Ногинского муниципального района Московской области со следующими требованиями: 1) признать недействительным внесение налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года - администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" с порядковым номером 1, государственным регистрационным номером записи 1025003917289 от 10.02.2002; 2) признать недействительным свидетельство о внесении указанной записи в ЕГРЮЛ серии 50 N 004946670 от 10.12.2002, выданное инспекцией; 3) при- знать недействительной постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" от 12.11.2005.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Администрация муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области". Решением Арбитражного суда Московской области от 3 августа 2010 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные ЗАО "Мособлстрой-9" требования оставлены без удовлетворения. При этом суд указал, что администрация зарегистрирована в качестве юридического лица на законных основаниях, а заявитель не представил доказательств нарушения его прав.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "Мособлстрой-9" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению заявителя, при принятии обжалуемых судебных актов судами нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Считает, что внесение оспариваемой записи в ЕГРЮЛ не соответствует закону, поскольку в отношении администрации не соблюдена в установленном законом порядке процедура регистрации в качестве юридического лица, следовательно, она не может выступать субъектом гражданских правоотношений.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Пояснила, что решение о государственной регистрации не обжаловалось истцом, поскольку, по его мнению, такое решение не принималось.

Представитель Главы района и администрации возражала против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в письменных возражениях на жалобу, просила решение и постановление оставить в силе, считая их законными и обоснованными.

ИФНС России по г. Ногинску Московской области, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направила. При этом в суд поступило ходатайство ИФНС России по г. Ногинску Московской области о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя инспекции.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, устав Ногинского района был зарегистрирован Постановлением Главы администрации Московской области от 07.03.1996 N 74 -ПГ.

В соответствии с пунктом 30 устава Ногинского района администрация является исполнительным органом районного самоуправления и действует под непосредственным руководством Главы района.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" основанием для внесения записи о юридическом лице в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введение в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц.

Порядок организации и регистрации органов местного самоуправления до принятия Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определялся Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

На основании статьей 14 и 20 данного закона судами правомерно указано, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с названным Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований и данные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

При этом порядок принятия и регистрации уставов местного самоуправления в Московской области определен Положением от 20.09.1994 N 12/94-НА "О порядке подготовки, принятия и регистрации Уставов местного самоуправления в Московской области, согласно пункту 34 которого в целях создания единой системы учета и единообразного применения норм права, связанных с фактом принятия устава, уставы местного самоуправления любой территориальной общности Московской области проходят государственную регистрацию: не прошедший государственную регистрацию устав юридической силы не имеет и введен в действие быть не может.

Государственную регистрацию уставов производит Администрация Московской области.

Поскольку устав Ногинского муниципального района зарегистрирован Постановлением Правительства Московской области от 07.03.1996 N 74-ПГ, судами сделан правомерный вывод о том, что датой регистрации юридического лица - Администрации Ногинского муниципального района - также является дата регистрации устава муниципального образования - 07.03.1996 г., регистрационный номер юридического лица - N 74 ПГ и наименование регистрирующего органа до принятия Федерального закона N 129-ФЗ - Администрация Московской области.

Порядок организации деятельности органов местного самоуправления в настоящее время определен Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно пункту 2 статьи 41 данного закона органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 37 названного закона и статье 25 устава муниципального образования "Ногинский муниципальный район" местная администрация обладает правами юридического лица.

На основании указанных норм, судами сделан правомерный вывод об обоснованности и законности записи о регистрации администрации в качестве юридического лица, и выданного на её основании свидетельства о внесении записи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительным ненормативного акта необходимо установить наличие одновременно двух условий: 1) несоответствие действий закону или иному нормативному акту; 2) нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося за судебной защитой.

Поскольку доказательств незаконности оснований внесения записи и выдачи свидетельства не установлено, а заявителем в судах первой и апелляционной инстанции не был доказан факт нарушения его прав и законных интересов наличием записи о регистрации администрации в качестве юридического лица и данное решение о внесении записи в установленный законом срок заявителем не оспаривалось, кассационная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ЗАО "Мособлстрой-9".

Поскольку доводы кассационной жалобы не нашли своего подтверждения и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные доводы не опровергают правильности принятых по делу решения и постановления.

Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых с удами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 3 августа 2010 года и постановление от 20 октября 2010 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-8874/10 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Мособлстрой-9" - без удовлетворения.

Председательствующий судья В.В. Кобылянский

Судьи Н.Д. Денисова

А.И. Стрельников"

Спросить
Татьяна
21.07.2016, 22:27

Правомерны ли действия главы муниципального образования в отношении главы администрации без согласования с собранием депутатов?

Суть обращения: Я главой администрации МО " Городское поселение Юрино" 22 марта текущего года был избран по результатам проведенного конкурса. Решением сессии депутатов я был утвержден в должности главы администрации и решением сессии было поручено главе администрации муниципального образования со мной заключить контракт. Согласно контракта и ФЗ №131 от 2003 года я исполняю свои обязанности на принципах ЕДИНОНАЧАЛИЯ и подотчетен и подконтролен собранию депутатов. 05 июля текущего года я выехал вза пределы городского поселения по семейным объстоятельствам, а также для решения служебных задач. Главу муниципального образования не поставил об этом в известность. В день отсутствия меня на рабочем месте глава муниципального образования составил акт отсутствия меня на рабочем месте. Акт составлен при понятых с улицы, которых он за ранее подготовил. Правомочны ли действия главы муниципального образования ко мне как главе администрации без согласования с собранием депутатов. Об своем отъезде я уведомил Главу администрации района. Глава муниципального образования моего городского поселения наложил на меня взыскание выговор, лишил премии, без согласования с собранием депутатов. Правомочны ли его действия ко мне?
Читать ответы (4)
Екатерина
12.09.2017, 09:27

Назначение заместителя главой администрации поселения как временного исполнителя обязанностей

Здравствуйте. Такой вопрос: глава городского поселения досрочно сложил полномочия. По уставу временно исполняющим обязанности главы поселения назначен заместитель главы администрации. Нужно ли к трудовому договору заместителя главы администрации составлять допсоглашение о назначении его ВРИО?
Читать ответы (3)
Элла
02.09.2008, 23:19

Как уволить помощника, подписавшего срочный договор с бывшим главой МО?

Глава МО назначил себе помощника и заключил с ним срочный трудовой договор на 4 года (на период полномочий главы МО). Через два года глава сложил свои полномочия и был избран новый глава МО. Как новому главе МО можно уволить помощника?
Читать ответы (1)
Маргарита
05.10.2016, 18:13

Вопрос увольнения главы муниципалитета при повторном избрании - необходимость или излишность?

Необходимо ли проводить увольнение главы внутригородского муниципального образования, исполняющего полномочия председателя Совета и главы местной администрации (выборная должность) если его выбрали на новый срок полномочий.
Читать ответы (1)
Таисия
09.06.2020, 09:56

Нарушения в проведении думы

Дорогие юристы! Кто специализируется в муниципалитетах. Имеет ли право глава администрации сельского поселения без разрешения главы муниципального образования сельского поселения созывать думу? Глава администрации созвал думу, но присутствовали не все участники (кворума не было). Вроде как было неправомерно вынесено решение липовое. Имеет ли право зам. главы муниципального образования подписать решение без разрешения главы муниципального образования? И подскажите каковы действия главы МО в данном случае? Писать заявление в прокуратуру на главу администрации? На какие статьи опираться? Как можно досрочно расторгнуть контракт с главой администрации?
Читать ответы (5)
Киселева Елена Александровна
26.02.2009, 08:51

Если нанимателем (работодателем) исполняющего обязанности главы администрации является тот самый представительный орган.

Кто является нанимателем (работодателем) муниципальных служащих местной администрации, непосредственно исполняющий обязанности главы администрации, или представительный орган (совет депутатов и глава поселения)? Если нанимателем (работодателем) исполняющего обязанности главы администрации является тот самый представительный орган.
Читать ответы (1)
Киселева Елена Александровна
05.02.2009, 15:34

Имеет ли право глава местной администрации муниципального образования быть инициатором собрания жителей и в каком случае

Имеет ли право глава местной администрации муниципального образования быть инициатором собрания жителей и в каком случае, так как в ст.29 ФЗ №131 собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа МО, главы муниципального образования (совет депутатов и глава поселения).
Читать ответы (1)
Андрей
17.10.2017, 13:18

Совет депутатов не утвердил кандидата с высшим профильным образованием на пост главы МО - адекватность решения?

Кандидата с высшим профильным образованием на пост главы МО не утвердил Совет депутатов, победил бывший глава не имеющий высшего образования, насколько правомочно решение депутатов? Спасибо.
Читать ответы (1)
Астафьева Анастасия Владимировна
05.12.2014, 20:21

Спор о назначении должностных лиц в местной администрации вызвал разногласия между главой муниципального образования

Глава муниципального образования района своими постановлениями назначил первого заместителя главы районной администрации и начальника райфинотдела. Позднее на заседании районного Собрания представителей постановление главы муниципального образования было оспорено ввиду того, что вопросы, связанные с утверждением данных должностных лиц местной администрации, отнесены Уставом района к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Однако глава муниципального образования района не согласился с выводами депутатов и обратился в суд указав, что решением районного Собрания представителей были ограничены его права как высшего должностного лица местного самоуправления. Прокомментируйте сложившуюся ситуацию.
Читать ответы (3)