Вопрос: какие документы необходимы для вступления в наследство?

• г. Екатеринбург

Вопрос: какие документы необходимы для вступления в наследство?

Ответы на вопрос (2):

Заявление о желании вступить в права наследства. Форма заявления зависит от способа принятия наследства (по закону или по завещанию) .Свидетельство о смерти/Судебное решение о признании человека умершим выдает ЗАГС/суд. Паспорт наследника/другое подлинное удостоверение личности - Свидетельство о рождении/Брачное свидетельство/Справка ЗАГС, удостоверяющая смену фамилии/Выписки из метрических книг/Решения суда Документы, подтверждающие родственные связи, требуются только при варианте наследования без завещания

Завещание

Оригинальный текст завещания должен иметь отметку нотариуса о том, что наследодатель не отменял его, не вносил каких-либо изменений и не составлял нового

Справка из УФМС/Выписка из домовой книги/ Справка ЕИРЦ Информация о прописке умершего/о месте его жительства/обо всех проживающих или прописанных вместе с ним под одной крышей

Отказ от наследства со стороны других родственников или наследников.

Спросить
Пожаловаться

Яна!

Поскольку вопрос не содержит уточнения о том, что имеется завещание, в ответе будет только информация только о действиях наследника по закону при оформлении наследства.

Первое, что является необходимым, - получение документа, удостоверяющего факт смерти (гибели) наследодателя. Таким документом является свидетельство о смерти. Для его получения необходимо обратиться в отдел ЗАГС с соответствующим заявлением.

Обращение может быть:

по последнему месту жительства умершего;

по месту проживания его ближайших родственников;

по месту наступления его смерти (гибели) или обнаружения трупа;

по местонахождению организации, выдавшей справку о смерти, либо судебного органа, вынесшего решение о смерти гражданина или объявлении его умершим.

Свидетельство о смерти выдается на основании предоставленной справки о смерти. В случае, когда факт смерти устанавливается через суд (например, в случае безвестного исчезновения лица), основанием для выдачи документа отделом ЗАГС будет соответствующее судебное решение.

После предъявления этих и иных требуемых документов (паспортов умершего и заявителя, доказательств родства между ними) орган ЗАГС в кратчайшие сроки (как правило, в тот же день) выдает свидетельство о смерти.

Получив свидетельство о смерти, необходимо со своим паспортом явиться в нотариальную контору для подачи заявления о принятии наследства. Наследственные дела открываются в субъекте РФ по последнему месту жительства умершего. Соответственно, обращаться надо к нотариусу населенного пункта, в котором проживал наследодатель на день смерти. И сделать это нужно в пределах установленного законом 6-месячного срока.

В определенных случаях для принятия наследства предусматриваются иные сроки. Гражданским Кодексом РФ предусмотрен стандартный шестимесячный срок для вступления в права наследования. Отсчет этого периода начинается на следующие сутки после открытия наследства, т.е. со дня, следующего за днем смерти наследодателя.

Однако дату и факт смерти не всегда удается установить точно. В случае, если человек пропал без вести, и был объявлен судом умершим, датой смерти считается день вступления судебного акта в силу, либо день его предполагаемой гибели, указанный в решении суда. В обоих указанных случаях отсчет срока идет с даты вступления соответствующего решения суда в силу.

При отправлении заявления о принятии наследства почтой, датой его подачи считается день поступления письма в почтовое отделение. Даже если заявление поступит в адрес нотариуса по истечении 6 месяцев, срок не будет считаться пропущенным.

Нормами наследственного права предусмотрены случаи, когда подавать заявление на наследство не обязательно. Это возможно, когда наследники совершили действия, которые могут свидетельствовать о фактическом принятии наследуемого имущества. Такими действиям являются управление имуществом и защита его от притязаний посторонних лиц, оплата своими средствами долгов наследодателя или несение расходов на содержание имущества. К принятию наследства де-факто относится и совместное проживание с наследодателем на дату его смерти.

В случае пропуска срока на принятие наследства восстановление прав наследника возможно только в судебном порядке и при наличии уважительных причин такого пропуска.

В течение 6-месячного срока необходимо уточнить, было ли составлено завещание и, если таковое имеется, является ли оно действительным, не отмененным наследодателем.

Наличие завещания можно уточнить во время первого посещения нотариуса или позже. Однако о наличии завещания желательно узнать как можно раньше. Это нужно для того, чтобы иметь представление об объеме своих прав и точно определиться с перечнем документов, требуемых для получения свидетельства о праве на наследство.

В случае, если завещание отсутствует или оно является недействительным (отмененным), а также, если завещана только часть имущества, наследование на незавещанную часть осуществляется по закону согласно принципу очередности, которая установлена гражданским законодательством.

После написании заявления о принятии наследства нотариус должен выдать список документов, которые необходимо будет представить к моменту оформления прав на наследственное имущество.

Перечень требуемых документов будет различаться в зависимости от основания наследования, а также от вида наследуемого имущества.

Обычный перечень документов, необходимых нотариусу, включает в себя:

свидетельство либо справку о смерти, выданные органом ЗАГС;

домовую книгу (если умерший проживал в квартире – выписка из нее) либо справку паспортного стола, в которой должна содержаться информация о последнем месте жительства умершего и проживавших с ним лицах;

документы на имущество;

документы об оценке имущества (акт, отчет, справка о стоимости и др.);

Лицу, подавшему заявление о принятии наследства, необходимо доказать наличие родственной связи с умершим - предоставить документы, подтверждающие родство. Это - свидетельства (справки), выданные органом ЗАГС:

о рождении;

о заключении брака;

о перемене ФИО;

об усыновлении/удочерении, и другие.

Если в права наследования вступает переживший супруг, ему необходимо в числе документов предоставить ксерокопию свидетельства о браке (оригинал также предъявляется для сверки подлинности копии).

В случае, если между супругами был заключен брачный контракт, меняющий содержание прав сторон на нажитое в браке имущество, его также необходимо предъявить нотариусу для определения состава наследственной массы.

Для оформления прав на жилой дом или иные объекты недвижимости, необходимо предоставить следующие документы:

Правоустанавливающие - на основании которых умерший являлся собственником. Ими могут быть договор дарения, купли-продажи, обмена, приватизации, свидетельство на наследство, решение суда и другие;

правоподтверждающие: - свидетельство из органа юстиции о государственной регистрации права (в случае, если наследуется жилой дом с земельным участком, свидетельств должно быть по одному на каждый вид имущества);

кадастровый паспорт на объект недвижимости;

справку Бюро технической инвентаризации (БТИ), содержащую сведения об инвентаризационной стоимости имущества на дату смерти наследодателя.

В связи с тем, что в справке БТИ указывается стоимость недвижимого имущества, на основании которой рассчитывается размер госпошлины, предъявления дополнительных документов об оценке не требуется. Однако по желанию самого наследника такой документ может быть предоставлен. Обычно это делается для уменьшения суммы нотариальной пошлины в случае, если имущество в дополнительном документе оценено по меньшей стоимости, чем указано в справке БТИ.

Если наследуется автотранспортное средство, то нотариусу потребуются документы на него (ПТС, свидетельство о регистрации ТС).

Для исчисления размера нотариальной пошлины необходим отчет (акт) об оценке транспорта на дату смерти наследодателя.

Не стоит затягивать со сбором документов, поскольку некоторые справки выдаются не за один день, и к моменту истечения 6-месячного срока могут быть просто не готовы.

Не обязательно переоформлять наследство точно в день окончания срока, однако иногда промедление невыгодно для самого наследника. Например, если наследник намерен продать имущество.

Для исчисления размера нотариальной пошлины, уплачиваемой при выдаче свидетельства о праве на наследство, необходимо определить стоимость наследуемого имущества. Для этого производится его оценка. Оценку могут произвести независимые оценщики или оценочные компании, имеющие лицензию на оказание таких услуг, а также:

организации по учету недвижимости (при определении стоимости квартир и иного недвижимого имущества);

органы государственного кадастрового учета (при наследовании земель);

судебно-экспертные госучреждения органа юстиции (при оценке автотранспорта).

Общее требование к оценке – она должна быть произведена не на дату обращения наследника, а на день смерти наследодателя.

Для получения свидетельства о праве на наследство необходимо представить нотариусу, ведущему дело, требуемый им пакет документов. Некоторые из документов (например, ксерокопии свидетельства о смерти, доказательств родственной связи с умершим) могли быть затребованы ранее при подаче заявления на наследство. В таком случае повторного предъявления этих бумаг не требуется.

В случае, если у наследника нет возможности личного обращения в нотариальную контору за оформлением своих прав, можно выдать доверенность другому лицу на сдачу документов, а также последующее получение и регистрацию свидетельства на наследство.

Перед оформлением на имя наследника документов на имущество требуется оплатить нотариальный тариф, который складывается их двух величин:

государственной пошлины;

суммы оплаты за консультационные услуги и техническую работу нотариуса, которая варьируется в зависимости от вида наследуемого имущества.

Размер госпошлины для родителей, братьев/сестер, имеющих общих отца и мать, супругов и детей установлен по ставке 0,3%, но не выше 100 000 рублей;

для остальных лиц – 0,6%, но не выше 1 000 000 рублей.

Нормами Налогового Кодекса РФ установлены категории лиц, освобождающихся от уплаты госпошлины либо имеющих право на ее оплату в 50% размере.

Размер платы за правовые услуги и техническую работу зависит от степени сложности наследственного дела и не может превышать:

100 рублей – на пенсию умершего;

1000 рублей – на денежные сбережения;

5000 рублей – на каждый объект недвижимости;

3000 рублей – на каждый объект иного имущества.

После оплаты госпошлины нотариус, в соответствии с имеющимися в деле заявлениями и иными документами, выдает свидетельство о праве на наследство. На завещанное имущество выдается свидетельство на наследство по завещанию, а на не завещанное – по закону. Свидетельство о праве на наследство является правоустанавливающим документом наследника, т.е. основанием возникновения его прав на имущество.

Нормы действующего законодательства не содержат требований об обязательной регистрации свидетельства, полученного у нотариуса. Однако права на некоторые виды наследственного имущества подлежат государственной регистрации в соответствующих органах. К примеру, автотранспортные средства необходимо поставить на учет в органах ГИБДД. Права на недвижимое имущество регистрируются в отделении Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости.

Спросить
Пожаловаться

Касающийся управлением бизнеса умершего его наследниками и вступление в право наследства. Какие документы необходимы для управления бизнесом до вступления в наследство.

Какие документы необходимы для вступления в наследство по суду?

Нотариально не удалось, не спрашиваем почему!

ВОПРОС! КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В НАСЛЕДСТВО В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ?

Как узнать в какой ноториат обращаться, для подачи заявления о вступлении в наследство (Умер отец, наследство - квартира в г. Москва)?

Какие документы необходимы для этого?

Какие шаги необходимо предпринять для того чтобы определить полный перечень наследства?

Получил постановление об отказе о вступлении в наследство (не зарегистрирован в реестре 1998 год) Какие документы необходимы для составления иска в суд для вступления в наследство.

Есть документы на мотоцикл, хозяин мотоцикла умер лет 15-20 назад, жена его умерла, родной брат умер, есть племянник умершего хозяина мотоцикла, какие документы необходимо для вступления в наследство? Что необходимо предоставить нотариусу для оформления наследства? Куда потом идти с оформленными документами о вступлении в наследство, для переоформления этого мотоцикла на другого собственника?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

После смерти отца я вступаю в наследство. Скажите пожалуйста какие документы необходимы для вступления в наследство на автомобиль. Необходимо-ли присутствие нотариуса.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение