Могут ли изменить разрешенное использование земельного участка в рамках договора аренды для строительства магазина?

• г. Киров

4 года назад рядом с нашим многоквартирным домом был образован и передан в аренду на 49 лет под строительство магазина земельный участок площадью 100 кв.м. Торгов при этом не проводилось. Участок под строительство был предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта. Разрешенное использование участка - размещение магазина. Арендатор до сих пор строительства магазина не начал. А два года назад были изменены правила землепользования нашего города, которыми были установлены минимальные размеры отступов от границ земельных участков при размещениии на участке строений. Теперь построить полноценный магазин на этом участке уже невозможно. Арендатор теперь намерен изменить разрешенное использование арендованного под размещение (строительство) магазина и устроить на этом участке стоянку (парковку) автомобилей. Допускает ли действующее законодательство изменение разрешенного использования арендованного для целей строительства земельного участка в рамках ранее заключенного договора аренды.

Ответы на вопрос (3):

В данном случае арендатор вправе обратиться в администрацию для изменения вида разрешенного использования земельного участка. Но должны будут проведены публичные слушания, администрация должна на их основе принять решение - изменить ВРИ или отказать.

"

Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2018)

""ГрК РФ Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

2. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""3. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""4. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""5 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

(см. текст в предыдущей "редакции")

7. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""8. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции)"

10. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

11.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

""12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Спросить
Пожаловаться

Нормы закона которые приведены в ответе не содержат понятие "ИЗМЕНЕНИЕ ВРИ" там только говорится о ПРЕДОСТАВЛЕНИИ разрешения на ВРИ. Но ведь разрешение было уже предоставлено и с таким ВРИ участок был предоставлен в аренду. Если бы бы ВРИ было какое-то иное то и кто-то другой (кроме того с кем был заключен договор аренды) тоже возможно пожелал бы арендовать этот участок. Для строительства магазина этот участок был нужен только нынешнему арендатору, а для организации стоянки многие бы захотели его арендовать. Верховный Суд в одном из своих решений указал, что изменение ВРИ земельного участка предоставленного по результатам торгов не допускается. А как быть если аукционов не было и участок был предоставлен в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Что говорят нормы закона относительно данного случая?

Спросить
Пожаловаться

Возможность изменения вида разрешенного использования участка или выбора имеющихся ВРИ для участка, при действующем договоре аренды, определяются видами ВРИ, предусмотренными градостроительными регламентами.

А ПЗЗ, как раз и определяют указанные регламенты, в т.ч. виды разрешенного использования участка.

Спросить
Пожаловаться

ЗАО заключил с ОМСУ договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, сроком на 5 лет для размещения временной парковки. Категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования, указанный в договоре, - «под парковку». По истечении года ЗАО обратился в ОМСУ с требованием внести изменения в договор аренды: изменить вид разрешенного использования с «под парковку» на «под строительство офисного здания». В обоснование своей позиции он привел, в том числе, следующие аргументы: площадь арендованного участка позволяет его использование для запрашиваемой цели, земельный участок находится в общественно-деловой зоне.

ОМСУ в изменении вида разрешенного использования отказывает. Кто прав в данной ситуации?

Помогите пожалуйста в споре. ЗАО заключил с ОМСУ договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, сроком на 5 лет для размещения временной парковки. Категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования, указанный в договоре, - «под парковку». По истечении года ЗАО обратился в ОМСУ с требованием внести изменения в договор аренды: изменить вид разрешенного использования с «под парковку» на «под строительство офисного здания». В обоснование своей позиции он привел, в том числе, следующие аргументы: площадь арендованного участка позволяет его использование для запрашиваемой цели, земельный участок находится в общественно-деловой зоне.

ОМСУ в изменении вида разрешенного использования отказывает. Кто прав в данной ситуации?

Дело втом, что земельный участок через аукцион был предоставлен победителю на основании договора аренды сроком на 3 года с разрешенным использованием для строительства жилого дома, спустя время арендатор представляет заявление арендодателю-собственнику земельного участка (администрации района), где просит провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования из земель категории земель населенных пунктов разрешенное использование для строительства жилого дома на вид разрешенного использования для строительства аптеки. Возможно ли это изменение, если аукцион уже прошел и договор аренды уже заключен? Заранее очень благодарны.

Возможно ли без согласования с соседями поменять разрешенное использование земельного участка? Ранее земельный участок был в аренде для постройки магазина, договор аренды закончился и новому арендатору город отдал участок уже под строительство блокированного многоквартирного 3-х этажного дома. Соседи против такого строительства, коммуникации проводились нами (соседями) за свой счет и не расчитаны на многоквартирный дом. На чей стороне закон?

В Земельный кодекс были внесены изменения, о том что с марта 2015 года Земельный кодекс не допускает изменение вида разрешенного использования публичного земельного участка после заключения договора аренды этого участка по результатам аукциона. Договор аренды был заключен в феврале 2015 г. Можно ли внести изменения в договор аренды и изменить разрешенное использование земли ссылаясь ретроактивность закона?

Имею в собственности земельный участок 300 кв.метров. По пзз в прямом разрешенном использовании есть пункт "магазины",а в скобках объекты капитального строительства. Минимальная площадь участка для данного вида использования по пзз 500 кв.метров. Вопрос: Имею ли я право изменить разрешенное использование и поставить нестационарный магазин из легковозводимых конструций, не являющийся объектом кап. строительства?

ОАО "Екатерина" по результатам аукциона был предоставлен земельный участок для строительства административно-торгового комплекса на условиях аренды, на период строительства. Арендатор по договору субаренды передал часть земельного участка в пользование Фонду "Тор" под размещение временного склада для хранения товара.

Уполномоченный орган обратился в суд с требованием о расторжении договора аренды и изъятии земельного участка в виду его нецелевого использования.

Какой правовой статус у арендатора земельного участка?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Открыла шиномонтаж, отнесла документы в управу (договор аренды, ИП документы и копию паспорта) Какие нужны ещё документы для управы района?

Отнесла в Кабинет один, все документы впорядке. Из другого кабинета вечно приходит мужик, написал письмо типо ему не предоставили ни чего и требует документы:

Действующее разрешение на размещение нестнционарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленной схемой размещения нестанционарных торгововых объектов;

Действующий договор на размещение нестационарного торговго объекта и свидетельство о размещении;

Действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства;

Действующий договор аренды земельного участка размещения объекта, не являющимся объёмом капитального строительства;

Действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не явяющиегося объектом капитального строительства;

Свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального обьекта;

Действующее уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятий общественного питания (о внесении изменений в смеху размещений сезонных (летних) кафе при стационарных предприятий общественного питания);

Распоряжение префекта САО г. Москвы о предоставлении земельного участка под строительство указанного объекта; акт приемки в эксплуатацию законченного строительства объекта, утверждённый распоряжением префекта САО г. Москвы и иные документы связанные со строительством объекта по указанному адресу.

Не понимаю, относится ли это к шиномонтаже! Что ещё нужно донести ему из документов?

Правила землепользования и застройки изменили территориальные зоны, виды разрешенного использования и предусмотрели минимальные размеры земельных участков с определенным видом разрешенного использования.

Каким образом собственники земельных участков (арендаторы) либо зданий, существовавших до принятия Правил, смогут привести в соответствие с Правилами вид разрешенного использования, если их объекты по площади земельного участка, либо по характеристикам объекта не совпадают с утвержденными в Правилах характеристиками?

ЗАО заключил с ОМСУ договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, сроком на 5 лет для размещения временной парковки. Категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования, указанный в договоре, - «под парковку».

По истечении года ЗАО обратился в ОМСУ с требованием внести изменения в договор аренды: изменить вид разрешенного использования с «под парковку» на «под строительство офисного здания». В обоснование своей позиции он привел, в том числе, следующие аргументы: площадь арендованного участка позволяет его использование для запрашиваемой цели, земельный участок находится в общественно-деловой зоне.

ОМСУ в изменении вида разрешенного использования отказал.

5.1. Дайте правовую оценку позиции ОМСУ и ЗАО. Если Вы полагаете, что прав ЗАО – составьте проект искового заявления (или заявления) , если Вы полагаете, что право ОМСУ - составьте проект отзыва.

5.2. Разрешите дело по существу. Составьте проект решения суда.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение