Наше негосударственное высшее учебное заведение является плательщиком налога

на пользователей автомобильных дорог в федеральный и региональный дорожные фонды. Где-то я слышал о льготах по данному налогу для образовательных учреждений. Подскажите, пожалуйста, имеются ли такие льготы и распространяются ли они на негосударственные учебные заведения.

вопрос №14785
прочитан 29 раз

В статье 5 п.1 "Закона о дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1 в редакции от 25.12.92 N 4226-1 указывается: "Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Это положение сохранено и во всех последующих редакциях указанного Закона.

В Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 15.05.95 N 30 в п.21.2 записано: "...учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности".

В соответствии со ст. 10 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» налоговые льготы могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Согласно п.3 ст. 40 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм (т.е. и негосударственные, имеющие лицензию на право образовательной деятельности) в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Ст. 46 Закона РФ «Об образовании», закрепившей право негосударственных образовательных учреждений оказывать платные образовательные услуги, установлено, что платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

В соответствии со ст.47(п.3) Закона "Об образовании" "Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении".

Вывод: На основании двух вышеуказанных федеральных законов образовательные учреждения не должны уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог, если они не занимаются предпринимательской деятельностью.

Также необходимо иметь в виду, что: "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика" (ст.3 п.7 НК РФ часть I).

В Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 15.05.95 N 30 (в редакции "Изменений и дополнений, внесенных приказом Госналогслужбы РФ от 31.03.98 N АП-3-07/58) в п.21.1 указывается: "Бюджетные и некоммерческие организации, реализующие продукцию (работы, услуги) и осуществляющие продажу товаров, уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от выручки, полученной от реализации продукции (товаров, услуг)".

В письме Госналогслужбы РФ "Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями" от 28.03.97 N СШ-4-07-14н определена обязанность образовательных учреждений уплачивать данный налог по результатам внебюджетной деятельности.

Данное письмо не является нормативно-правовым актом по следующему основанию:

- в правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 в разделе 1 п.2 указано: "Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается". В связи с этим Министерством юстиции РФ было отказано Госналогслужбе РФ в регистрации письма "Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями" от 28.03.97 N СШ-4-07.14н (письмо Минюста РФ от 16.04.97 N 07-02-492-97) по мотиву превышения Госналогслужбой РФ предоставленной ей компетенции.

Упомянутый приказ Госналогслужбы РФ от 31.03.98 противоречит как Конституции РФ, так и Налоговому кодексу РФ по следующим основаниям:

- инструкции Госналогслужбы РФ не могут вносить изменения в действующее федеральное законодательство, т.к. принцип установления налогов законами закреплен в ст.57,75 и 76 Конституции РФ и означает, что налоги и сборы должны устанавливаться компетентными органами государственной власти и только в установленной форме - федеральными законами (п.5 ст.3 НК РФ).

Общий вывод: В случае реинвестирования заработанных образовательными учреждениями (в т.ч. негосударственными, имеющими лицензию на образовательную деятельность) внебюджетных средств непосредственно на нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату) в данном учреждении обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог не возникает. При несогласии налоговых органов с приведенной аргументациией образовательное учреждение может обратиться с иском в арбитражный суд.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
0 X