Кто обязан содержать дорогу до СНТ и как ее включить в реестр дорог местного значения ПГТ?

• г. Екатеринбург

Здравствуйте!

Наше СНТ находится в границах муниципального образования ПГТ. Дорога к саду идет по границе нашего поселка с другим участком, категории: земли сельскохозяйственного назначения. Это судя по публичной кадастровой карте. Дорога к саду единственная.

Все началось с того, что садоводы обратились к председателю сада написать письмо о плачевном состоянии дороги. Дорога грунтовая. Председатель сообщила, что в администрации ей сообщили, что дорога «принадлежит частнику». Местный кадастровый инженер в поселке границы тоже не выдал. Нужно сказать, что председатель сада и кадастровый инженер представляют административный ресурс поселка, состоят в городской думе. Тогда несколько активистов сами написали письмо Главе поселка с просьбой отремонтировать дорогу. Через месяц пришел официальный ответ о том, что в текущем году на это нет денег. Про то, что дорога «принадлежит частнику» в ответе не было.

В это время председатель сада договорилась в частном порядке с поселковыми механизаторами, они за три дня отсыпали и разровняли дорогу, обошлось это, по ее словам, в 70 000 рублей. Очень недорого. А на собрании она выступила, что мы ничего не знаем, пишем глупые письма, а Глава и так нам помогает по другим садоводческим делам, в частности-проблемы с электоснабжением.

Пришла зима. Дорогу к саду время от времени чистили местные власти. Однако. После обильного снегопада в марте они вовремя не отреагировали и мы вновь обратились с просьбой к председателю. Ответ был прежний, что местные власти дорогу до сада чистить не обязаны, она «принадлежит частнику». В результате председателем был нанят трактор, и мы так понимаем, за наш счет.

Подскажите: как нам узнать кто обязан содержать в порядке дорогу до СНТ? Как добиться, чтобы ее включили в реестр дорог местного значения ПГТ, и кто в этом случае должен доказывать ее принадлежность? Дорога единственная. И не может так получится, что мы вообще окажемся без нее?

Ответы на вопрос (3):

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселений.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно части 8 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств").

Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией; п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. в покрытии проезжей части не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см; п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 и пунктов 5.2.18 и 5.2.22 ГОСТ Р 52289-2004 автодорога в месте, где имеется выбоина, превышающая указанные в пункте 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 размеры, должна оборудоваться предупреждающими дорожными знаками 1.16 "Неровная дорога" и 1.20.1 - 1.20.3 "Сужение дороги".

Как правило, дороги до территорий садоводств, не содержатся в реестрах имущества муниципальных образований. Как правило, муниципалитеты отговариваются, что дороги до садов – это хозяйственные полевые дороги, в связи с чем, выделение средств из бюджета на содержание дороги невозможно.

Между тем, для решения вопроса о принадлежности дороги муниципалитету не обязательно наличие сведений об этой дороге (о земельном участке автодороги) в государственном кадастре недвижимости.

Для защиты прав садоводов вполне достаточно результатов прокурорской проверки. Актом прокурорской проверки может быть установлено, что автомобильная дорога является дорогой общего пользования, имеет грунтовое покрытие, предназначена для движения в обоих направлениях.

Если дорога не была включена в перечень дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, то она признаётся дорогой местного значения.

С учетом того, что дорога расположена в границах ПГТ, обязанность по её учету, поддержанию в надлежащем состоянии, а также обеспечение безопасного дорожного движения в соответствии с действующим законодательством лежит на администрации ПГТ.

Ещё раз повторю, что именно прокуратурой должна быть проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории муниципального образования, в ходе которой должно быть выявлено наличие бесхозяйных дорог и непринятие мер по их постановке на учет в соответствующем регистрирующем органе.

Отсутствие автомобильной дороги на балансе муниципалитета не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию дороги муниципалитетом.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Как правило, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, муниципалитеты не предпринимают мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет автомобильных дорог, находящихся на их территориях.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

После выявления прокурором факта наличия бесхозяйных автомобильных дорог и непринятия мер по их постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с учетом наличия у администрации муниципального образования предусмотренной законом обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения в пределах населенных пунктов поселений, прокурор вправе обратиться в суд с иском о защите прав неопределенного круга лиц.

Наиболее рациональный путь решения Вашей проблемы - обращение к прокурору района, в котором находится ПГТ, с заявлением о проведении прокурорской проверки.

Спросить
Пожаловаться

Спасибо, Юрий Борисович! Уточнение: администрация устно заявляет, что дорога находится не на территории ПГТ. Сад в поселке, а дорога идет по его границы с землями сельхозназначения - это видно на публичной кадастровой карте. Но, на публичной карте яндекса или гугла может быть отклонения, а точных координат мне никто не дает. Вот от сюда и вопрос, кто кому должен доказывать границы? Вынести их на местность может только поселковый кадастровый инженер. Он информации не дает. Если, дорога на территории ПГТ - тут все ясно. А если, на соседней земле или по границе - как тут быть? Дорога единственная, идет вдоль забора и ее внутрь ПГТ не сдвинуть, въезд в сад тоже не перенести.

Спросить
Пожаловаться

Денис! Вас могут безостановочно водить по пути, "усеянному граблями". Не разыскивайте дополнительных сведений о дороге. Не тратьте время и деньги. Обратитесь в прокуратуру. Если будет нужна помощь - помогу обязательно. С уважением Ю.Б.

Спросить
Пожаловаться

К нашему СНТ "Козловский садовод 3" от пгт Козлово ведет грунтовая дорога 1.5 км, дорога не входит в госреестр дорог и никому не принадлежит, соответственно никто за нее не отвечает. Это единственная дорога, по которой можно попасть в наше СНТ. Была прокурорская проверка с предписанием администрации пгт взять на баланс дорогу, администрация отказалась, был суд, с иском прокуратуры признать дорогу бесхозной и обязать администрацию поставить ее на учет. Решение суда - в иске прокуратуре отказано по той причине, что указанная дорога не является объектом транспортной инфраструктуры, не определена как объект недвижимости. Паспортизация дороги не производилась, данный объект не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования муниципального значения, дорога не определена как объект недвижимости, проходит по земельному участку сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования «для сельскохозяйственного использования», предоставленного Государственному комплексу «Завидово» для целей осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Что делать?

Дорога к поселку построена фермером, который частично арендовал земли рядом с поселком. Были ли выделены деньги на строительство дороги администрацией либо это его денежные средства неизвестно. Кроме того, ранее этим фермером был оформлен в частную собственность участок в лесной зоне, на территории которого потом была построена эта дорога. Также к поселку ведет грунтовая дорога федерального назначения, только она уже лет 15 не ремонтировалась и проезд по ней не возможен. Администрация отказывается ремонтировать ее. Сейчас фермер требует деньги за проезд по дороге, установив шлагбаум у границы своего участка. Вопрос: имел ли право фермер строить дорогу, частично проходящую по его участку (частная собственность), без согласования с администрацией района. Других дорог к поселку нет, что делать?

Три семьи обратились в Администрацию Подольского района с просьбой отремонтировать дорогу, ведущую к их домам в деревне Бяконтово, и установить освещение. В ответе администрации написано, что указанного участка дороги не числится в реестре имущества, находящегося в муниципальной собственности Городского округа Подольск. Ранее, местоположение этой дороги к нашим участкам было установлено определением Подольского гор. суда. Дорога была отсыпана щебнем и выложена старыми плитами силами жителей этих домов. Кто должен поставить дорогу на кадастровый учет? Что делать, чтобы администрация округа взяла ответственность за содержание дороги на себя?

Как узнать точно, кому принадлежит участок дороги, если Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения пишет, что он принадлежит администрации района, Администрация района пишет, что принадлежит садовому товариществу, граница которого однако заканчивается в пятиста метрах от этой дороги и по кадастровой карте четко видно, что эта дорога должна быть на балансе города?

У нас СНТ существует с 1992 г. Получилось так, что мы заняли 2 сотки земель общего пользования. По генплану там должна быть дорога. Дорога была никому не нужна и бывший председатель (его сейчас нет в живых) разрешил ее занять. Эта дорога граничила с другим СНТ. В 2008 году мы сделали свидетельство собственности и кадастровый план на участок с прихватом этой дороги. 23 года никому не нужна была эта дорога. В 2013 г. пришел к власти новый председатель СНТ и требует освободить дорогу. На этой дороге мы построили баню, на нее тоже есть свидетельство собственности. Проконсультируйте, пожалуйста, что нам делать. Председатель грозится подать в суд.

Добрый день, я купила дом в селе Култаево Пермского р-на, дом расположен на ул.Заречная. На этой улице идет активное строительство частных домов. Заселены 10 домов на нашем участке, строятся новые. Дорога по улице разбита большегрузной техникой. Я обращалась в сельскую администрацию с просьбой отсыпать дорогу гравием, чтоб была возможность проезда и пешего прохода по дороге на главную улицу села. Эта дорога является единственной для обеспечения жизни. Только по ней можно добраться до центра села, автобусной остановки, больницы, магазинов, администрации. Администрация дала мне ответ о том, что эта дорога является частной. На мое предложение потребовать у частника - владельца дороги приведение ее в нормативное состояние, администрация дала ответ о том, что участок земли, по которому идет дорога, 670 м длиной, не является участком дороги, а является участком сельхозназначения. Поэтому потребовать администрация не может. Хотя в плане на разрешение строительства дома отмечена дорога по ул Заречная около моего дома. Прошу подсказать мне, какие законы мне нужно изучить, чтоб разобраться в моей ситуации.

Через наше ДНП проходит дорога, которую мы в свое время отремонтировали. Однако дорога принадлежит не нам, а соседнему ДНП, организованному после нас. В содержание дороги соседи вкладываться не хотят. Недавно собственники дороги, они же создатели соседнего ДНП предложили выкупить дорогу, за дорого.

Вопросы:

1. как решить вопрос с дорогой? Имеют ли право собственники запретить нам пользоваться дорогой?

2. можем ли мы взыскать деньги за ремонт, содержание дороги нам не принадлежащей с предыдущего нашего председателя ДНП, он же его организатор.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Соседи перенесли свой забор на дорогу. Мой участок с противоположной стороны этой дороги. Он не огорожен. И дорога переместилась ко мне на участок. Сейчас граница моего участка, отмежеванная несколько лет назад, проходит по дороге. Как вернуть дорогу в "прежнее русло"?

Бывают ли дороги в СНТ безхозяйные?

Здравствуйте, получила ответ от Администрации одного из подмосковных городов, что по указанному мною СНТ проходит дорога и ежегодно СНТ собирает деньги под зиму на её ремонт (к весне псевдоасвальт разрушается) На ремонт дороги собирают без решения собрания уже много лет и присылают уведомления, кто не заплатил за дорогу, при этот угрожая судом. Но в суд не подают, зная, что это неправомерно. Продолжается это уже несколько лет-более 10!Но народ старый и несут свои гроши, даже не имея машин. Ответ был таков, что указанная дорога в реестре муницапального района не числится и является бесхозяйной. Перечный адрес на паспортизацию бесхозяйственных дорог сформирован в полном объёме.В 2017 г. будет паспортизовано 51 км.дорог. Данный адрес будет рассмотрен при составлении плана работ на 2018 г.

Подписал ответ Заместитель главы Администрации.

Меня интересует, почему у нас есть безхозяйные дороги, если вся земля принадлежит государству, то. есть, в данном случае Администрации. Администрация не хочет брать на баланс эту дорогу. Как нам быть?

Правомерно ли при проведении межевания участка в снт нарушать границу соседнего снт у которого существует действующая граница в соответсвии с действующей границей Публичной кадастровой карты.

На Публичной кадастровой карте есть действующая граница между двумя снт. Кадастровые инженеры нарушают эту границу и обосновывают это Ее переделкой, правда непонятно чем это обосновано и когда будет меняться действующая Публичная кадастровая карта.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение