Как обжаловать отказ МинОбороны в признании нуждающимся в пмж для мамы-военного пенсионера?
У меня мама-военный пенсионер (22 года выслуги), живет с мужем в служебной квартире (пмж нет). Подавали документы в Ивановский ДЖО на признание нуждающимся в пмж (в ДЖО указали, что жилье по соцнайму). От МинОбороны пришел отказ. Как быть?
Здравствуйте, из Вашего вопроса не понятно чем обусловлен отказ, можете подробно изложить суть этого документа, а также ответить на следующие вопросы: ставила ли Ваша мама перед командованием воинской части до увольнения с военной службы вопрос о признании ее нуждающейся в постоянном жилье, когда с ней заключен первый контракт (до или после 1998 г.), когда уволена с военной службы?
В любом случае, Ваша мама вправе опсорить отказ в суде или в военной прокуратуре, при наличии оснований его признают незаконным.
СпроситьОтказ жилищного органа давно получили?
Получается, что Ваша мама должна была состоять на учете нуждающихся, однако в связи с тем, что потерялись документы орган жилищного обеспечения ее в реестр не включал?
СпроситьПервый контракт был заключён 6.04.1989; вопрос о признании в постоянном жилье не был поставлен перед командованием, но в рапорте на увольнение было указано, что имею служебную квартиру; уволена 24.07.2013. Основания для отказа то, что мама уже не служит и не имеет право на получение жилья по ДОГОВОРУ СОЦ. НАЙМА.
СпроситьВы пишете, что во время службы Ваша мама подавала документы на улучшение жилищных условий, куда именно? И какое решение было принято по ним?
СпроситьПоложительное решение. Стояла на учёте на улучшение жилищных условий вплоть до увольнения, документы были поданы в жилищную комиссию в кэч, далее направили в Питер, потом в Нижний Новгород, следом в Иваново, но при перевозке документов с Нижнего в Иваново документы были утеряны (но есть карточка учета военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении в минобороны России)
СпроситьПисьмо об отказе было от 21.01.19, пришло 08.02.19
СпроситьДавайте по порядку, Ваша мама была жилищной комиссией воинской части признана нуждающейся в жилье (когда?), после чего документы направлялись из одного органа в другой пока не потерялись, я правильно понимаю?
СпроситьВ 2005 году
ДЖО менялись и документы передавались из одного в другое и при переезде в Иваново всех документов, часть из них была утеряна.
СпроситьЯ думаю, Вашей маме с учетом, того, что она жилищной комиссией воинской части признавалась нуждающейся в жилье (часть документов, свидетельствующих об этом сохранилось у Вас) необходимо подавать в суд иск о признании за ней права состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найм.
Ознакомьтесь с определением ВС РФ от 27 июня 2018 г. № 73-КГ 18-3 и Постановлением Хабаровского краевого суда от 20 августа 2018 г. № 44 Г-126/2018 4 Г-1289/2018 по делу № 2-166/2018, возможно они окажутся Вам полезными.
ВЕРХОВНЫЙ суд
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 73-КП 8-З ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Москва «27» июня 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе председательствующего Хаменкова В.Б., судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Марченко А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 16 января 2017 года, которым отменено решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 июня 2016 года и принято новое решение об отказе в удовлетворении его административного иска об оспаривании решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Зинченко ПН., Судебная коллегия по административным делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
Марченко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения территориального отделения города Улан-Удэ ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — ФГКУ «Востокрегионжилье») от 3 марта 2016 года № 12-20/7 «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», а также о возложении на административного ответчика обязанности принять решение о постановке административного истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
2
Свои требования заявитель обосновал тем, что при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями его календарная выслуга составляла 28 лет. Полагает, что оспариваемое решение нарушает его конституционное право на жилище, поскольку при увольнении он не был обеспечен жилым помещением в соответствии с законом, хотя ни он, ни члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Решением Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 июня 2016 года административный иск удовлетворен, оспариваемое решение признано незаконным и подлежащим отмене, на начальника территориального отделения города Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» возложена обязанность включить Марченко А.В. и членов его семьи в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 6 января 2017 года решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе Марченко А.В. просит апелляционное определение отменить и оставить решение суда в силе; ссылается на то, что оспариваемым решением нарушено его право на обеспечение жилищем, предусмотренное статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»,
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2018 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм материального права допущены судом апелляционной инстанции.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отказа в постановке Марченко А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку им представлены все необходимые документы.
