Как вернуть авиационные двигатели после ареста воздушного судна - правовые аспекты и судебная практика
398₽ VIP

• г. Москва

Добрый день,

Хотел бы задать вопрос по не стандартной ситуации. Имеется воздушное судно, принадлежащее компании А. На данном воздушном судне имеются авиационные двигатели, принадлежащие физическому лицу Б. Воздушное судно было арестовано в 2012 году по уголовному делу. В 2017 году арест с данного воздушного судна снят в связи с закрытием дела. Собственник авиационных двигателей хочет забрать свое имущество. При этом аэропорт не отдает его, ссылаясь на задолженность за СТОЯНКУ ВОЗДУШНОГО СУДНА (планер принадлежит А). Как можно поступить в данной ситуации? Должен ли собственник двигателей нести ответственность за СТОЯНКУ планера? Какая есть судебная практика по этому поводу?

Читать ответы (14)
Ответы на вопрос (14):

Собственник в данном случае может подать иск в суд об истребовании принадлежащего ему имущества, на основании ст. 301 ГК РФ.

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)

Статья 301. Истребование имущества из чужого незаконного владения

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Спросить

Нужно собственнику двигателей оплатить услуги хранения своего имущества.

И потом можно предъявить требование о компенсации к тому, кого обвиняли по уголовному делу.

Он же виновник?

Значит, по ст. 15 ГК РФ компенсирует ущерб.

Спросить

Добрый день! Физическому лицу Б необходимо подать претензию собственнику планера - А с требованием вернуть принадлежащие ему авиационные двигатели. А как будет А решать вопрос со стоянкой Б уже волновать не должно. Но А обязан оплатить стоянку планера. Но в данном случае необходимо учитывать основания для снятия ареста с судна. Если уголовное дело прекращено по реабилитирующим основаниям, то стоимость стоянки А сможет взыскать с казны. Но в любом случае А должен оплатить стоянку.

Что касается Б, то опять же, необходимо разбираться в правоотношениях с А, то есть какие есть основания для расторжения заключенного между А и Б договора.

Статья 12 ГК РФ Способы защиты гражданских прав

Защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным решения собрания;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Здравствуйте!

Как арест судна связан с зранением авиационных дигателей? Они тоже были аретованы? ,

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)

Статья 359. Основания удержания

1. Кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели.

Спросить

За стоянку судна собственник двигателя ответственности не несет. Из вопроса не понятно какие отношения между авиакомпанией и собственником двигателя сложились, т.е. какой договор заключен? Двигатель передан в аренду? В безвозмездное пользование? На какой срок был заключен договор? Если срок аренды (пользования) истек или никакой договор не заключался (срок не оговаривался), письменно потребуйте возврат двигателя и установите разумный срок. Если требование не будет исполнено, подавайте иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Ст.301,314 ГК РФ.

Спросить

Собственник двигателей не должен нести ответственность за стоянку (хранение) планера, так как он не заключал с аэропортом договор хранения этих двигателей ст 886 ГК РФ

Если аэропорт не отдает двигатели то собственник вначале предъявляет претензию о возврате этих двигателей В претензии указывается срок 10-15 дней для добровольного решения вопроса если в этот срок двигатели не будут возвращены ее собственнику то он должен обращаться в суд в иском об истребовании своих двигателей из чужого незаконного владения ст 301 ГПК РФ В суде физическое лицо на основании ст 56 ГПК РФ доложен доказать принадлежность ему двигателей.

Спросить

Кирилл, добрый день.

Для правового анализа ситуации важно знать, существуют ли в настоящее время договорные отношения между собственником воздушного судна и собственником двигателей.

Собственник имущества (двигателей) вправе обратиться в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения на основании ст. 301 ГК РФ - при условии, что оснований законного пользования двигателями у собственника воздушного судна нет. В ином случае нужно расторгать договор (если он имеется). Также нужно учитывать возможность взыскания платы за пользование двигателями, если пользование осуществлялось на возмездной основе.

Оплату за стоянку с собственника двигателей взыскать нельзя в любом случае, т.к. между ним и собственником площадки, на которой осуществлялась стоянка воздушного судна, договорных отношений нет. Возможно взыскание убытков, которые понес собственник воздушного судна в связи с длительной стоянкой. Но для этого должны быть соответствующие условия-вина собственника двигателя в стоянке судна + доказательства того, что данные убытки имеют место быть. Т.е. собственник воздушного судна сначала должен сам оплатить расходы за стоянку, и только затем пытаться взыскать их полностью или в части с ВИНОВНЫХ лиц.

Спросить

Воздушное судно представляет собой сложную вещь. В соответствии со ст.134 ГК РФ если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

И в качестве сложной вещи права на воздушное судно подлежат государственной регистрации. При этом в соответствии с п.7 ст.9 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" каждый раздел Единого государственного реестра прав на воздушные суда состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится краткое описание каждого воздушного судна - вид, тип и назначение воздушного судна, номер планера, номера двигателей и вспомогательных силовых установок и иная необходимая информация.

Арест в 2012 году был наложен на воздушное судно, в том числе и на двигатель, и собственник двигателя при этом не пытался (?) в указанный период снять арест с двигателя по приводимым в вопросе аргументам. Это относится к отрицательным нюансам последствий поставленного вопроса.

Возможно, двигатель и принадлежит другому лицу (не собственнику планера), равно как и воздушные винты, бортовое авиационное оборудование. Однако, если их демонтировать с воздушного судна, последнее перестаёт быть таковым.

Вместе с тем, арест на воздушное судно был наложен по каким-то причинам вследствие нарушения его владельцем каких-то норм или по гражданско-правовым основаниям.

При постановке воздушного судна на стоянку его собственник вступил в гражданские правоотношения с аэропортом и последний в соответствии со ст.359 ГК РФ вправе удерживать это воздушное судно по причине неисполнения владельцем обязательств по оплате стоянки.

И вполне логичным представляется вывод, что ответственным в данном случае является владелец воздушного судна, а не собственники (возможные) его составных частей.

Однако тут стоянка обусловлена действиями следственных органов и определяющим моментом является основания прекращения дела. При незаконности его возбуждения аэропорт и владелец воздушного судна могут предъявить гражданско-правовой иск о возмещении вреда в порядке ст. 1070 ГК РФ

Статья 1070. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

2. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Таким образом, однозначного ответа на Ваш вопрос нет. Есть ли общее направление по которому можно двигаться. Пока воздушное судно является таковым оно может удерживаться аэропортом и разукомлектовать его так просто никто не позволит.

Нужно сначала предъявить его собственнику требования, возникшие из оснований, по которым двигатели оказались на воздушном судне, расторгнуть соответствующие договоры и обратить взыскание на двигатели либо истребовать их у незаконного владельца (виндикационный иск), и потом уже разбираться с аэропортом, направляя его действия в отношении следственных органов, если есть основания. Кроме того, по законодательству не предусматривается субсидиарная ответственность владельцев комплектующих частей воздушного судна по обязательствам собственника этого судна.

Спросить

Вопрос в том, что в гражданском обороте разделяется собственность на планер воздушного судна и на двигатели. Права собственности принадлежат разным компаниям. Двигатели УСТАНОВЛЕНЫ на воздушное судно. Т.е. находятся в его составе. Какие основания у аэропорта требовать задолженность за хранение двигателей, если никаких договорных отношений и услуг по ОТДЕЛЬНОМУ хранению двигателей не было. Аэропорт оказывал услуги по СТОЯНКЕ воздушного судна и задолженность имеется за СТОЯНКУ. Какая практика есть на этот счет?

Спросить

Да без разницы какая практика есть, т.к. судебная практика в РФ не является источником права. Нужно смотреть на сложившиеся правоотношения сторон, на обстоятельства. Из заданного вопроса пока ничего не понятно, мало информации.

Спросить

Нет никакойпрактики. Все случаи совершенноразные. Почему не предтавлялоь возможным демонтировать двигатели? Вам нужна нормальная подробная консультация. Вопросов поделу много (ст. 779 ГК РФ).

Спросить

Был арестован планер. Проведение работ по демонтажу двигателей во время ареста не представлялось возможным. После снятия ареста было получено согласие собственника на демонтаж, однако аэропорт требует в том числе с собственника двигателей задолженность за стоянку в более чем 5 лет.

Спросить

Услуги хранения двигателя авиакомпанией не предоставлялись. Если бы двигатель был снят с судна и собственник не забрал его, тогда да, это хранение. В Вашем случае хранения не было. Требуйте возврата имущества и далее в суд (если договор аренды не истек).

Спросить

Вообще нет никаких оснований требовать оплаты за хранение двигателей, потому что соответствующий договор хранения ст 886 ГК РФ не был заключен Если аэропорт не возвращает двигатели добровольно поэтому основанию то он поступает неправомерно Цивилизованный путь-это возврат двигателей и предъявление иска к собственнику двигателей о взыскании платы за хранение-пусть тогда аэропорт согласно ст 56 ГПК РФ доказывает наличие основания для требования платы за хранение В отсутствии же договора хранения такого основания просто нет.

Спросить
Светлана
15.03.2022, 07:13

Оспаривание законности изъятия воздушного судна компанией после расторжения договора лизинга

Мы являемся аэропортом. С одной из компаний заключен договор на аэропортовое и наземное обслуживание. Одной из услуг является охрана воздушного судна. У компании воздушные суда взяты в лизинг. Два дня назад пришло уведомление что собственник воздушных судов в одностороннем порядке расторгнул договоров лизинга с компанией в связи с неоднократным нарушением сроков оплаты и как следствия созданной большой задолженностью. Договор расторгнут в одностороннем порядке путем направления соответствующего уведомления. Теперь собственники воздушного судна хотят изымать воздушные суда. У нас как у аэропорта взявшего на себя обязательства по договору аэропортового обслуживания по охране воздушного судна есть сомнения в законности такого изъятия. Судебного решения на руках нет. Как нам поступить? Как вообще в таком случае должен был поступить собственник воздушного судна? Достаточно ли уведомление о расторжении договора для изъятия воздушного судна?
Читать ответы (5)
Андрей
03.03.2009, 09:24

ВОПРОС: Кто является плательщиком транспортного налога?

Тема вопроса: Лизинговая компания сдает в лизинг воздушное судно другой компании, которая эксплуатирует данное судно. ВОПРОС: Кто является плательщиком транспортного налога?
Читать ответы (2)
Петр
05.02.2008, 13:02

Налоговые вопросы при продаже воздушного судна физическим лицом - что нужно знать

Помогите разобраться в следующей ситуации. Дело в том, что физическим лицом в свое время было преобретенно воздушное судно (вертолет). Ответьте пожалуйста, какие налоги платит собственник (физическое лицо) при дальнейшей продажи воздушного судна, за такую же стоимость, за какую и покупал, (нужно ли доказывать-кому и где) и попадает ли такая деятельность под предпренимательскую деятельность?! На основании каких документов и нормативно-правовых актов? Заранее огромное спасибо!
Читать ответы (1)
Айдар
17.11.2016, 19:30

Основание и ответственность за причинение вреда при столкновении судов

Завод арендовал грузавое судно, принадлежащее порту, сроком на месяц. В это время по вине рулевого этого судна произошло столкновение с пассажирским теплоходом, принадлежащим пароходству. Рудевой был осужден к лишению свободы. Пароходство предьявило претензию порту о возмещении убытков. Порт отказался возмещать убытки, заявив, что в момент аварии судно принадлежало заводк. Завод утверждал, что команда судна набрана и обучена портом, рулевой допустил преступную небрежность и потому должен сам нести материальную ответственность. Кто несет ответственность за причинение вреда? Каковы правила ответственности организации за вред, причененный его работниками? Кто в данном случае должен возмещать ущерб убытки пароходству и на каком основании? Как реагируется материальная ответственность рулевого? Каким будет решение органа расматревшего спор?
Читать ответы (1)
Аня
26.04.2017, 13:00

Оплата транспортного налога при приобретении воздушного судна обществом с ограниченной ответственностью по договору

Общество с ограниченной ответственностью приобрело в собственность воздушное судно. Согласно договору аренды заключенному общество с ограниченной ответственностью с закрытым акционерным обществом, зао является эусплуатантом судна, которое находится в аэропорту. Как в таком случае уплачивается транспортный налог?
Читать ответы (3)
Владимир
13.09.2017, 14:58

Освобождаются ли ИП, владеющие воздушным судном, от транспортного налога?

Я являюсь ИП, в собственности есть воздушное судно Ан-2, выполняю авиахимработы. Должен ли я платить транспортный налог на воздушное судно, которое является объектом недвижимого имущества. Согласно Налогового Кодекса ст.346.11 п.3 я освобождаюсь налога на имущество физических лиц. Ток ли это?
Читать ответы (1)
Сергей
27.08.2019, 11:19

Суд решил уменьшить кадастровую стоимость - как происходит возврат переплаты по земельному налогу?

Земельный налог за год (налогоплательщик - физическое лицо) должен уплачиваться, как известно в конце следующего за года. То есть за 2017 - в конце 2018 года и т.п. Налогоплательщик, с 2014 года владеющий участком (кадастровая стоимость которого установлена в 2013 году), в 2019 году обратился в суд для уменьшения кадастровой стоимости. Суд удовлетворил его требование и уменьшил кадастровую стоимость. Переплата, кажется, должна возвращаться за три года, предшествующие году обращения. То есть, в данном случае, это 2016-2018 годы. Вопрос: возвращается переплата по начисленному за 2016-2018 годы налогу или по уплачиваемому в 2016-2018 годах (т.е. начисленному за 2015-2017 годы)? Должны ли вернуть за 2015 год?
Читать ответы (10)
Мария
02.05.2017, 23:33

Снятие с учета маломерного судна в органах регистрации ГИМС - обязаность перед продажей

Собственник маломерного судна Г. продал его гражданину М. по договору купли-продажи. При этом до заключения данного договора не снял с учета в органах ГИМС это маломерное судно. Является ли обязанностью собственника перед продажей маломерного судна снять его с учета в органах регистрации ГИМС?!
Читать ответы (1)
Игорь
26.06.2020, 04:05

Правовые аспекты оплаты таможенных платежей за ремонт морского судна в случае уступки долга и его ввоза на территорию России.

В 2016 году компания О вывезло из России в Республику Корея морское судно, где согласно документов в отношении судна был произведен ремонт (переработка товаров вне таможенной территории), условно на 60 рублей. За долг по неоплате ремонта иностранная компания задержала судно. За хранение и прочие услуги было начислено, условно, еще 40 рублей. Итого долг составил условно 100 рублей. Гражданин Н в 2018 году организовал компанию М и выкупил долг, условно за 30 рублей, сделал уступку долга компании М. В счет уплаты долга компания О отдала указанное судно. Компания М в 2018 году произвела ремонт на судне и в июне того же года ввезла судно на территорию России. При ввозе в Россию компания М заплатила таможенные платежи за ремонт 2018 года. В 2019-2020 таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка, согласно выводов указанных в акте компания М должна заплатить таможенную пошлину за ремонт 2016 года. Вопрос: на основании каких нормативных актов компания М обязана заплатить таможенные платежи за ремонт 2016 года или наоборот не обязана платить, при условии что компания М не является стороной сделки 2016 года и что за ремонт 2016 года ни кто не понес фактических расходов?
Читать ответы (4)
Светлана
23.07.2015, 20:09

Как третьему лицу освободить арестованное имущество, принадлежащее должнику-индивидуальному предпринимателю

Должник-индивидуальный предприниматель. В процессе описи и ареста имущества судебным приставом арестовано имущество, принадлежащее третьему лицу, физическому. Третье лицо с исковым заявлением об освобождении из-под ареста его имущества должен обратиться в арбитражный суд? или..
Читать ответы (1)