З
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Марченко А.В. на момент обращения в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, военнослужащим уже не являлся и, следовательно, не подлежал постановке на соответствующий учет. В период прохождения военной службы Марченко А.В. нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке не признавался, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах Министерства обороны Российской Федерации не состоял. Соответствующее решение уполномоченного органа о признании заявителя нуждающимся в жилом помещении в период прохождения военной службы и при его увольнении не принималось. Административный истец не лишен возможности реализовать право на обеспечение жилым помещением в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, обратившись с заявлением о признании нуждающимся в получении жилого помещения в орган местного самоуправления при наличии соответствующих оснований.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда апелляционной инстанции не согласилась.
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2013 года № 169 Марченко А.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и с 31 марта 2013 года исключен из списков личного состава; выслуга лет в вооруженных силах: календарная — 28 лет 4 месяца, в льготном исчислении — 52 года 6 месяцев; является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам действующего законодательства.
Оспариваемым решением ФГКУ «Востокрегионжилье» старшему прапорщику запаса Марченко А.В. с семьей (супруга сын отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 2 части статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку заявителем представлены документы, которые не подтверждают право указанных граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные пунктом 'l Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280.
Письмом ФГКУ «Востокрегионжилье» от той же даты Марченко А.В. дополнительно пояснено, что в связи с его увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части с 3 1 марта 2013 года решение жилищного вопроса заявителя не входит в компетенцию Министерства обороны Российской Федерации. Признание Марченко А.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по избранному месту жительства возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном статьями 49-51 Жилищного кодекса Российской Федерации, через органы местного самоуправления.
То есть фактическим основанием для принятия ФГКУ «Востокрегионжилье» оспариваемого решения послужило то, что на момент обращения с заявлением Марченко А.В. военнослужащим уже не являлся, в связи с чем, на него не распространялись положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» о признании нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих и лиц, подлежащих увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.
Согласно положениям абзаца первого пункта статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей в период увольнения административного истца с военной службы) военнослужащие граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении Марченко А.В. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли административный истец нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.
Как следует из материалов административного дела, от 20 февраля 2012 года между администрацией и Марченко А.В. на время прохождения им службы заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу
Следовательно, заявитель проживал в служебном жилом помещении, предоставляемом только на время прохождения военной службы. При этом наличие у административного истца служебного жилья не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии необходимой выслуги лет.
Согласно листу беседы командира войсковой части с Марченко А.В. от 25 января 2013 года последний возражал относительно его увольнения с военной службы без предоставления жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее — Правила).
В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно подпункту «ж» пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
2010 года; улица, дом
В справке администрации Железнодорожного района города Улан-Удэ от 28 декабря 2015 года № 69 указано, что военнослужащий Марченко А.В. являлся нанимателем служебных жилых помещений в городе Улан-Удэ Республики Бурятия по адресу: с 10 января 2000 года по 6 декабря квартирап— с 27 декабря 2010 года по 2 марта 2015 года.
Данная квартира распределена другому
Решением Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 6 октября 2014 года, вступившим в законную силу 2 марта 2015 года, расторгнут договор найма служебного жилого помещения с бывшим военнослужащим Марченко А.В., который выселен из квартиры, расположенной по адресу:
военнослужащему.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент увольнения со службы Марченко А.В. был обеспечен только служебным жильем, из которого в дальнейшем выселен по решению суда. Материалы административного дела не содержат сведений о том, что административный истец и члены его семьи, в отношении которых принято оспариваемое решение ФГКУ «Востокрегионжилье», имеют в собственности либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения; не представлено соответствующих доказательств и административным ответчиком.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск Марченко А.В., пришел к выводу об отсутствии приведенных ФГКУ «Востокрегионжилье» оснований для отказа в постановке административного истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. Суд установил, что заявителем в ФГКУ «Востокрегионжилье» представлены все документы, перечисленные в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Кроме того, органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не представлены заявителем по собственной инициативе.
Отменяя решение суда и признавая законным оспариваемое решение, суд апелляционной инстанции указал, что Марченко А.В. уволен с военной службы в 2013 году и предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» гарантии в жилищной сфере на него не распространяются.
Вместе с тем вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма как лица, находящегося в запасе и не обеспеченного жильем, административным истцом не ставился. Марченко А.В. ссылался на неправомерное увольнение его с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Фактически заявитель просит признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены, а не как гражданина, находящегося в запасе. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
При этом ссылка суда апелляционной инстанции на решение УланУдэнского гарнизонного военного суда от 17 января 2013 года не может быть признана обоснованной, поскольку данное решение суда не содержит выводов о том, что у Марченко А.В. отсутствует право быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; предметом судебного разбирательства являлись иные требования Марченко А.В.
Кроме того, вопросы нуждаемости в предоставлении жилых помещений для военнослужащих, которые подлежат увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, решаются не органами местного самоуправления, а специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о законности оспариваемого решения ФГКУ «Востокрегионжилье» являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, без отмены которого невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Марченко А.В., считает необходимым отменить обжалуемое апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 16 января 2017 года отменить, решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 июня 2016 года оставить в силе.
Председательствующий
Постановление № 44 Г-126/2018 4 Г-1289/2018 от 20 августа 2018 г. по делу № 2-166/2018
Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) - Гражданские и административные
№ 44 г-126/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Хабаровского краевого суда
г. Хабаровск 20 августа 2018 года
Президиум Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Веретенникова Н.Н., членов президиума Мироновой Л.Ю., Трофимовой Н.А.,
с участием представителя заявителя Дороховой Н.Н. Бабенко Р.В., действующего на основании доверенности от 16.03.2017, представителя федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дулениной Е.М., действующей на основании доверенности от 28.03.2018 г. №104,
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Дороховой Н. Н. к федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства по кассационной жалобе Дороховой Н.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 апреля 2018 года.
Выслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., объяснения представителя заявителя Бабенко Р.В., представителя федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дулениной Е.М., изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда
установил:
Дорохова Н.Н. обратилась в суд к федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства. В обоснование требований Дорохова Н.Н. указала о том, что проходила военную службу с 1983 года, уволена с военной службы в 2005 году по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года, в льготном - 30 лет. Дорохова Н.Н. с мужем Дороховым И.Б., также являющимся военным пенсионером, уволенным с военной службы в 1990 году по сокращению штата с выслугой более 20 лет, проживают в жилом помещении, находящемся в закрытом военном городке, предоставленном Дороховой Н.Н. в период службы по служебному ордеру. В период прохождения военной службы решением жилищной комиссии в/ч 34568 от 20.01.2005 г. Дорохова Н.Н. признана нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства в г.Хабаровске и состояла на жилищном учете в Бикинской КЭЧ. После реорганизации Бикинской КЭЧ, она обратилась к ответчику по вопросу об обеспечении жильем, однако ответчиком дано разъяснение о том, что на учете она не состоит, военнослужащей не является и может реализовать свое право на получение жилья только как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка.
Ссылаясь на то, что в соответствии с п. 9 Инструкции, утвержденной Приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 г.№ 1280, она как военнослужащая в установленном законом порядке была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года и сохраняет право состоять на учете до получения жилого помещения по договору социального найма, Дорохова Н.Н. просила суд признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в г. Хабаровске, в порядке очередности, на состав семьи 2 человека с учетом мужа - Дорохова И.Б., с даты первоначальной постановки на учет 20.01.2005 г.; обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ включить ее с составом семьи 2 человека с учетом мужа - Дорохова И.Б. в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Хабаровске, в порядке очередности, с даты первоначальной постановки на учет 20.01.2005 г.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 22 февраля 2018 года исковые требования Дороховой Н.Н. удовлетворены. За Дороховой Н.Н. признано право состоять на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в г. Хабаровске, в порядке очередности составом семьи 2 человека, с учетом мужа Дорохова И.Б., с даты первоначальной постановки на учет 20.01.2005 г. «Востокрегионжилье» Минобороны России возложена обязанность включить Дорохову Н.Н., составом семьи 2 человека, с учетом мужа Дорохова И.Б., в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Хабаровске, в порядке очередности, с даты первоначальной постановки на учет 20.01.2005 г., после предоставления всех необходимых документов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07 марта 2018 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Дороховой Н.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Хабаровский краевой суд 31.05.2018 г., Дорохова Н.Н. просит отменить принятое по делу апелляционное определение, ссылаясь на допущенные судом апелляционной инстанции существенные, по мнению заявителя, нарушения норм права. Просит оставить в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска.
05.06.2018 г. материалы гражданского дела истребованы в Хабаровский краевой суд, дело поступило 14.06.2018 г.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 26.07.2018 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Хабаровского краевого суда.
В соответствии с частью 2 статьи 395 ГПК РФ дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие заявителя Дороховой Н.Н., третьего лица Дорохова И.Б., уведомленных судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Согласно письменному заявлению, поступившему в суд 20.08.2018 г., Дорохова Н.Н. просит рассмотреть дело по кассационной жалобе в ее отсутствие с участием ее представителя Бабенко Р.В.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя заявителя Бабенко Р.В., поддержавшего кассационную жалобу и просившего отменить апелляционное определение по основаниям, изложенным в жалобе, возражения представителя ответчика ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дулениной Е.М., президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что кассационная жалоба заявителя подлежит удовлетворению, а принятое по делу апелляционное определение - отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении и разрешении настоящего дела судом апелляционной инстанции.
При разрешении дела судами установлено, что Дорохова Н.Н. проходила действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с 16.03.1983 г. по 26.08.1988 г., с 09.11.1988 г. по 02.03.2005 г., уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 21, пункта 3 статьи 49 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе »), с 02.08.2005 г.исключена из списков личного состава части и всех видов обеспечения. Выслуга лет составила 22 года в календарном исчислении, в льготном - 30 лет.
Дороховой Н.Н. выплачивается пенсия за выслугу лет.
Согласно служебному ордеру от 30.04.1993 г. № 920 Дороховой Н.Н. предоставлена квартира, площадью 46,7 кв.м., в том числе жилой 28,1 кв.м., на состав семьи три человека (она, муж, сын).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. №752-р Восточный городок входит в перечень закрытых военных городков.
В материалах дела имеется копия договора социального найма №7, заключенного ФКУ «Бикинская КЭЧ района» с Дороховой Н.Н. 01.12.2010 г. в отношении указанного жилого помещения.
В выписке из финансово-лицевого счета на квартиру указано, что счет открыт на основании договора найма служебного жилого помещения №7 от 01.12.2010 г. (л.д.13).
Согласно приобщенной к материалам дела справке Федерального государственного учреждения Бикинская квартирно-эксплуатационная часть района Министерства обороны Российской Федерации от 27.11.2009 г. № жилищной комиссией войсковой части 34568 Дорохова Н.Н. с 20.01.2005 г. признана нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в г. Хабаровске составом семьи 2 человека (протокол без номера от 20.01.2005) (л.д. 8).
В листе беседы, составленном при увольнении Дороховой Н.Н. с военной службы 5.07.2002 г., и ее рапорте об увольнении от 05.07.2005 г., хранящихся в личном (пенсионном) деле военнослужащего, указано о том, что на момент увольнения Дорохова Н.Н. обеспечена служебной жилой площадью, признана нуждающейся и просит обеспечить постоянным жильем в городе Хабаровске (л.д.81-82).
29.06.2016 г. Дороховой Н.Н. было подано заявление (рапорт) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», для приобретения жилого помещения на территории Краснодарского края, с составом семьи два человека по категории граждане подлежащие отселению из закрытого военного городка.
08.07.2016 г. заявление (рапорт) с поданным пакетом документов, отозвано для дополнительного оформления.
Из сообщения администрации г. Хабаровска от 28.12.2017 следует, что Дорохова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Дорохов И.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в установленном законом порядке малоимущими не признавались, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по городскому округу «Город Хабаровск» не состоят.
Из сообщения администрации городского поселения «Город Бикин» от 27.12.2017 г. следует, что Дорохова Н.Н. на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на территории городского поселения не состоит, нуждающейся не признавалась.
Суд установил, что у Дороховой Н.Н. и Дорохова И.Б. отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности.
Как следует из выписок из приказов, справки Военного комиссариата г.Бикин, капитан Дорохов И.Б. уволен с действительной военной службы с 15.02.1991 г. по сокращению штатов, календарная выслуга лет - 19 лет 1 мес.; рапорта об увольнении и листа беседы с офицером в личном деле не имеется. Согласно справке КЭЧ Советского района Калининградской области от 17.09.1992 г., занимаемая капитаном Дороховым И.Б. квартира в им полностью сдана 25.10.1991 г.
Разрешая настоящее дело и удовлетворяя исковые требования Дороховой Н.Н., суд первой инстанции исходил из того, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы от 20.01.2005 Дорохова Н.Н. признана нуждающейся в получении жилого помещения в г.Хабаровске составом семьи 2 человека после увольнения с военный службы. Данные, подтверждающие обеспечение истца жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства, либо в составе семьи супруга, который также являлся военнослужащим, отсутствуют. Обязанность по обеспечению жилищных прав истца уполномоченными государственными органами не исполнена.
Не соглашаясь с приведенными в решении выводами районного суда и принимая по делу новое решение об отказе в иске, суд апелляционной инстанции указал о том, в 2010 году Дороховой Н.Н. и ее мужу было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, общей площадью 46,7 кв.м., протоколом жилищной комиссии от 20.01.2005 г. Дорохова Н.Н. была фактически признана подлежащей отселению из закрытого военного городка. В настоящее время истец и ее муж занимают квартиру площадью 46,7 кв.м., что превышает установленную учетную норму, в связи с чем не имеют права состоять на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г.Хабаровске. Кроме того, судебная коллегия сослалась на отсутствие доказательств соблюдения истцом установленного порядка учета нуждающихся в получении жилых помещений с момента увольнения со службы и до обращения с иском в суд.
Вместе с тем приведенные судом апелляционной инстанции выводы основаны на ошибочном толковании и неверном применении правовых норм, определяющих условия и порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилье.
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным "законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей в период увольнения истца с военной службы) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении Дороховой Н.Н. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли она нуждающейся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.
Как следует из материалов дела, в 1993 году Дороховой Н.Н. на время прохождения ею военной службы было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по.
Следовательно, заявитель проживала в служебном жилом помещении, предоставляемом только на время прохождения военной службы.
При этом наличие у истца служебного жилья не могло быть признано основанием для отказа в признании ее нуждающейся в получении жилья по договору социального найма по избранному после увольнения месту постоянного жительства и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы в связи с достижением предельного возраста при наличии необходимой выслуги лет.
Согласно листу беседы командира войсковой части с Дороховой Н.Н. от 5.07.2005 г. она выразила согласие на увольнение с военной службы с условием предоставления жилья в избранном после увольнения месте жительства - г.Хабаровске. Данное согласие подтверждено подписью Дороховой Н.Н., а также отражено и в ее рапорте об увольнении со службы от 5.07. 2005 г. Указанные документы были получены по запросу суда первой инстанции из личного дела военнослужащего, хранящегося в военном комиссариате, исследованы судами в ходе судебного разбирательства в порядке, предусмотренном процессуальным законом. Их подлинность и соответствие действительному волеизъявлению военнослужащей Дороховой Н.Н. при увольнении сомнений не вызывали.
Подтвержден имеющимися в деле данными и факт принятия жилищной комиссией воинской части по месту прохождения службы решения о признании Дороховой Н.Н. нуждающейся в предоставлении жилья по избранному после увольнения месту жительства.
Этим документам дана правовая оценка в принятом судом первой инстанции решении с учетом нормативных правовых актов, регулировавших порядок учета и признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений, действовавших на момент увольнения истца с военной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.1998 г. №1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно подпункту «ж» пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
Установленные судами фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент увольнения со службы Дорохова Н.Н. была обеспечена только служебным жильем и с учетом основания увольнения с военной службы и выслуги лет была правомерно признана решением жилищной комиссии по месту прохождения службы нуждающейся в получения жилья в избранном после увольнения месте жительства, отличном от места прохождения службы.
Данные об изменении Дороховой Н.Н. принятого при увольнении со службы решения о постоянном месте жительства не установлены, и на наличие таких обстоятельств ответчиком не указывалось.
Наличие у истца и членов семьи в собственности жилых помещений проверено судом первой инстанции, установлен факт отсутствия жилья в собственности истца и членов семьи.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии приведенных ФГКУ «Востокрегионжилье» оснований для отказа в постановке Дороховой Н.Н. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, в связи с чем предъявленные Дороховой Н.Н. требования правомерно удовлетворены.
При таком положении предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены постановленного судом решения в апелляционном порядке не имелось.
Суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении предъявленного иска, не учел, что само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Факт оформления в 2010 году договора социального найма в отношении жилого помещения, предоставленного Дороховой Н.Н. в качестве служебного, на что указано в апелляционном определении, не препятствует решению вопроса об обеспечении истца жилым помещением в избранном после увольнения месте постоянного жительства, поскольку законом предусматривается сдача занимаемого жилого помещения при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Так, согласно положениям п. 14 ст. 15, п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при наличии у военнослужащего по месту военной службы жилого помещения в случае перемены места жительства его сдача производится при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Вывод суда апелляционной инстанции о несоблюдении установленного порядка учета нуждающихся в предоставлении жилья военнослужащих сделан вопреки установленным судами данным, подтверждающим, что Дорохова Н.Н. была признана нуждающейся в обеспечении жильем по избранному после увольнения месту жительства в порядке, действовавшем на момент ее увольнения со службы. Судом апелляционной инстанции не учтено, что ведение учета и соблюдение установленного порядка учета нуждающихся в предоставления жилья военнослужащих возлагается на уполномоченные органы военного управления и их должностных лиц; неисполнение должностными лицами ФКУ «Бикинская КЭЧ района» обязанности передать документы, касающиеся учета нуждающихся в жилье военнослужащих и уволенных с военной службы лиц, не может повлечь негативные последствия для реализации гарантированного законом права истца на обеспечение жилым помещением.
С учетом изложенного принятое по данному делу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным статьей 387 ГПК РФ, с оставлением в силе решения Кировского районного суда г.Хабаровска от 22 февраля 2018 года.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационную жалобу Дороховой Н. Н. удовлетворить, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 апреля 2018 года отменить,
оставить в силе решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 22 февраля 2018 года.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.Н. Веретенников.
Спросить